Я беседовал с Соней Беккерман по Skype, потому что она была в Нью-Йорке, который называют «Большое яблоко», а я здесь, в бывшей столице Казахстана, название которой тоже содержит отчётливый яблочный привкус.
***
— Соня, здравствуйте!
— О! Добрый вечер! Но у вас, кажется, наступило утро?
— Да, здесь уже «сегодня», а у вас ещё «вчера», то есть в каком-то смысле это разговор прошлого с будущим, вы не находите?
Соня Беккерман смеётся. У неё чуть низкий, чувственный, немного усталый голос. Лица Сони я не вижу, видеоканал отключен в угоду звуку, но воображение рисует красивую черноволосую женщину с выразительными большими глазами – что позже полностью подтвердила Википедия.
Соня Беккерман много лет работала в аукционном доме «Сотбис», была там старшим вице- президентом, курировала русский отдел. Но позже вместе с Мариной Ковалёв основала Son Mar Group, компанию, которая тесно сотрудничает с музеем Рериха в Нью-Йорке. Благодаря этим женщинам, а также директору музея Гвидо Трепша казахстанцы и гости EXPO получили царский подарок: экспозицию картин, которые впервые отправились на «гастроли».
— Соня, сколько работ Николая Рериха прибыло в Астану?
— Я отвечу, но прежде хочу спросить: вот ваша фамилия, это как понимать? Вы..?
— Нет, Соня, я не родственник. Знаете, как принято шутить в этом случае, даже не однофамилец…
— Понимаю! (смеётся) И представляю себе, сколько раз вам задавали этот вопрос!
— Да уж…
— Владимир, в Астану мы привезли 37 работ Николая Рериха. И все они впервые отправились в такое долгое путешествие.
— А с чем связан столь строгий «режим содержания»?
— О, понимаете, имя Рериха для огромного числа людей, которые живут в разных странах, значит очень много. Эти люди планируют на год вперёд свои путешествия, свои каникулы, чтобы приехать в Нью-Йорк и увидеть эти картины. И они будут разочарованы, если не увидят на стенах музея работы, которые им известны по каталогам. Но впервые за всю историю музея было принято решение отправить часть экспонатов за пределы Америки, причём именно в Казахстан, где работает EXPO. Музей решил, что это прекрасный повод напомнить о культурном наследии Рериха, который был не только прекрасным художником, но и мыслителем, философом, литератором, археологом, и, главное, крупнейшим моральным авторитетом, апостолом мира и созидания. Это ведь так важно сейчас, в это непростое время, которое все мы переживаем.
— Да, сегодня, когда вандализм приобретает жуткие масштабы, как не вспомнить знаменитый документ, так называемый Пакт Рериха о защите культурных ценностей. Он, кстати, не утратил своего юридического значения?
— О, нет, не утратил. Этот документ является главным выразителем надежды и веры Рериха в то, что эволюция человеческой цивилизации и развитие культуры неразделимы.
— Известно, что первый музей Рериха был открыт в Нью-Йорке ещё в 20х годах прошлого века. Но затем последовала череда конфликтов и скандалов, связанных с именем Луиса Хорша, прежде покровителя, а позже ярого врага Николая Константиновича. Вспоминают ли сегодня в США эту драматическую историю?
— Луис Хорш действительно был покровителем Рериха. На его средства был выстроен Мастер Билдинг, колоссальное здание, где хранились многочисленные работы художника. Но первым городом США, куда приехал Рерих ещё в 1920 году, был Чикаго. Там он имел колоссальный успех. Вообще, этот человек обладал невероятным притяжением и влиянием, он завораживал людей масштабом своей личности. Я не знаю, есть ли такое выражение в русском языке, но по английски это звучит так: Renaissance man…
— Есть. Человек Ренессанса…
— Вот. Таким он был. Не только художник, но ещё поэт, мыслитель, общественный деятель, путешественник. И в нашем Музее хранятся как его живописные и графические работы, так и дневники, рукописи, книги, письма, зарисовки, географические отчёты… Что же касается кризиса между Луисом Хоршем и Николаем Рерихом, то здесь можно сказать так. У многих крупных художников были в жизни мрачные страницы, такие необычные истории, за которыми тянется какой- то шлейф. Что поделать, жизнь устроена так, что творческие люди часто подпадают под власть своих покровителей и меценатов. Да, между Рерихом и Хоршем были непростые отношения, но эти эпизоды известны лишь исследователям, специалистам. Музей, в другом здании, возродился в конце сороковых, после смерти Николая Константиновича. И с тех пор не менее сорока тысяч человек ежегодно приезжают в Нью-Йорк, чтобы увидеть его картины, которые, я бы сказала, трансформируют их сознание.
— Скажите, Соня, а кто придумал название экспозиции – «В поисках Шамбалы»? Оно родилось в Астане или в Нью-Йорке?
— Это название придумали мы вместе с директором музея. Поиск Шамбалы – это ведь главный знак духовных поисков Рериха, его миссия. Все мы, где бы мы ни жили, чем бы ни занимались, находимся в поиске своей Шамбалы, разве не так? И то, что в это очень непростое время нам удалось организовать такую выставку в Казахстане и в рамках культурной программы EXSPO – это чудо, я так считаю. Меня оно очень радует. И это справедливо, учитывая, что Николай Константинович во время своих путешествий бывал в вашей стране, знал о ней не понаслышке.
— А сколько работ художника хранится в Нью-Йоркском Музее Рериха?
— Примерно около двухсот картин.
— А каков штат музея?
— Скажем так: это маленькая, но очень сильная команда. Возглавляемая директором Гвидо Трепша, который принял решение организовать эту выставку. Его стоит благодарить особенно за это чудо. Это действительно уникальная культурная акция. Которая проходит в тревожное для всех людей время. Но именно в такие времена миссия Рериха приобретает бесценное значение.
— Соня, у всякого дела есть организационная сторона и логистика. 37 живописных работ, рыночную стоимость которых трудно себе представить, нужно перевезти через океан, а потом ещё дальше, в самое сердце Евразии, обеспечить их сохранность, организовать экспозицию. Кто этим занимался?
— Мы. Наша компания «Son Mar Group».
— И все расходы по организации выставки легли на американскую сторону?
— Абсолютно.
— А вы давно в этом бизнесе?
— Моя карьера сложилась в аукционном доме «Сотбис», где я проработала 15 лет. Я в своё время открыла русский отдел в «Сотбис», устраивала выставки по всему миру. В том числе и выставки Рериха.
— Соня, ваш интерес к русскому искусству обусловлен и личными мотивами? Вы как- то связаны с Россией биографическими обстоятельствами?
— Я родилась в Москве. Но мне не было ещё и года, когда меня привезли в Америку, где я и выросла. Но любовь к русскому искусству всегда была со мной.
— И русский язык в вашей семье сохранился…
— Да, сохранился. Но вы же слышите, я то и дело ошибаюсь…
— Соня, поверьте, ваш едва уловимый американский акцент – очарователен! Жаль, что я не сумею передать его в тексте…
— О, (смеётся) прошу вас, не нужно! Я и без того засну сегодня с трудом, буду переживать, всё ли я сказала…
— Я услышал ваш деликатный намёк, Соня, в Нью-Йорке начинается ночь. Я благодарю вас и – good night!
— А вам доброго дня. Вам и всем жителям вашей страны!
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.