Пенсионная реформа без конца. Будут ли переданы когда-нибудь пенсионные активы под управление профессиональных компаний?

Одно из заявлений главы Нацбанка РК Данияра Акишева относительно пенсионной системы, сделанное им на прошлой неделе, можно рассматривать как косвенное признание совершенных ошибок

Ошибок допущено много, даже больше, чем допустимо. Простите за словесные канделябры. Одна и главная из них – ликвидация института частных накопительных пенсионных фондов и создание мега-компании – ЕНПФ. Почему это было сделано? Не в последнюю очередь потому, что правительством и Агентством финансового надзора, который уже ликвидирован, были допущены системные ошибки, в результате которых нужно было списать огромные суммы со счетов вкладчиков отдельных НПФ. Нетрудно было представить, как отреагируют вкладчики – это был бы настоящий социальный бунт. Поэтому, вероятно, и было принято решение об объединении всех пенсионных фонд в один, под государственное крыло.

Эта манипуляция, с одной стороны, позволила подчистить счета – под шумок были списаны громадные суммы, а, с другой стороны, сохранить репутацию государственных органов. Последним не пришлось принимать вину на себя, более того, они предстали в роли благодетелей – дескать, мы за интересы вкладчиков: только единый госфонд сможет обеспечить более высокую доходность и, что важно, вкладчики начнут экономить на комиссиях, которые ранее взимали с их отчислений частные НПФ.

Профессиональные участники рынка, которые много лет выстраивали пенсионный бизнес и неожиданно, в одночасье, его лишились, конечно, предвидели риски такого объединения, и много говорили на эту тему. Но машина консолидации под единым флагом была запущена, и процесс нельзя было остановить.

И вот, наконец, в 2016 году из уст главы главного регулятора финансового рынка, управляющего пенсионными активами и кастодианом в одном лице состоялось признание совершенных ошибок. Нет, Данияр Акишев не стал говорить, что 31 июля 2013 года, когда по решению правительства создано АО «ЕНПФ», было совершено вероломное нападение на субъекты частного бизнеса в Казахстане, основы конкуренции, интересы вкладчиков. Он сказал по-другому. Формулировки интересны. И потому очень хочется вступить в заочную полемику, чтобы поточнее расставить акценты.

«Одним из недостатков действующей модели накопительной пенсионной системы, где государство является единственным управляющим пенсионными активами, является отсутствие у вкладчика возможности участвовать в управлении своими пенсионными накоплениями», — отметил глава Нацбанка на онлайн-конференции, которая состоялась на днях.

По сути, он нашел лишь один изъян – отсутствие у вкладчика права участвовать в управлении своими пенсионными активами. Тезис бесспорно правильный, но он не единственный в списке. Сегодня пенсионная система (рынком уже не назовешь), зиждется, увы, только на пороках.

Первый и главный порок – национализация пенсионного бизнеса. Когда государство берет бразды управления в свои руки, рассчитывать на эффективность не приходится. Общепризнанный факт. Но в данном случае, с созданием ЕНПФ был полностью уничтожен пенсионный рынок, а фондовый рынок потерял не только участников, но и драйв.

Акишев Данияр

Второй – отсутствие конкуренции и низкое качество управления. Данияр Акишев на этот вопрос смотрит через призму интересов вкладчиков: «Вкладчик, не участвуя в процессе управления своими накоплениями, не влияет на инвестиционную стратегию, не может выбрать управляющего и, что самое главное, ему не с чем сравнить результаты деятельности государства как управляющего, поскольку отсутствует конкурентная среда».

Сравнивать финансовые результаты, не будем ханжами, есть с чем. Если оглянуться в прошлое, то у частных НПФ, конечно, были разные финансовые результаты: доходность – это не константа. В отдельные периоды доходность взлетала, но были, будем справедливы, и отрицательные движения. Нацбанк РК, как управляющий активами ЕНПФ, не продемонстрировал никаких чудес, которые были обещаны вкладчикам на этапе ликвидации частных НПФ. Также можно сравнивать результаты и с другими управляющими компаниями. Только одна цитата. Умут Шаяхметова, глава Народного банка Казахстана: «Той доходности, которую показал ЕНПФ, а именно 15-16% годовых, недостаточно. За счет частных управляющих пенсионный фонд мог бы зарабатывать больше за счет конкуренции. Например, наша «дочка», занимающаяся инвестициями, показала доходность в 30%».

Более того, Нацбанк РК плохо диверсифицирует пенсионные активы. Поэтому когда другие управляющие, понимая неизбежность девальвации тенге и в 2014, и в 2015 годах, переложились в долларовые инструменты и выиграли, вкладчики ЕНПФ только подсчитывали свои потери.

Более того, именно при государственном управлении стало возможным использование пенсионных накоплений на спасение банков, поддержку строительного сектора, кредитование квазигосударственных структур. Подобное целевое финансирование расходится с инвестиционными принципами, оно всегда было под запретом. Но теперь можно – меры экстренные, судно экономики дало большую течь, о рисках думать некогда?..

Будет ли, наконец, трансформирована пенсионная система, чтобы по возможности устранить все несовершенства? Помнится, нам было обещано, что в 2016 году ЕНПФ будет выведен из-под контроля Нацбанка РК, пенсионные активы будут переданы под управление частных казахстанских или иностранных компаний. Но дальше обещаний дело пока не пошло – на сегодняшний день предложения Нацбанка все еще обсуждаются с заинтересованными министерствами и ведомствами.

«В основу управления пенсионными активами должен быть положен выбор вкладчиком инвестиционной стратегии и управляющего. Наличие конкурентного рынка пенсионных услуг будет стимулировать управляющих к получению бόльшего инвестиционного дохода, повышению качества обслуживания вкладчиков, инвестированию на рыночных условиях», – считает Данияр Акишев.

Именно предоставление вкладчику такого выбора лежит в основе предложений Национального банка РК по дальнейшему реформированию накопительной пенсионной системы РК. На сегодняшний день, по словам главы Нацбанка, данные предложения обсуждаются с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Простая констатация фактов: вместо передачи пенсионных активов в управление частных компаний – обещания, вместо действий – обсуждения в министерствах, не имеющих никакого отношения к пенсионной реформе, и… новые обещания в виде грядущего предоставления вкладчикам выбора.

Решение о национализации пенсионных активов, мы это хорошо помним, было едва ли не мгновенным – лишь процесс консолидации пенсионных активов занял какое-то время. Так почему же обратный процесс столь труден? Почему не выполняется поручение главы государства, и активы не будут переданы в частное управление в 2016 году? Или правительству в условиях, когда экономика немыслимо затормозилась, хочется и дальше использовать активы казахстанцев как свои собственные?

И еще один очень важный момент. Задача предоставления вкладчику выбора управляющей компании не из легких. И это есть та самая уважительная причина, которую вскоре начнут озвучивать лица, ответственные за процесс разгосударствления в области управления пенсионными активами. Действительно, нужно выработать критерии к управляющим компаниям, чтобы не наступить на грабли, которые уже были у нас под ногами до создания ЕНПФ. Так может быть, необходим переходный период, когда лучшим решением станет передача управления пенсионными активами непосредственно в ЕНПФ (интернет-газета ЗОНАКЗ об этом писала)? По крайней мере, вкладчики хоть немного будут защищены от того, что их деньги не пойдут на финансирование коммерческих проектов, подобных ТРЦ «Мега» на EXPO-2017 (этим должны заниматься банки, но не пенсионный фонд!), которые не играют для экономики страны и ее диверсификации почти никакой роли.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.