«Есть мнение, что банки – убыточный бизнес и если бы не интересы определённых групп, достаточно было бы одного государственного банка и пары частных банков»

Сетевые СМИ о системном кризисе в банковской сфере

«Что будет с казахстанскими банками: Акишев раскрыл планы Нацбанка» — По словам председателя Национального банка Казахстана Данияра АКИШЕВА, регулятор начал одну из самых масштабных в истории страны процедуру спасения банков.

В банковском секторе Казахстана уже давно зреет системный кризис и если проблему не решать, то ситуация будет ухудшаться, заявил глава Нацбанка Данияр Акишев во время отчетной пресс-конференции 22 ноября.

Программа оздоровления банковского сектора, которую проводит в настоящее время регулятор, по мнению главы Нацбанка, способна полностью покончить с плохими кредитами и неустойчивыми институтами.

Данияр Акишев
Фото: sputniknews.kz

Что касается Delta Bank, то, по словам Данияра Акишева, Нацбанк много месяцев вел переговоры с менеджментом и акционерами, но взаимопонимания достигнуто не было.

Теперь Delta Bank лишен лицензии и, как уверяет главный банкир страны, лишение лицензии этого банка не приведет к негативным последствиям в банковском секторе ввиду низкой доли активов и обязательств банка в совокупных активах и обязательствах банковского сектора (1%).

Про RBK Акишев говорил много, так как схему оздоровления этого банка считает весьма удачной и рассчитывает, что этот опыт будет применяться в дальнейшем, если возникнут похожие ситуации — «Между Национальным банком, правительством, банком РБК и новым инвестором подписано Рамочное соглашение в целях поэтапного оздоровления банка и восстановления его платежеспособности. Соглашение носит конфиденциальный характер в связи с данными, содержащими коммерческую и банковскую тайну».

В рамках Соглашения был составлен ежедневный график на ближайшие два месяца, и этому графику в банке должны следовать беспрекословно – «В ближайшее время банк получит поддержку со стороны Национального банка на сумму 243,7 миллиарда тенге, а после выполнения необходимых корпоративных процедур новый инвестор осуществит докапитализацию банка на сумму 160 миллиардов тенге. Необходимо понимать, что процесс оздоровления банка не может быть осуществлен за один день и требует определенного времени для выполнения всеми сторонами соглашения необходимых корпоративных процедур, принятия соответствующих решений на уровне правительства и Национального банка».

Как отметил глава финрегулятора, после завершения этих процессов будет получен абсолютно здоровый и устойчивый финансовый институт, который будет отвечать по своим обязательствам.

«Шаяхметова: За каждым банком кто-то стоит, но не все злоупотребляют» — 20 ноября, в Алматы прошла пресс-конференция, на которой были представлены консолидированные финансовые результаты АО «Народный банк Казахстана» за 9 месяцев 2017г.

На конференции у Умут ШАЯХМЕТОВОЙ спросили и о ситуации с RBK Bank, который подал заявку на 240 млрд тенге в рамках участия в программе по повышению финансовой устойчивости банковского сектора РК — Если говорить об RBK, то там было много особых условий изначально — были изменены некоторые законодательные акты. Большой вопрос вызывает размещение средств нацкомпаний в этом финансовом институте. Как они размещаются в маленькие банки? Как они оценивают риски этих банков? Регулятор видел этот бешенный рост, очень концентрированный. И почему вопросы не задавались или задавались, этого я не могу сказать. Много обсуждается аффилированность банков и то, что за каждым финансовым институтом кто-то стоит. Однако важно корпоративное управление. Мы все работаем в одинаковых законодательных условиях, в одинаковой макроэкономической среде. В каждом банке, включая Халык, есть определенные лица, но почему-то кто-то позволяет себе злоупотреблять, а кто-то нет, — подчеркнула Умут Шаяхметова.

Глава Народного банка считает, что вопросы есть и к акционерам, и к регулятору — Вопрос в акционерах и в том, как они настраивают корпоративное управление, как выбирают менеджмент, как сами контролируют менеджмент. Некоторые банки платили комиссии за привлечение депозитов. Это уже говорит о том, что банк находится в ситуации, когда ему нужна ликвидность, когда он готов платить повышенные ставки по депозитам, когда готов идти на такие схемы по привлечению ликвидности. Мы поднимали этот вопрос на площадке ассоциации (финансистов Казахстана), мы это говорили самому регулятору. Но реакции не последовало. Здесь вопрос политической воли и силы регулятора и желания, а так все инструменты у Нацбанка есть, — рассказала Умут Шаяхметова.

