Казахстанские олигархи бессильны?

Российские компании из-за геополитических рисков, подписания документов ЕЭС и большей ориентации на Азию, усилят, видимо, экспансию на казахстанский рынок. Эксперты склонны считать, что у “казахского бизнеса просто не хватит денег и ресурсов, чтобы противостоять экспансии российских олигархов, которые на корню скупят всё, что чего-то стоит. Если Назарбаев не будет защищать даже олигархов казахских, то они просто не устоят”

В Казахстане реализуют свои проекты более 20 крупных российских компаний: Газпром, ЛУКОЙЛ, Русал, Мечел, АвтоВАЗ и другие, и множество средних. Приток прямых российских инвестиций в нашу экономику в прошлом году составил $1,3 млрд.

Казахстанские олигархи бессильны

Российский бизнес укрепляет позиции

Продвижение российских технологий и компаний в Казахстан не прекращалось, пожалуй, никогда. Одна из крупнейших российских металлургических компаний Мечел пришла в Казахстан в 2008-м. Компания приобрёла Шевченковское никелевое месторождение и месторождение хромитовых руд Восход. Но именно в 2008-м её владелец, тогда миллиардер Игорь Зюзин, подвергся критике Владимира Путина на заседании правительства. Зюзин на него не приехал — заболел.

— В первом квартале его компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже рыночных. А маржа где, в виде налогов? — задался в ходе заседания вопросом Путин. И посоветовал Зюзину “как можно быстрее поправиться, иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы”. Позже Путин сожалел об этом, но угроза прислать доктора оказалась для Мечела началом конца. Хотя, понятно, главная причина проблем Мечела — не критика Путина, а активная экспансия на заемные средства. Вот и купленное предприятие в декабре прошлого года Мечелу пришлось продать. Казахстанский ГОК “Восход” стал принадлежать турецкой компании Yildirim Group. А Мечел оказался на грани банкротства.

Сбербанку России из-за геополитических рисков, ситуации между Россией и Украиной пришлось на время забыть о международной экспансии. Глава банка, Герман Греф считает, что она станет возможной лишь через несколько лет. Сейчас банк консолидирует свой бизнес в 20 странах. Наш дочерний банк укрепил свои позиции в Казахстане, мы — четвертый банк, — сказал Греф недавно на собрании акционеров. И это – так, “дочка” Сбербанка уже обогнала по активам банк Центр Кредит. Это – понятно, ведь не только российские компании, но и казахстанские госструктуры предпочитают иметь дело с ним. – “В прошлом году, за “коммерческие” услуги МИД РК требовал оплаты строго в россбербанке”, — пишет пользователь интернета.

Из менее известных в Казахстан вышла российская компания “Нео-пак”, занимающая треть сегмента гибкой упаковки с печатью за Уралом и планирует закрепиться на нашем рынке. Омский производитель молочной продукции — “Любинский молочно-консервный комбинат” продаёт нам сгущенку и намерен начать экспансию в Казахстан. И будет, вероятно, покупать или открывать у нас своё производство. Самые крупные игроки России на рынке электронной торговли в корпоративном сегменте: B2B-Center, “Фабрикант.ру”, “Сбербанк-АСТ” уже начали активную экспансию в Казахстан. Компания “Инвитро”, активно работающая на рынке лабораторной диагностики в России, вышла и на территории Казахстана — в Алматы. Фонд прямых инвестиций Aton Capital Partners инвестировал в мебельную фабрику “Мария” $20 млн для модернизации производства и экспансии в новые рынки. В Казахстане фабрика представлена шестью кухонными салонами.

Не только центробанки – разные

Осмысливая последствия подписания договора ЕЭС, теперь уже и простые граждане задаются вопросом: “Что дальше?”.

Экономики Казахстана и России не так уж близки. Во всяком случае, европейские страны более близкими для интеграции были: экономика Испании была ближе к экономике Германии. И то, сколько противоречий сейчас возникает. То, что хорошо для Германии – нехорошо для Испании. “И они (испанцы — авт.) бы с удовольствием, как Казахстан, снизили курс национальной валюты, защищая экономику, но они не могут этого сделать потому, что это решает Европейский центробанк. А немцы говорят: “Нас всё устраивает, всё – хорошо, не надо ничего делать”, — считает руководитель FIBO академии (Киев) Сергей Борийчук.

Вряд ли испанцы кайфанули бы, если бы у них забрали четверть их сбережений в один день. Но экономики у нас с Россией действительно отличаются. В первую очередь, российская – крупнее.

Россия, по официальным данным, была основным поставщиком товаров на рынок Казахстана в 2013 году. Удельный вес её продукции — нефти, бензина, труб и другого составил более трети от общего импорта Казахстана. Китай поставлял нам вдвое меньше — 17% импорта: электронику, вагоны, телефонные аппараты и другое. Ровно столько же — 17%, Казахстан отправлял своей продукции в Китай, но более половины всего экспорта — в страны Европейского союза.

“При любом слиянии, кто-то – ведущий, кто-то – ведомый. Элиты из ведущего государства будут определять деление сфер влияния. Предположим даже, что объединения экономик нет, просто облегчили их взаимопроникновение: российского бизнеса — в Казахстан, а казахского — в Россию, что, собственно, сейчас и происходит. У казахского бизнеса просто не хватит денег и ресурсов, чтобы противостоять экспансии российских олигархов. Вы же понимаете, какие это деньги… Они просто на корню скупят всё, что чего-то стоит. Если Назарбаев не будет защищать даже олигархов казахских, то они просто не устоят”, — уверен г-н Борийчук.

Нас никто не поглотит, если не захотим

Разговоры о том, что россиян на рынок Казахстана впускать нельзя, что это — прямая угроза безопасности страны, у нас ведутся. Как, впрочем, и о растущем влиянии Китая. С той разницей, что к первому все давно уже привыкли, к набирающей обороты китайской экспансии – ещё нет. Одновременно в Казахстане говорят о привлечении инвестиций.

Чрезмерная конкуренция, засилье иностранных компаний могут привести к непоправимой деформации рынка. Правительство должно урегулировать все экономические вопросы, влияющие на конкурентоспособность нашего бизнеса и создать равные условия для всех участников рынка. Если наша цель состоит в глобализации, то надо устранить все несоответствия, создать одинаковую экономическую базу, чтобы казахстанские компании могли на равных противостоять экспансии иностранных компаний. Никто не хочет полного экономического поглощения Казахстана никакой другой страной.

Угроза заключается не в экспансии, присутствии россиян в стране. Проблема в том, что экспансия экономическая. Деньги в Казахстане не остаются. Если иностранная компания добывает золотую руду и вывозит на обогащение в Россию, не платя толком налогов, не возмещая вред окружающей среде, то зачем она Казахстану? Как привлечь инвесторов, чтобы больше доходов оставались в Казахстане, из которого эта прибыль извлекается? И хотят ли казахстанские бизнесмены работать на этом месторождении?

Мы привыкли, что выбирают другие – нас или наших конкурентов. Но сейчас выбираем мы сами, какими быть. Всё зависит от нас самих. Нужно выстраивать экономические принципы, работая с Россией.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.