Нельзя унижать человека из-за незнания какого-либо языка, заявил президент Назарбаев. Глава государства считает, что тех, кто требует обязательное знание языка при приеме на работу нужно приводить в чувство, и наказал прокуратуре заняться этим. Националисты согласны с мнением президента, однако придерживаются мнения, что ущемление по языковому принципу происходит сплошь и рядом.
“Если кого-то унизили в правах по принципу национальности, языка, или религии — надо считать, что унизили всех нас казахстанцев, 17 миллионов. В конституции четко написано: запрещается дискриминация кого-либо по религиозному, национальному, языковому признаку. Надо записать на всех стенах, везде, всюду”, — заявил президент Нурсултан Назарбаев на прошлой неделе, представляя в мажилисе кандидатуру нового премьера.
“Некоторые ретивые чиновники начинают говорить, что при приеме на работу надо обязательно знание языка вот этого, допустим, какого-то. Надо таких приводить в чувство. Прокуратура должна над этим работать. И по языкам у нас все сказано. И по равенству все сказано. Ничего придумывать не надо, в Конституции все написано”, — отметил глава государства и привел в пример ситуацию в Украине. — “В Украине новые власти пришли и говорят: “Мы часть своего народа лишим гражданства, запретим говорить на их языках”. Как это можно?”.
Национал-патриоты по разному отреагировали на это заявление главы государства.
По мнению Серикжана Мамбеталина елбасы лукавит, когда говорит о ситуации в Украине.
Это неправда, украинские власти не могли такое говорить. Никто гражданства за незнание языка никого не собирался лишать. Почему-то Назарбаев устраивает хорошую жизнь всем нациям, живущим в Казахстане за счет казахов, — заявил он.
По словам Серикжана Мамбеталина в Казахстане слышать речи об ущемлении другого языка, кроме казахского — странно.
Многие патриоты, в том числе и я выступают за то, чтобы лишить русский язык статуса официального и приравненного к государственному. Остальные языки диаспор, в том числе и русский не должны ущемляться и дискриминироваться. Требование обязательного знания государственного в первую очередь от чиновников, разве это ущемление какого-то языка или кого-то? — задается он вопросом.
Размышляя над нынешним положением государственного языка политик делится своим видением по поводу его развития.
Казахский язык, должен продвигаться и пропагандироваться на государственном уровне всеми, начиная с президента. Кроме того, предлагаю, чтобы казахский язык стал одним из государственных символов и по Конституции охранялся как герб, флаг и гимн Республики. Всего это можно достичь, если будет воля народа и понимание со стороны других диаспор. Но, видимо, не при нынешнем президенте, — убежден Серикжан Мамбеталин.
В свою очередь Айдос Сарым считает, что казахстанская власть извлекает из ситуации в Украине совсем не те уроки.
Люди, как правило, глядя на одни и те же процессы, извлекают разные уроки. События в Украине оказали и еще долго будут оказывать влияние и на внутриполитические процессы в Казахстане. Жаль, что власть извлекает из них не самые лучшие, не самые полезные уроки. Власть нашла в них лишь подтверждение своих сокровенных страхов, поскольку глядела на события с позиции Януковича, а не глазами тех сотен тысяч, миллионов украинцев, которые требовали от власти порядочности, последовательности, требовали реализации принципов национального государства с открытым гражданским обществом. Это прискорбно, но не катастрофично. Есть большие законы и закономерности, которые трудно обмануть, обойти, — говорит он. — Кроме того, не будем забывать, что данная речь произнесена Назарбаевым накануне Ассамблеи народа Казахстана. Видимо во власти посчитали нужным на фоне украинских событий выдать на-гора порцию криво понятых мультикультуралистских лозунгов. Пусть так. Но это ничего ровным счетом не меняет. Если власть намерена перевести языковой вопрос в юридическую плоскость, в залы судов, то как говорится "велкам ин зе клаб"!
Айдос Сарым также считает, что в Казахстане ущемление по языковому признаку все-таки происходит.
Сотни тысяч казахов сегодня ощущают себя ущемленными именно по языковому вопросу. Многие казахи находясь в своем государстве не могут получить информации от госорганов на казахском языке. Госуслуги на казахском языке — это во многом издевательство над языком и его носителями. Это тоже дискриминация по языковому принципу. Если надо мы заготовим десятки типовых исков к госорганам и организациям, вывесим их на всех казахских сайтах и соцсетях и будем стимулировать людей к тому, чтобы они шли в суды. Без проблем. Власть сама захлебнется исками. Поэтому играя в мультикультуралистские игры а-ля "лаборотария дружбы народов" следует быть крайне осторожными и взвешивать не только сиюминутные "выигрыши", но и стратегические проигрыши, потерю доверия со стороны национального большинства. Это уже давно не игрушки, — предупреждает он.
Между тем, член Казахского национального совета Максат Нурыпбаев согласен с президентом.
Я целиком и полностью согласен с Президентом. В правовом и демократическом государстве нельзя допускать унижения или ограничения прав человека, ни при каких обстоятельствах. Но выполняется ли эта у норма у нас? Часто встречаются случаи унижения и дискриминации по религиозному и языковому признаку, — считает он и приводит пример. — Например, во многих городах и населенных пунктах существует необоснованное притеснение мусульман и людей, носящих длинные бороды.
То же самое, по его словам, происходит и по языковому признаку.
Что касается языкового принципа, возьмем оралманов. Из-за незнания русского языка эти люди не могут устроиться на госслужбу. В северных регионах, по этой же причине, их не принимают на работу, они могут работать только разнорабочими. Почти все документы, в том числе законы, у нас готовятся сначала на русском и потом только переводятся на казахский. До сих пор многие международные договора готовятся только на русском языке. Если даже на двух языках, часто бывает, что при возникновении спорных моментов берется за основу вариант на русском языке. Для гражданина, который не владеет русским языком, нет никаких условий для самореализации. Как это следует рассматривать, если не как дискриминацию и унижение прав? — задает риторический вопрос Максат Нурыпбаев.
По его наблюдениям, в стране ущемление прав казахскоязычных происходит на каждом шагу.
Согласно 7-й статьи, часть 1-я нашей Конституции “в Республике Казахстан государственным является казахский язык”. Но во многих госорганах местного самоуправления эта норма не выполняется. Например, только в Караганде в 2012 году межрайонным административным судом рассмотрено 1799 дел, из них только 13 дел проведены на государственном языке. Таких примеров очень много и встречаются они на каждом шагу, каждый день. Эти обстоятельства и такие госорганы, я считаю, ущемляют Констиуционные права граждан и унижают все 17 миллионов казахстанцев, — заключил национал-патриот.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.