«Зря фонд назвали Национальным». «Будет лучше, если его не станет». Не надо большого ума, чтобы тратить государственные или народные деньги – ну так ума и нет, кто спорит?

Расходовать с таким безрассудством общее, а, значит, национальное благосостояние – все равно, что отдать все бразды управления в своем доме горничной. Квазигосударственный сектор все чаще этим грешит – он просто не знает, как стать жизнеспособным

«У вас дома Ferrari. Вы идете по улице и видите красивую красную машину с блондинкой за рулем. Бац! Узнаете в Ferrari свою машину, а в блондинке — Вашу роскошную горничную, которая катает по городу своего мужа — садовника, а тот сидит в вашей машине пьяный, размахивает секатором и пьет из бутылки скорее всего ваш любимый швейцарский виски Williams. А вы думали, что на Ferrari будете кататься в отпуске. Отпуск отменяется. Как и пенсия. Есть Ferrari? Катайтесь хоть каждый день. Просто аккуратно. Не давайте ключей от машины блондинке-горничной!», — лучшего сравнения, чем привел Расул Рысмамбетов, финансовый аналитик и консультант, и не надо. Речь – о выпуске облигаций местными исполнительными органами и покупке их за счет Национального фонда.

Каждому акиму – по серьге

На сайте Казахстанской фондовой биржи на этой неделе аншлаг акиматов разных областей и весей. Сначала они дружно объявили о специализированных торгах по размещению облигаций, затем последовала информация о том, что бумаги – все до единой, успешно размещены акиматами: Западно-Казахстанской области – 1,6 млн. облигаций, Мангистауской – 2,6 млн., Жамбылской – 3 млн., Кзылординской – 994,2 тыс. etc.

В общем, на KASE отметятся все, прецедент создан. Эти долговые обязательства акиматы размещают, чтобы затем профинансировать строительство жилья. Причем, спрос на данные облигации определяется отнюдь не рынком – институциональных инвесторов на фондовой площадке практически нет, он обеспечивается… национальным управляющим холдингом (НУХ) «Байтерек».

Именно НУХ, созданный три года назад, получил карт-бланш от правительства в плане «поддержки устойчивого развития экономики страны посредством оказания финансовой поддержки приоритетным секторам экономики». В рамках этого стратегического направления и было определено, что нужно строить жилье в регионах. Так родилась идея выпуска муниципальных долговых обязательств. Денег у самого холдинга, понятно, нет, у бюджета с финансовыми ресурсами стало туго. Поэтому было решено привлечь средства Национального фонда – направо-налево использовать национальную копилку непозволительно, поэтому нужно было обосновать приоритет в виде решения жилищных проблем казахстанцев.

Схема создана железобетонная: и НУХ при деле, и регионы получают средства для изображения бурной деятельности в приоритетном направлении. Было определено, что программа финансирования регионов через размещение муниципальных облигаций будет действовать в 2016-2017 годах, «Байтерек» выкупит облигации акиматов на 67 млрд. тенге, на которые в регионах будет построено 442,5 тыс. кв. м жилья.

Кто и как определял потребность в финансировании конкретных областей страны – вопрос. Каких-либо инструментов для этого нет – по крайней мере, расчеты и обоснования всегда остаются за кадром. В Казахстане вообще с долгосрочным планированием и строго экономическими расчетами все плохо. Вероятно, запрашивались данные из акиматов. Те прикинули на глазок, сколько они могут освоить денег (с освоением средств, выделенных на конкретные проекты, в регионах всегда проблемы – наверное, отсюда берут свое начало приписки, хищения, нецелевое использование и пр.), НУХ сделал свою поправку, накинул еще 20-30%, чтобы облигационная программа не смотрелась куце, и расписал все в деталях: такая-то область выпустит столько-то бумаг, получит столько-то миллиардов.

Думаю, что областные акиматы не в восторге от новой инициативы НУХ. Но они – простые исполнители, и нужно взять под козырек. Именно поэтому они ведут себя мирно, и, в отсутствие экономических расчетов, не говорят о том, что слишком много денег выделено – такого высокого спроса на жилье в регионе нет, или, напротив, не требуют, чтобы им выделили дополнительные инвестиции, не бьются за каждую тысячу тенге, потому что привлекут через облигации слишком мало. Когда нет битвы за капитал – это, по крайней мере, странно. Но говорит о многом: рыночные реалии не учтены, торжествует функционерский подход. А, значит, в плане освоения полученных средств обязательно будут сбои.

Мы уже не говорим о том, сколько усилий и средств потребовалось для того, чтобы запустить этот проект: выпуски облигаций не происходят сами по себе, без участия целого штата специалистов. А то, что акиматы дружно пошли на биржу, свидетельствует именно о централизованной работе по выпуску долговых обязательств и колоссальной предварительной работе.

Но самое смешное в том, что теперь хронически дотационные регионы (а их большинство) – имеют теперь свои долговые обязательства!

О фонде, пенделях и креативе

Судьба Национального фонда плачевна. Азамат Джолдасбеков, экс-глава KASE на своей личной странице в Facebook написал про качество управления Национальным фондом: «Инвестировать в инструменты, доходность которых многократно ниже инфляции? Легко. Инвестировать в инструменты, перспективы погашения которых туманны и зыбки? Тоже легко. Зря фонд называют Национальным. Это уже какой-то благотворительный фонд получается. Да и в закон зря нормы про Национальный фонд включили. Всё равно эти нормы не соблюдаются».

Речь о том, что размещение облигаций состоялось всего под 0,15% (!) годовых. Это ничтожно мало. Но этим НУХ обеспечивает минимальную прибыль для себя, а, значит, ура, можно получить бонусы в конце года, и дает шанс заработать местным исполнительным органам. Другие соображения в расчет не берутся.

Расул Рысмамбетов проводит свои арифметические действия: если размещать средства Национального фонда не в облигации регионов, а в депозиты казахстанских банков, то разница в доходности исчисляется десятками раз. Неужели спонсирование акиматов и поддержка «приоритетных» отраслей с сомнительными перспективами куда важнее сохранения и преумножения национальных сбережений?

Финансовый аналитик Бота Жуманова тоже посвятила один из своих постов в социальной сети Нацфонду: «Одна из главных тем — судьба Национального фонда (куда идут сверхдоходы от нефти), о его непрозрачности. Сама история его происхождения не вызывает у меня особого оптимизма. Возможно, я выскажу непопулярное мнение, но мне кажется, что всем будет лучше, если он закончится, когда придет время, когда там не окажется денег. И это будет болезненным, сильным пенделем под наш зад. И ребятам, которые взяли на себя ответственность "быть государством", придется стать более креативными, чтобы сохранить свои места. Декорации спадут».

Спонсировать за госсчет не так сложно. Считается, что доступные для государственных институтов деньги (сегодня это бюджет, Национальный фонд, активы ЕНПФ) не обязаны быть рентабельной инвестицией – достаточно лишь вернуть номинал. Вернуть – в лучшем случае. Но любой актив должен приносить доход, если мы строим рыночную экономику. Разве не так?

Об эффективности вложений народных денег в нашей стране говорить не принято – эта тема не обсуждается ни на одном из властных уровней. В плане создания разных госпрограмм правительство и нацхолдинги – мастера. Они быстро научились оперировать нужными словесными формами, чтобы внушить уважение и доверие. Только последнее качество у народа Казахстана исчезает быстро. Потому что квинтэссенции в этой цепи – положительного результата – как не было, так и нет.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.