BBC News: Иса Хашиев вспоминает: «Солдат, которому поручили депортировать нас, был очень добр. Мы выжили, именно благодаря этому человеку»

23 февраля, когда по всей России праздновали День защитника отечества, в Чечне и Ингушетии отмечали 70 лет со дня начала депортации чеченского и ингушского народов

Канал BBC News передал репортаж Элисона Джи под названием «Deported by Stalin to Central Asia» — «Депортированные Сталиным в Центральную Азию».

В нем говорится так: «Семьдесят лет назад, в феврале 1944 года около полумиллиона чеченцев и ингушей были посажены в вагоны для скота и отправлены в изгнание в отдаленные районы Советского Союза. По оценкам, более трети из них умерло до того, как им, 13 лет спустя, разрешили вернуться назад».

23 февраля, когда по всей России праздновали День защитника отечества, в Чечне и Ингушетии отмечали 70 лет со дня начала депортации чеченского и ингушского народов. Тогда, по официальным данным, из Чечено-Ингушской АССР было насильственно вывезено свыше 496 тысяч чеченцев и ингушей, в том числе 411 тысяч (85 тысяч семей) — в Казахскую ССР, 85,5 тысяч (20 тысяч семей) — в Киргизскую ССР. В вышеназванном репортаже канала BBC News указывается, что из порядка 500 тысяч депортированных из Чечено-Ингушской АССР в Центральную Азию около 100 тысяч были ингуши, около 400 тысяч – чеченцы.

Его автор Элисон Джи на основе рассказа 81-летнего Исы Хашиева излагает подробности этой депортации на примере опыта одной семьи.

Депортированные Сталиным в Центральную Азию

«На рассвете пятеро солдат входили в каждый дом и забрали всех мужчин – всякого, кто старше 14 лет. Мне было 10 лет. Затем они сказали, что будут депортировать всех нас», — говорит аксакал.

«Семья Хашиева была отправлена в 15-дневное путешествие в направлении Казахстана, — сообщает Элисон Джи. – Было темно и холодно, когда они прибыли в Кокчетав в степях Северного Казахстана».

Далее он приводит такие слова Исы Хашиева: «Депортированные принимались в свои дома местными семьями, не все из которых были в восторге от такой ситуации. Хозяйка одного дома не хотела впускать нас — она слышала, что мы являемся людоедами или что-то вроде этого. В конце концов, она согласилась принять нас, но она не захотела говорить с нами».

Как эта депортация сказалась на демографическом состоянии чеченского и ингушского народов? Рассмотрим этот вопрос сквозь призму исторической ретроспективы.

К середине XIX века, по данным того времени, на Кавказе чеченцев насчитывалось 138 тысяч, ингушей 38 тысяч. К концу того же века только чеченское население Терской области составляло уже 226,5 тысячи человек. В 1944 году, то есть к моменту выселения, чеченцев и ингушей, по мнению чеченского историка и писателя Абдурахмана Авторханова, насчитывалось около 1 миллиона человек.

В 1959 году, после восстановления Чечено-Ингушской АССР, их в Советском Союзе оказалось уже всего 525 тысяч, в том числе: чеченцев — 419 тысяч, ингушей — 106 тысяч. Данные по последней советской переписи от 1989 года таковы: чеченцы — 957 тысяч, ингуши — 237 тысяч.

Примечательно, что ровно пять лет назад, накануне 65-летия этой исторической даты общественная организация из Чечни выступила с инициативой выдвижения на Нобелевскую премию мира не кого-нибудь из отличившихся своим гуманистическим вкладом в поддержку чеченцев политических или общественных деятелей современной России, а главу далекого Казахстана. Это, видимо, говорит, помимо прочего, о том, что восприятие России и русских в целом в чеченском обществе продолжает оставаться неоднозначной.

Но какими бы жестокими и конфликтными не были обстоятельства, всегда есть место для добродетели одних и чувству ответной неизбывной благодарности других. И это подтверждается таким высказыванием Исы Хашиева через 70 лет после депортации: «Солдат, которому поручили депортировать нас, был очень добр. Он погрузил в наш грузовик пять мешков зерна и помог нам собрать наши постельные принадлежности и другие вещи. Мы выжили, именно благодаря этому человеку».

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.