Культура опасная и безопасная

На заседании КИПРа выясняли, как взаимосвязаны культура и национальная безопасность

Чтобы государственность снова стала авторитетной, молодежь нужно воспитывать и образовывать – на это указывала Шуга Нурпеисова, писатель, культуролог в ходе заседания КИПРа (Клуб Института политических решений) по теме “Культура как фактор национальной безопасности”. Но данная задача представляется трудновыполнимой. Айгуль Курмангалиева, директор Института развития образования при МАБ, отметила: “Любыми способами реализуй свой личный интерес – вот национальная идея, которую можно наблюдать на личностном примере”.


Презентация Шуги Нурпеисовой оказалась одноименной с темой заседания – “Культура как фактор национальной безопасности!”. “Государственность крепка, если есть идеократия и мобилизованные интеллектуально и нравственно граждане”, – сказано в ее материале. “Культура – имеющийся резерв. Культура может задействовать личность на подвиг самопреодоления, – подчеркнула г-жа Нурпеисова. – Если человека не ведут идеалы – он начинает разлагаться”.

У понятия “культура” сотни определений, поэтому участники заседания сошлись хотя бы на том, что в контексте поставленной проблемы речь не ведется об искусстве. А вот профессиональный долг в понятие “культура” запросто укладывается. При этом сама проблематика в культуре такова, что точный и пошаговый план рекомендаций выработать крайне сложно, если вообще возможно.

Шуга Нурпеисова постоянно отбивалась от обвинений в “романтизме” и пыталась доказать, что в облаках не витает и смотрит на происходящее трезво. Однако ее рекомендации о необходимости для чиновников иметь философское образование трудно назвать связью с реальностью. Как и такой тезис: “Высшие эшелоны власти необходимо наполнять интеллектуалами, понимающими суть культуры”.

Докладчица считает, что ставку нужно делать на молодежь – взрослые уже потеряны для перевоспитания. А среди молодежи следует повышать престиж чтения. Одним из слагаемых успеха Китая г-жа Нурпеисова называет то, что “китайцы правополушарная нация – у них очень развито образное мышление”.

“Причиной снижения уровня культуры является то, что культурные ценности в обществе как таковые не культивируются ни на каком уровне… А происходит такое ввиду того, что сегодня нет мощной идеологии, являющейся базой развития для любого общества. Идеология всегда порождает определенную культуру”, – считает Бектас Жолумбетов, эксперт “Neff Consulting”.

Путем подмены понятий и формирования ложных стандартов обществу навязываются антиценности. Например, образцом успеха считается иждивенческая позиция в жизни – иметь все, ничего для этого не делая. Г-н Жолумбетов акцентирует: “Пропагандируется “красивая жизнь”, достающаяся любыми, легкими, при этом не всегда этичными путями. В сознании людей сеются семена криминальной культуры, которые в результате приводят к росту преступности. В качестве верха предприимчивости, позиционируется финансовая нечистоплотность. Человек, проводящий праздный образ жизни – эталон для подражания”.

Много спорили насчет государственного вмешательства и влияния в сфере культуры. Большая часть участников дискуссии настаивает на государственном финансировании сферы культуры в плане поддержки нужных для подражания культурных образцов. Другие настроены к положительной роли государства скептически. “Сложно представить, чтобы у Абая был госсоцзаказ. Он писал “Слова назидания” и писал”, – заметил Ерлан Смайлов, модератор КИПРа.

“Культура имеет свою логику и логистику – это система нормативных ценностей”, – подчеркнул Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда “Аспандау”. “Любой нормативной ценности – своя роль и место”, – еще один его тезис. Г-н Нуров простив того, чтобы чему-то придавалось сверхценностное доминирование, но и принижать ценности не надо. К примеру, сегодня в Казахстане принижен человек труда. “В мире произошла информационная революция и наша задача хотя бы соответствовать ей”, – подчеркнул он.