Она также ответила на вопрос о том, поможет ли ужесточение требований к БВУ избежать проблем в дальнейшем — Важно, чтобы мы все поменяли свой менталитет и свое отношение. Это касается всех – не только надзора, но и управленцев финансовых институтов. Нам нужно понимать свою ответственность перед вкладчиками. Это касается и управленцев нацкомпаний, которые принимают решения. Когда такая среда создается, соблазнов возникает много, и не у всех хватает стержня выстоять и принять правильное решение, — отметила она.

Умут Болатхановне задали вопрос: стоит ли помогать таким банкам? — Я всегда за более жесткие решения, но есть вкладчики, которые тоже пострадают. Касательно RBK есть определенная справедливость в структуре господдержки. Нацбанк впервые применяет bail-in, когда кредиторы банка – нацкомпании также страдают, как и акционеры банка, и окажут поддержку.

«Владимир Ким стал крупным участником Bank RBK» — Правлением Национального банка Республики Казахстан принято постановление от 21 ноября 2017 года «О выдаче Киму Владимиру Сергеевичу согласия на приобретение статуса крупного участника (косвенного) АО «Банк «Bank RBK».

Владимир Ким является мажоритарным акционером ТОО «Корпорация Казахмыс» и крупной медной компании KAZ Minerals. Напомним, у Bank RBK возникли проблемы с ликвидностью, в связи с этим фининститут ограничил для клиентов лимиты по обналичиванию средств со счетов и депозитов. Позже в Нацбанке заявили, что инвестором Bank RBK может стать ТОО «Корпорация Казахмыс». По словам председателя Нацбанка Данияра Акишева, модель оздоровления банка предполагает его капитализацию за счет средств корпорации на сумму 160 млрд тенге.

«Зачем миллиардеру Владимиру Киму банк RBK» — Глава группы KazMinerals, один из самых богатых людей в Казахстане Владимир КИМ приобрел за 160 миллиардов банк, цена которому ноль тенге.

Новый владелец RBK заявил, что банковский бизнес не такой уж и привлекательный с точки зрения прибыли, однако банк Владимиру Киму нужен, чтобы создать некий банковско-промышленный сегмент.

Еще до того как Владимир Ким получил согласие от регулятора на приобретение статуса крупного акционера RBK, в банке начались проблемы. В начале года никто и не думал, что RBK может быть банкротом и попадет под ликвидацию – «Я лично смотрел, как идут колоссальные оттоки ликвидности, и это не только квазигосударственный сектор и государственные предприятия, это физические и юридические лица. Это был как какой-то ком», — рассказал Ким на пресс-конференции в Алматы.

Из-за этого акционеры банка разделились на два противоборствующих лагеря. Один из которых «честным-нечестным» способом, но сумел вывести все свои деньги и на сегодня уже не является «лагерем акционеров RBK. Сегодня этих акционеров нет. Из всего 100% того капитала, который существовал, остался определенно ноль«, — сказал Владимир Ким.

По его словам, банк сейчас стоит ноль тенге потому, что баланс банка абсолютно отрицательный. Кроме того, действия монетарных акционеров, которые «комом» выводили из банка деньги, спровоцировали большую проверку, которая началась в июле месяце. Результатов этой проверки еще нет, но уже того, что высветилось в процессе, хватило, чтобы международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) опустило рейтинг RBK с «CCC+» до дефолтного уровня «D».

Впрочем, финансовые проблемы RBK не является неожиданными или какими-то уникальными, считает Ким, все это результат разгильдяйства и безнаказанности, которые присутствуют в банковском секторе страны.

Теперь в планах у акционера группы KazMinerals, президента «Холдинга Казахмыс» Владимира Кима стать единственным акционером банка — «Казахмыс» не смог сразу войти как единый акционер банка RBK, потому что у банка присутствуют монетарные акционеры, которые не являются юридическими и физическими лицами Республики Казахстан. Кроме того, нам нужно было время, 3-4 месяца, чтобы получать рейтинг, а рейтинг должен быть выше, чем страновой«.

Потом было принято решение, что Ким заходит как акционер и при этом существует полная связь средств между Владимиром Кимом и «Казахмысом» — «Казахмыс» будет присутствовать в банке в моем лице. Если у нас получится, «Казахмыс» сможет стать единым акционером банка, потому что средства в любом случае мы получаем от корпорации «Казахмыс«, — пояснил акционер.

