Блокировок больше, рекламы меньше, с гламуром стабильно

2500 тенге каждый казахстанец заплатил на финансирование СМИ (через госзаказ) в этом году. Медиа-Курултай 2015 – VIII конференция по вопросам развития казахстанского рынка СМИ – прошел под девизом «Время менять и время меняться»

В 2015 году государство потратило на поддержку СМИ Т43 млрд. По подсчетам Шолпан Жаксыбаевой, директора НАТ Казахстан, на эти деньги можно было бы снять 10000 эпизодов детского телесериала «Улица Сезам» или 45 серий «Остаться в живых» (сериал в жанре робинзониады). «К сожалению, к конкурентоспособности казахстанских СМИ мы так и не приближаемся, – констатировал Расул Жумалы, политолог. – Граждане больше доверяют слухам, чем официальным СМИ». Попутно наращивают обороты судебные закрытия одних информационных ресурсов и внесудебные блокировки других.

Ержан Сулейменов, директор Интерньюс-Казахстан, напомнил широко известную фразу Нурсултана Назарбаева по отношению к бизнесменам в новом ракурсе: «Любого могу взять за руку и отвести в суд – это актуально и для медиа». Игорь Лоскутов, генеральный директор ТОО «Компания ЮрИнфо», на панельном заседании «Тест на СМИнаемость» рассказал о новинках государственного регулирования информационного поля. Например, тот факт, что «многие получили уведомления по акту самосожжения» – из этой серии правоприменительной практики. Вообще вмешательство в сферу СМИ стало одновременно и более масштабным, и более мелочным. Вместе с тем, в Уголовном кодексе имеется 207 статья «Ответственность за незаконное прекращение доступа к Интернет-ресурсу».

Марат Асипов, учредитель, главный редактор Ratel.kz, сообщил о незаконной блокировке возглавляемого им сайта, которая длится уже третий месяц. О жесткости прекращения доступа можно судить по такому факту: когда ресурс купил порядка 70 IP-адресов для маневра, то у врагов «чтобы положить сайт уходило 6 минут на один IP-адрес». «Я не знаю на каком уровне принимается решение, но если Дарига Назарбаева в течение 1,5 месяца не может с этим разобраться, то кто вообще с этим может разобраться?» – акцентировал г-н Асипов.

Юрий Мизинов, главный редактор «ЗоныKZ», указал, что его информационный ресурс и «Ratel» в список подлежащих блокировке сайтов внес «один высокопоставленный чиновник» (по естественным причинам фамилия не называлась). Что характерно, находящиеся в запретительном списке веб-ресурсы – главным образом экстремистского либо порнографического характера – попали туда по решению суда или прокуратуры, а «ЗонаKZ» и «Ratel» без подобных оснований. То есть в нарушение закона и процедуры. Г-н Мизинов выразил надежду, что «когда закончат один громкий судебный процесс» оба сайта разблокируют.

Медиа-Курултай позиционирует себя как отраслевой съезд. Но в области противостояния незаконным блокировкам медиа-сообщество давно имеет опыт собственной беспомощности. Поэтому в дискуссию «что делать?» особо не углублялись и просто приняли информацию из разряда запрета на профессию к сведению.

«Деньги – это главное, за счет чего живут СМИ», – указала Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба. Банальность данного утверждения отнюдь не снижает его актуальности. Татьяна Старцева, генеральный директор TNS Gallup Media Asia, проинформировала, что рынок рекламы с января по август стагнировал, а «после августа у нас тоже были некие шоковые упражнения». На 9% снизилось количество рекламодателей. Единственный сегмент, в котором наблюдается рост – наружная реклама.

Многие издания хотели бы возвращения рекламы пива в СМИ. «Запрет на рекламу пива не имеет прямого влияния на динамику потребления пива», – считает Ирина Карлова, директор по маркетингу «Эфес Казахстан». Однако она влияет на распределение доли рынка между брендами. В России из-за чемпионата мира по футболу 2018 года власти сделали временные послабления для рекламы пива. Безалкогольное (с ограничениями по времени вещания) можно демонстрировать на телевидении, а если это спортивные каналы и спортивные мероприятия, тогда разрешено рекламировать и алкогольное пиво. В итоге за 12 месяцев доля казахстанских производителей пива на местном рынке сократилась на 3,2%. Отечественные пивовары готовы размещать рекламу в казахстанских СМИ, те рады ее получать, потому что в кризис потребность в деньгах только увеличивается. Теперь слово за законодателями и органами государственного управления.

Впервые в истории Медиа-Курултая прошла секция по гламурной журналистике «Глянец: роскошная жизнь или борьба за выживание?» «Даже такого понятия как «глянцевая журналистика» в русскоязычной среде нет, – отметила Гульнар Танкаева, главный редактор Издательского дома Burda в Казахстане, главред журнала Marie Claire Kazakhstan. – Если вкратце, то это журналы для покупателя с доходом выше среднего». В ходе дискуссии фигурировала цифра 1000 тенге – столько в среднем стоят глянцевые журналы в розницу.

«У нас была фора по времени – первые годы мы были одни, – указала Джамиля Аимбетова-Токмади, издатель. – Франшизные издания не заходят на рынки, которые им не интересны. Но я запустила «Сезон» потому, что читала ELLE все эти двадцать лет». Для журнала ELLE Казахстан стал 46-ой страной присутствия, для Marie Claire – 43-ей.

«Глянец – это в некоем роде трансляция мировых трендов, – считает Александр Трефилов, журналы Harper’s, Esquire и другие. – Наша задача делать единый уровень контента, чтобы не бросалось в глаза: западный материал, российский, наш».

«Глянец порой остается единственной площадкой, где можно высказать независимую точку зрения», – заметила Гульнар Танкаева. «Глянец очень разный, но в нем всегда есть культура, всегда есть мода, – акцентировала Галина Рыжкина, главный редактор Buro 24/7 Kazakhstan. – Глянцевая журналистика конкурентоспособная. Ты делаешь хороший контент – к тебе идут рекламодатели. Вмешательство государства, слава Богу, минимальное». Вместе с тем г-жа Танкаева признала: «Если хотят прикопаться – прикопаются всегда». Потом рассказала историю, как у себя в журнале поставили на обложке американскую актрису и представили ее: «Звезда сериала «Секс в большом городе». От издания требовали убрать слово «секс» с обложки и грозились изъятием тиража.

Помимо проблем, создаваемых мелочным государственным регулированием и экономическим кризисом, через Медиа-курултай рефреном шло «контент, контент, контент…». Время успеха агрегаторов новостей в Казахстане уходит и на первое место встают собственный контент в связке с хорошим знанием своей целевой аудитории. Разумеется, это и раньше было актуально, но когда денег в медийной сфере становится меньше, а конкуренция усиливается, то и требования к качеству контента все больше растут.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.