Global Times: Будущее Афганистана вызывает большую озабоченность у его центрально-азиатских соседей

Все это, конечно, так. Но Казахстан и другие центрально-азиатские страны вряд ли в состоянии изменить что-либо в упреждающем порядке

Издание Global Times опубликовало статью Су Чанга под названием «Afghan Withdrawal symptoms worry neighbors» — «Симптомы вывода войск коалиции западных государств из Афганистана беспокоят его соседей».

В ней говорится так: «Время вывода американских войск из Афганистана приближается. Будущее Афганистана вызывает большую озабоченность у его центрально-азиатских соседей.

Прежде всего, страны Центральной Азии опасаются того, что их безопасность будет нарушена возможными последствиями войны в Афганистане после вывода американских войск. А между тем они озабочены осложнением ситуации с религиозным экстремизмом и терроризмом в Центральной Азии, тогда как Талибан, который поддерживает все радикальные силы региона, пытается установить теократический режим. Кроме того, проблема наркотиков в Афганистане также создает угрозу безопасности Центральной Азии в качестве транзитного коридора, сделавшегося желанным дельцам от международного трафика».

Все это, конечно, так. Но Казахстан и другие центрально-азиатские страны вряд ли в состоянии изменить что-либо в упреждающем порядке. Им остается только следить за развитием событий и стараться при этом не утрачивать бдительности.

Что же касается мнений таких экспертов, как Су Чанг, они полагают, что ситуация в Центральной Азии с различными экстремистскими организациями может обостриться в дальнейшем. Давайте зададимся вопросом, каким образом такая цепь событий может повлиять на Казахстан.

Известно, что некоторые страны НАТО (например, Франция) вывозят свою технику, оборудование и снаряжения через территорию РК. А еще известно, что в Казахстане пересекаются интересы не только таких крупных держав, как США, Россия и Китай, но и также Ирана. Завершается прокладка железной дороги от Казахстана через Туркменистан до Ирана. Вот что примечательно в этом случае: исходный пункт этой железной дороги у нас в стране располагается в городе Жанаозен. США же со своей стороны хотели бы создать логистическую базу в Актау. Эти два самых крупных города Мангыстауской области разделяют 150 километров. Таким образом, получается, что интересы двух настроенных весьма недружелюбно в отношении друг друга государств пересекаются не только в Казахстане в целом, но и даже в его отдельно взятом регионе — Мангыстауской области. Излишне напоминать, что ситуация там складывается и без того напряженная после известных событий в Жанаозене. И вышеупомянутое пересечение интересов может усугубить общественно-политическую ситуацию в этой области. Российский политолог Александр Князев высказал мнение о том, что Актау может быть встроен Североатлантическим блоком в сценарий агрессии против Ирана. Аналогичной точки зрения придерживается ряд других политических экспертов. Растет напряженность по соседству с Ираном. Страны региона наращивают свою военно-морскую мощь. Два ракетоносных военных корабля имеется на Каспии у России. Новый корабль спустил на воду Иран. А Туркменистан купил у России два катера с ракетным вооружением.

Можно назвать и другие интересные факты. Например, 17 февраля 2012 года беспилотный летательный аппарат был замечен пограничным отрядом, который дислоцируется неподалеку от станции Бейнеу в Мангыстауской области. Беспилотник пересек государственную границу и направился вглубь территории республики. Летательный аппарат находился в казахстанском воздушном пространстве около 15 минут. Он пролетел рядом с двумя пограничными заставами, после чего развернулся, направился обратно и скрылся на территории Узбекистана. Незамеченным для ПВО он остался из-за слишком малой высоты полета. Напомним исторический контекст. За два месяца до этого произошли столкновения в городе Жанаозен и поселке Шетпе. Комендантский час в этих населенных пунктах официально был отменен в последний день января, то есть примерно за две недели до полета беспилотника над Мангыстауской областью. Этот факт представляется не безынтересным еще и потому, что 3 июня 2013 года в столице Узбекистана Ташкенте должно было начать свою работу региональное представительство военно-политического блока НАТО. И случай с этим беспилотником — не единственный в своем роде. 19 апреля 2013 года на территорию Атырауской области упал российский беспилотный летательный аппарат, запущенный с военного полигона Ашулук в Астраханской области. Таким образом, складывается впечатление, что посредством запускаемых извне беспилотников разведывается обстановка в прикаспийской зоне Казахстана.

Что касается обстановки на южных границах прикаспийской зоны, можно отметить следующее. В конце апреля боевая активность движения Талибан на севере Афганистана перекинулась из провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном, в провинцию Фарьяб, находящуюся у границы с Туркменистаном. К концу апреля талибы захватили ряд селений в этом регионе. Тысячи местных жителей были вынуждены бежать из родных мест. Глава полицейских сил Фарьяба обратил внимание на участие боевиков ИДУ (Исламского движения Узбекистана) в этой акции Талибана. Удар был направлен в район, имеющий стратегическое значение. Там расположен водный ресурс, который неофициально носит название «Туркестанский банк воды» (комплекс насосных станций, которые качают воду для полей Кашкадарьинской, Бухарской и Навоийской областей). И он является важным не только для Фарьяба, но и для находящихся поблизости районов Туркменистана и Узбекистана. «Активность боевиков Исламского движения Узбекистана у границ Туркменистана создает совершенно новую ситуацию для Ашхабада и для региона в целом», — заявила в интервью DW координатор Объединенной евразийской экспертной сети Jeen Наталья Харитонова.

Российский эксперт по кризисным ситуациям Лев Корольков полагает, что в Фарьябе может идти отработка координации действий Талибана и ИДУ в местах, где, хотя среди населения численно превалируют узбеки, насчитывается значительно количество этнических туркмен. Многие из них, мол, имеют свои обиды на власти соседней страны еще со времен правления Ниязова и потому представляют собой важный вербовочный контингент для Исламского движения Узбекистана. Их, в соответствии с тактикой сетевых террористических исламистских организаций, могут, по словам российского эксперта, направлять в Туркменистан для создания там «спящих» ячеек или последующего проникновения в Узбекистан и, в особенности, в Казахстан, работу в котором ИДУ и близкие ей группировки резко активизировали с 2009-2010 годов.

На этом фоне наблюдается, судя по недавним событиям, потепление отношений между Астаной и Ташкентом, а также между Астаной и Ашхабадом. И такая тенденция кажется совсем не случайной. Так что остается ждать развития ситуации на фоне вышеуказанных видимых признаков усугубления геополитической ситуации в регионе.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.