«Как вернуть «плохие» долги Bank RBK?» — Стратегический акционер Bank RBK Владимир КИМ прокомментировал основные мотивы, побудившие его принять решение о докапитализации банка, столкнувшегося с кризисом ликвидности. Впрочем, вопрос, был ли на самом деле у г-на Кима выбор, остается в значительной степени открытым.

Главной причиной осуществления вливаний в банк он назвал обеспокоенность развитием ситуации со счетами 23 тыс. физических лиц в случае, если бы финансовым властям пришлось бы принимать более радикальные варианты вмешательства, связанные с отзывом или приостановлением лицензии. Среди розничных клиентов банка — не более 100−150 крупных депозиторов, которых нельзя отнести к неквалифицированным инвесторам. И хотя 20 тыс. депозиторов это не 150 или 200 тыс., как в крупных банках, волна социального недовольства была бы неизбежна. Именно это обсуждалось, когда ситуация докладывалась главе государства, а затем на заседаниях правления «Казахмыса», где принималось решение о вливаниях. И по выражению Владимира Кима, если бы они не были приняты, «сердце было бы не на месте».

Вторым по значимости мотивом было нахождение в банке части счетов корпорации. При этом спикер подчеркнул, что банк не кредитовал «Казахмыс» или какие-либо другие его бизнесы и в этом смысле его совесть чиста и он действительно, пожалуй, выглядит одним из наилучших антикризисных инвесторов. Тем не менее, «Казахмыс» и Владимир Ким вряд ли бы смогли позволить себе вливания такого масштаба, оставайся цены на медь там, где они были в 2014−15 годах, ниже 5 тысяч долларов за тонну. Вряд ли бы схему оздоровления банка удалось бы найти также, если бы не согласие крупнейших кредиторов на выделение 595 млрд тенге проблемных кредитов.

160 млрд тенге вливаний в капитал и ликвидность выглядят, конечно, крупной суммой, но не такой уж большой цифрой, учитывая масштабы бизнеса в казахстанской медной отрасли, и какого-либо отвлечения средств, не позволяющего реализовать инвестиционные программы, не произойдет.

Денис КРИВОШЕЕВ – «Банки обходятся стране слишком дорого» — Финансовый кризис в Казахстане не прекратится до тех пор, пока будет работать существующая кредитно-финансовая система. Много лет назад нам говорили, что она если не лучшая в мире, то в СНГ уж точно ей равных нет. Но, как оказалась, именно проблемы в банках стали основой всех кризисов в стране за последние 10 лет. Каждый раз государство тратит гигантские суммы на спасение БВУ и никогда не получает ничего назад. Триллионы тенге слиты. На эти деньги можно было бы построить новую страну. Только в 2017 году на прямую поддержку банковской системы выделено около 3 триллионов тенге, т.е. около 10 миллиардов долларов. Столько же было влито в 2009 году, но между этими датами лежит бездонная пропасть, в которой исчезали народные деньги. Всегда находились благородные поводы выделить банкам денег.

Не нужно далеко ходить за примерами. История с банком RBK, которая прямо сейчас разворачивается на наших глазах, показывает все механизмы реакции системы. Чуть ли не со дня переименования банк сотрясали скандалы и проблемы: сомнительная смена владельцев, приход к управлению очевидных проходимцев, которые не один банк довели до кризиса, последующая за этим афёра с перераспределением активов и новая смена владельцев.

Параллельно банк накачивали активами для видимости стремительного роста, который, в свою очередь, вселял уверенность в частных инвесторов. Выгодные предложения и стопроцентная уверенность в сохранности капитала, дарованная государством, не оставляли сомнений и стимулировали инвестиции в виде частных депозитов. Параллельно рос и кредитный портфель. Заёмщики под стать самому банку всем своим видом показывали респектабельность и перспективы…

Есть мнение, что банки – убыточный бизнес и если бы не интересы определённых групп, достаточно было бы одного государственного банка, созданного на базе «Казпочты», чтобы обеспечить интересы бюджетников и уязвимых слоев населения, таких как пенсионеры и получающие пособия, и пары частных банков, которые работали бы с юридическими лицами. И если посмотреть на результаты деятельности БВУ, то в этом утверждении с каждым годом все больше и больше истины. Банки, а точнее их деятельность, обходятся стране слишком дорого.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.