В ходе дискуссии спорили о месте и значении ислама в жизни казахов. Одни участники заседания считают роль данной религии ключевой, а другие уверены, что казахи и без ислама не пропадут. Прозвучал тезис: “Не только религия является основой нравственности и культуры”. Сама Шуга Нурпеисова считает, что Казахстану нужны образованные и красноречивые имамы для подъема культуры. “Имамы красноречивые ходящие по улице – это уже удар по культуре”, – заметила на это Леся Каратаева, заместитель директора КИСИ.

Марианна Гурина, президент ОФ “Улагатты жануя” выразила сожаление по поводу того, что предмета “Литература” теперь в школе практически нет. А ведь это предмет, где спорят, обсуждают образцы для подражания, идеологию. “В образовании обучающегося лишают права мыслить, критически мыслить”, – акцентировала Альмира Наурзбаева, декан факультета востоковедения КазУМОиМЯ им. Абылай хана. Ну а с таким исходным фундаментом не на что рассчитывать. Гульнар Абикеева, киновед, в продолжение темы литературы отметила: “У нас пропадает литература как таковая. Кинопрокат – проигранный сектор культуры”. Леся Каратаева не согласна с потерянной литературой и указывает на этнический и религиозный ренессанс в стране. Она же поставила такой ракурс проблемы: “Насколько есть запрос общества на восприятие культуры?”

На отсутствие экранизации литературных произведений казахских авторов обратила внимание Жанна Мендыбаева, директор Бюро образовательных технологий “UniverSity”. Для сравнения она привела Россию, где сняли “Идиота”, художественные фильмы по рассказам Куприна и тому подобное. Г-жа Мендыбаева считает, что лучше тратить деньги на талантливых художников, чем на EXPO-2017 (хотя оговорилась, что в принципе против EXPO ничего не имеет). “Если у нас есть казахская культура, но мы ее не читаем, не экранизируем, не изучаем, то ее как бы и нет”, – поделилась своими соображениями Жанна Мендыбаева.

По близкому аспекту темы добавила реплику Розани Исмаилова, независимый эксперт: “Алматы – большой аул есть, а этнокультуры нет”.

“Двадцать лет в условиях небрежения к культуре и варварства (варварство – это отсутствие культуры)”, – так выразилась о текущем моменте Земфира Ержан, искусствовед. Герой сегодняшнего дня – это чиновник или бизнесмен, который неправедным путем накопил много денег и уехал за границу. Коррупция и непрофессионализм – это два бича всего. Поэтому люди боятся лечиться у наших врачей, въезжать в отечественные новостройки (могут рухнуть).

“Культура не может выжить в обществе, где она не востребована”, – акцентировала г-жа Ержан. Со своей стороны она предложила пересмотреть контракты на недропользование в том моменте, чтобы сырьевики часть доходов направляли на поддержание культуры и культурной инфраструктуры Казахстана. “Необходимо, чтобы сама культурная среда предлагала здравые идеи”, – указала Земфира Ержан.

В ходе дискуссии участники озвучивали различные определения термина “культура”. Грета Соловьева, Институт философии и политологии, дала такую формулировку: “Культура – тот способ, каким разум вписывается в мир”.

“Культурную войну Западу мы уже проиграли, теперь стоит задача выжить”, – считает Айгуль Курмангалиева.

Ерлан Смайлов отметил, что маркетологи сейчас радуются – молодежь активно покупает брендовые вещи. Ну а на другом полюсе культуры то, что сложно добиться даже хорошего качества мытья автомобиля, не говоря уже о каких-то сложных технологиях. “Если посмотреть индикаторы вроде роста преступлений, то видно, что с культурой не все в порядке”, – подчеркнул он.

Ерлан Сейтимов, бизнес-консультант, режиссер указал на отсутствие надежных показателей, которые доказывали бы, что в одном месте культура выше, а в другом ниже. С культурой бизнеса немного легче. В Казахстане по строительству требуется 125 разрешений, а в каких-то государствах – 7. “Людей не сжигают, не вешают, нет концлагерей – все-таки чуть-чуть лучше стало”, – обратил он внимание на позитивные тренды последнего времени.

Подводя итоги заседания, участники согласились с тем, что сужение культурного поля чревато, среди прочего, угрозой государству. Культура такой же элемент безопасности, как армия и спецслужбы.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.