Опять оффшорный скандал: засветились квази

Оказывается, преимуществами оффшоров, которые позволяют уходить от налогов, пользуются не только казахстанские бизнесмены и богатые люди, но и квазигосударственные компании…

Буквально вчера стало известно, что 18 отечественных компаний удерживают $12,5 млрд. за рубежом. Речь – именно об оффшорных счетах. Об этом заявил глава государства Нурсултан Назарбаев по итогам общенационального телемоста «Новая индустриализация страны».

Эти деньги, уверен президент, помогли бы нашей экономике, поработали в Казахстане. Но… В список компаний, которые держат значительные суммы на оффшорных счетах входят «Тенгизшевройл» – $4,5 млрд., «КазМунайГаз» (КМГ) – $3 млрд., РД КМГ – $2 млрд., «Азиатский газопровод» – более $1 млрд., газопровод «Бейнеу-Шымкент» – $100 млн. «Почему вы так делаете? Зарабатываем на казахстанских ресурсах, работая у нас, держите деньги там? Почему эти деньги не работают на Казахстан, на инвестиции?», – совершенно справедливо поставил вопрос глава государства.

оффшорный скандал

Однако в вопросе, а что же делать с такими компаниями, наблюдается растерянность. Может быть, последовать примеру США, которые «вскрыли все оффшорные счета»? «Даже в Швейцарии никто не может спокойно сидеть. В Англии уже объявили, что все российские организации, и казахстанские в том числе, должны открыть все свои счета. Чего ждете, я не понимаю? При этом только за первое полугодие компании, подконтрольные государству, увеличили удерживаемые за рубежом средства от $2 до $6 млрд.», – задается вопросом Нурсултан Назарбаев.

В общем, как говорится, есть хорошая новость и плохая. Хорошая в том, что государство, во-первых, озадачилось оффшорным вопросом, во-вторых, оно имеет доступ к таким данным, а, значит, в идеале, может воздействовать на компании, для которых притягательны оффшоры. Плохая же новость заключается в том, что деньги, попавшие в оффшоры, иногда не возвращаются в страну. Никогда.

 

В случае с квазигосударственными компаниями правительство еще может воздействовать на их вольности и вернуть деньги в страну, а что касается инвесторов Казахстана, то нажать на административный рычаг вряд ли получится. Если они захотят, деньги будут возвращены, если нет – то нет, при этом и налоги могут не уплатить. И ничего не попишешь. Действенных механизмов нет. А уповать просто на честь и совесть очень часто бессмысленно.

Президент это прекрасно понимает. Поэтому он поручил разобраться с оффшорами премьер-министру. Без отеческих пошлепываний не обошлось: «Поручаю правительству как акционеру разобраться и доложить мне с каждым! Если не сделаете, предупреждаю при всем Казахстане, тогда я по-другому буду работать, как возвратить эти деньги. Но вас уже не будет. Мы же не говорим, что отнимем у вас или что-то сделаем – нет. Слушайте, государство создало вам условия заработать эти деньги предприятием, и вы прячете от государства казахстанские деньги? Хватит».

***

На своей страничке в Facebook Казбек Бейсебаев, окончивший МГИМО и отличный публицист-аналитик, написал: «Отечественные компании не доверяют отечественной банковской системе. Отечественные компании прячут деньги Отечества за рубежом».

Так и есть. А еще, возможно, эти деньги были выведены не просто так, ради спортивного интереса. В оффшорах всегда найдутся потайные места, куда можно деньги спрятать и никогда не возвращать в Отечество.

По идее, всех руководителей национальных компаний, которые проторили тропинку в оффшоры, нужно взять под контроль, предпринять действенные меры по возращению средств в страну, и уволить. Потому что национальные компании, возглавляемые ими, нарушили все писанные и неписанные правила. В то время как экономика страны нуждается в инвестициях, развитии, миллиарды долларов поставлены на усушку.

Казбек Бейсебаев пишет: «Два года назад Елбасы после объявления легализации заявил, что по его поручению начнут искать спрятанные деньги по всему миру.
Вот, что он конкретно сказал: «Я предупреждал, и еще хочу сказать – после этой легализации мы начнем искать деньги, запрятанные от налогов, по всему миру. Наверно, все вы видели, генеральный прокурор со мной ездил, везде подписали договор о правовой помощи с самыми крупными странами. Начиная от США. ОСР объявил, что раскроет все счета, никаких оффшоров не будет. Мы предлагаем добровольно принести деньги, открыть все и жить спокойно, спать спокойно, не дергаться, когда звонок в дверь. Что еще надо?».

Автор поста щедро цитирует президента: «Я обращаюсь к вам не потому-что нам позарез нужны ваши деньги. Не хочется заводить уголовные дела на наших соотечественников, делать из них беженцев, которые прячутся где-то там за бугром. В Лондоне, где-то бегают все. Все было за эти годы, всякое было. Первичные накопления не всегда бывают честными, да. Мы молодое государство даем возможность вам принести сюда деньги, ваши деньги, участвовать в приватизации, и сделать ваши активы казахстанские, и за то, что сделано за эти годы страной вернуть сюда и спокойно жить, и спокойно спать. Вот чего хочется».

Но вывод, который напрашивается и который озвучивает Казбек Бейсебаев, фатален: «Те кому адресованы слова, тогда не послушались Елбасы».

***

Очевидно, что правительству Казахстана придется наконец действовать. Возможно, за основу будет взят пример России (мы часто копируем, по надобности и без, а здесь – тот самый случай, когда копировать надо).

Федеральная налоговая служба России ведет свой «черный» список оффшорных зон. В него включаются те юрисдикции, которые не предоставляют информацию о реальных владельцах зарегистрированных компаний на постоянной основе. То есть те, которые не дает возможности для стран-бенефициаров учитывать налоговые обязательства тех субъектов, которые обретают новое место «прописки» за рубежом.

Обмен информацией должен происходить, конечно. А иначе налоговые ведомства бьются головой о стену, не имея никаких подтвержденных данных о тех или иных компаниях, которые, безусловно, должны быть подотчетны.

«Черные» списки нужны для того, чтобы владельцы компаний, зарегистрированные в данном оффшоре, платили налоги как контролируемые иностранные компании, в бюджет России.

В то же время, исключение оффшора из черного списка благоприятно для зарегистрированных в нем компаний. Их деятельность не будет рассматриваться как контролируемая, а это означает, что результаты этой деятельности в общем случае не облагаются в России налогами.

По статистике, отток из России в оффшоры исчисляется триллионами долларов. В Казахстане масштаб существенно меньше, но это не говорит о том, что мы должны закрывать глаза на явные факты, когда не только частный бизнес, но и квазигосударственные компании пытаются уйти от налогов с помощью оффшорных схем.

***

И, да, мы сколь угодно можем грозить пальцем и нажимать на тех, кто чаще смотрит в сторону своих глобальных интересов, но никак не отечественных. Наше правительство вроде как подписало Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам еще в 2013 году.

В 2008-2010 годах список оффшорных зон, не признаваемых Казахстаном, велся министерством финансов. А более позднюю информацию обнаружить не удалось. Потому и ясности, работает ли этот документ на экономику Казахстана, нет.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.