“L’AGEFI”: Экс-мэр Алматы: У меня нет и не было банковских счетов за рубежом. Виктор Храпунов отвечает на все обвинения и претензии в свой адрес. Часть 2

Оливье Грива: Предвидели ли вы такое развитие событий в момент покидания страны?

Виктор Храпунов: Да, я захотел порвать все связи с этим недостойным цирком. Меня очень задевает эта ситуация, поразившая высокообразованный и культурный народ. Я не понимаю, почему некоторые слои казахского населения показывают такую наивность. Некоторые позволяют себе даже заниматься своего рода соревнованием с тем, чтобы определить, кто окажется самым льстивым. Президента называют “великим миротворцем”, человеком, у которого “сердце в его рассудке”. Два американских законодателя даже номинировали его на Нобелевскую премию мира за то, что в мире удалось избежать ядерной катастрофы. Мне, родившемуся в 200 км от ядерного полигона в Казахстане, хорошо известно, что он отказался от ядерного оружия под давлением общественного мнения в 1991 году. С другой стороны, Назарбаев никак не смог бы сохранить ядерные боеголовки, оставшиеся на его территории после распада Советского Союза. По одной простой причине: Казахстан не удовлетворял ни одному из требований для полного цикла производства оружия такого типа. Ни Россия, ни Соединенные Штаты не могли бы помочь Казахстану, даже если бы они хотели, потому что это означало бы, что они выходят из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Оливье Грива: Вы уехали из Казахстана в Швейцарию в 2007 году по состоянию здоровья…

Виктор Храпунов: Это был единственный способ покинуть страну. Я располагал слишком большой информацией о незаконном обогащении правящих кланов. Власти решили уничтожить все свидетельства своих ошибок. Правящие кланы не останавливаются перед физическим устранением своих оппонентов. В 2005 году мой предшественник на посту мэра Алматы Заманбек Нуркадилов был убит тремя пулями. Это была его жена, кто обнаружил его тело, пораженное двумя пулями в район сердца и одним в висок. В официальной версии говорилось о самоубийстве! В 2006 году другой оппозиционер был застрелен одновременно со своим телохранителем и водителем. Подразделение сил правопорядка вывезло их за пределы Алматы и расстреляло.

Оливье Грива: Думали ли вы о том, что такое может случиться с вами в свою очередь…

Виктор Храпунов: Да, я об этом думал.

Оливье Грива: Связан ли ваш запрос на получение политического убежища в Швейцарии с разбирательством по иску, поданному в Женеве властями Казахстана из-за отмывания денег?

Виктор Храпунов: В рамках процедуры предоставления политического убежища мы передали Берну три большие папки со всеми этими обвинительными элементами по отношению к властям Казахстана. Эта заявка была подана в течение лета 2011 года, задолго до подачи казахского запроса о помощи. Имеются в виду гонения против моего свекра и моей свекрови в Казахстане, которые разразились. Без правового основания им запретили отправиться на отдых в Турцию. В результате 83-летний отец Лейлы перенес инсульт, и надо было лечить его в срочном порядке в Москве. Самолет скорой помощи прибыл за ним, но власти не позволяли взять его на борт. Это только благодаря журналистам, прибывшим в аэропорт, и врачу, который убеждал, что больной может умереть с минуты на минуту, ему было разрешено отправиться после 6 часов унижения. К моему ходатайству о предоставлении политического убежища они имеют отношение вместе с Лейлой, ее сестрой и мужем ее сестры. Я не исключаю, что власти Казахстана захотели среагировать на наше ходатайство о предоставлении политического убежища посредством запроса о правовой помощи”.

Сказанное бывшим мэром Алматы можно дополнить еще вот чем. Швейцарский франкоязычный телеканал RTS, который неоднократно упоминается в этом интервью как Виктором Храпуновым, так и бравшим у него интервью журналистом Оливье Грива, немногим более месяца назад передал репортаж под названием La famille Khrapunov visée par une enquête pour blanchiment à Genève”. В нем было озвучено такое сообщение, которое потом оказалось подхваченным другими средствами массовой информации: “Как стало известно RTS, женевская прокуратура возбудила дело об отмывании денег против семьи Храпуновых, проживающей в Женеве. Возложенное на прокурора Жан-Бернара Шмида расследование фокусируется на происхождении средств, инвестированных в Швейцарии казахской семьей”.

Далее автор репортажа Агата Дюпарк поделилась информацией о том, что в этой связи были заблокированы деньги Виктора Храпунова, находившиеся на счетах в двух банках — в “Credit Suisse” и частном банке “Schroeder”. В вышеназванном интервью бывший мэр “южной столицы” РК опровергает ее, заявляя: “в этих двух банках никакая сумма не была заблокирована на счетах, принадлежащих членам моей семьи”. Следовательно, он предлагает воспринимать эту информацию, изошедшую из уст Агаты Дюпарк и распространенную швейцарским франкоязычным телеканалом RTS, как “утку”.

Но и это не все. “Храпуновым, поселившимся в Женеве несколько лет назад и хорошо интегрированным в местое общество, придется объяснять происхождение своего состояния, которое, по оценкам, превышает 300 миллионов франков. Для женевской прокуратуры речь пойдет о нахождении ответа на вопрос, обогатилась ли семья незаконным образом или нет”, — говорила еще тогда Агата Дюпарк. Наличие у него и у его семьи такого состояния бывший мэр Алматы также смело и бесповоротно опровергает. И можно, видимо, допустить, что, раз он публично заявляет такое, находясь под следствием, ему нет резона беспокоиться о возможности появления доказательств обратного порядка.

По появлявшимся ранее в швейцарских средствах массовой информации данным, Федеральное ведомство юстиции Швейцарии отклонило первый запрос от Казахстана об оказании правовой помощи по делу Виктора Храпунова. Оно посчитало его “неполным”. Тогда такой запрос был дополнен и направлен вторично в Берн, столицу Швейцарии. Оттуда его передали в женевскую прокуратуру. В нем подробно говорится о том, как бывший мэр продал по низким ценам в пользу компаний, контролируемых его женой Лейлой, земельные участки и государственные здания. Но и такого рода обвинения в вышеназванном интервью напрочь опровергаются Виктором Храпуновым.

В завершающей части своего вышеназванного репортажа, переданного немногим более месяца назад по телеканалу RTS, Агата Дюпарк выводила мысль, из которой следует, что необратимый разрыв Виктора Храпунова с официальной Астаной, лояльность которой он сохранял в течение долгого времени, определился после женитьбы его сына Ильяса на Мадине, дочери Мухтара Аблязова. Вот ее-то в своем этом выступлении бывший мэр Алматы, наоборот, подтвердил.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена