Займутся ли министры самобичеванием?

Похоже, то ли шутливое, то ли вполне серьезное замечание Нурсултана Назарбаева в адрес премьер-министра – «Хорошо доложил, но самокритики нет» – задает новый тренд для исполнительной ветви власти

Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь… В сентябре 2016 года вновь назначенный премьер-министр Бакытжан Сагинтаев на первом же заседании правительства продемонстрировал свои жесткие намерения навести наконец порядок в стане высокопоставленных чиновников: «всех нас ждет очень напряженная работа», «все заграничные командировки до конца года… приостановить, за исключением поездок вместе с Главой государства», «если вдруг возникнет особая необходимость, будете выезжать по моему личному распоряжению», «согласовать время рабочих поездок по регионам».

В общем, ворвался премьер вихрем, нарушил прежнее спокойствие и умиротворенность чиновничей среды. Казалось, поменялась не только риторика, но и установки: все решения правительства должны быть понятны и легки для простого населения.

Со временем скорость ветра снизилась, ураган миновал, все вернулось в привычное русло.

И вот февраль 2018 года… Почти полтора года пролетело. Хороший доклад приготовил, все правительство в сборе, президент во главе заседания. И вот эта фраза, как обухом по голове, – насчет отсутствия самокритики.

Тогда же досталось министру финансов Бахыту Султанову (теперь он должен провести масштабную ревизию контрольно-надзорных функций и сократить численность проверяющих) и министру по инвестициям и развитию Женису Касымбеку – он отвечает за эффективность и прозрачность использования бюджетных средств при строительстве дорог.

Что делать, когда гром раздается среди ясного неба? Сменить тактику.

ветви власти

***

Первым на этот подвиг решился министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев. Ему легче всего. Он только что пересел в это кресло, и с легкостью может подвергать критике работу своего предшественника. Первое, о чем он заявил: созданные в 2017 году около тысячи сельхозкооперативов не оправдали ожиданий. Они еще на ноги не встали, что называется, а новоявленный министр называет их формальными. Он считает, что программу развития АПК до 2021 года нужно оптимизировать.

Масла в огонь, разведенный Шукеевым, подлил и министр национальной экономики Тимур Сулейменов. Кажется, он хотел рассказать о том, что в 2017 году Казахстан не сумел достичь запланированных показателей в агропромышленном комплексе, а на самом деле очень завуалировано, мастерски и тонко поддержал своего старшего коллегу. Дескать, плановые значения по созданию кооперативов достигнуты, но вот объемы заготовки сельскохозяйственной продукции (мясо, молоко, плоды, овощи) остаются на низком уровне. Разочаровывают-с. Нужны ли-с вообще?

«Так, созданный новый 491 сельхозкооператив должен был заготовить порядка 294 тыс. тонн продукции. При этом фактические объемы составили 133 тыс. тонн продукции, или 45% к плану», — подкрепил министр свои слова цифрами. А также доложил, что блестящих результатов по импортозамещению основных продуктов питания – мяса птицы, сахара, масла растительного – нет. Не достигнуты индикаторы по уровню экспорта масла растительного и говядины. Наполовину не выполнен план по производству сельскохозяйственной техники. В общем, с АПК, за который фактически отвечает не министр Сулейменов вовсе, нужно срочно что-то делать.

И Тимур Сулейменов делает выводы, как бы ненароком, совершенно ненадолго заскочив в чужую вотчину, следующие: «С учетом поручений президента, озвученных в послании этого года, и итогов мониторинга за 2017 год Минсельхозу необходимо в текущем году провести корректировку госпрограммы развития АПК». Наверное, в этот момент Умирзак Шукеев довольно потирает руки и мысленно посылает своему младшему коллеге флюиды благодарности.

Критика всегда куда легче самокритики. А тут вроде как критика, но и обидеться на нее невозможно. Прям кулаком по столу во благо…

***

Это лишь один из аспектов, как обыгрывают министры разных назначений вдруг ставшую востребованной необходимость критического мышления.

А вот второй образец. Его продемонстрировал министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, который получил свою порцию неприятной критики от главы государства. Именно он первым попробовал, казалось, заняться самобичеванием. И вышло это – опять-таки – как-то несносно изящно.

Он не сказал, что это по вине некоторых ответственных, а, значит, косвенно и по его вине «Парк инновационных технологий «Алатау» не оправдал ожиданий.

Слова подобраны что надо, формулировки начищены до блеска: дескать, данная специальная экономическая зона не смогла достичь тех результатов, которые были запланированы, и поэтому правительство решило разделить этот проект на две части.

В итоге «Парк инновационных технологий «Алатау» будет передан, от греха подальше, в другое ведомство – министерство информации и коммуникаций, а специальная экономическая зона «ПИТ «Алатау» (СЭЗ), которой на данный момент управляет сам ПИТ, будет отдана под руководство акимата Алматы.

Между тем, напуганные грядущими переменами руководители парка стучатся во все двери, пытаясь доказать, что все показатели у него отличные: год от года растет объем реализации и количество видов продукции, количество рабочих мест, объем частных инвестиций.

И тоже, как и в случае с министром, ни слова о том, насколько инновационными являются компании, населившие парк и СЭЗ, а в этом есть некоторые сомнения.

***

«Одна из причин всех наших проблем заключается в том, у нас информацию постоянно приукрашивают. Так подается она по иерархии – от нижестоящих структур к вышестоящим, и так до самого верха. Выдать желаемое за действительное стало вполне нормальным явлением в стране Великой степи. Поэтому у нас вводятся заводы, которые на самом деле не заводы. Поэтому даются разные обещания, которые не выполняются. Причем, надо сказать, что это явление стало стилем работы всех органов и ответственных чиновников. Народ тоже давно привык к этому», — верно подметил особенность нашего времени публицист Казбек Бейсебаев.

Но по одной формулировке можно с ним поспорить. Являются ли чиновники «ответственными»? Скорее, они просто отвечают за определенную сферу, значит, их можно назвать отвечающими, кураторами, но вряд ли ответственными. Ответственный – это когда чиновник готов нести персональную ответственность за состояние дел, лежащих в зоне его ответственности. Ген персональной ответственности в чиновничьей среде все еще в дефиците.

Но, возможно, уже скоро, коль есть спрос на самокритику, самые слабые, пока еще недостаточно уверенные в себе игроки правительственной гвардии будут отряжены на более решительные действия. Именно на них и на их карьере старые, мудрые и опытные проверят верность тактики: если «щеглам» удастся взлететь, это станет определенным сигналом для орлов. И тогда место для самокритики, возможно, найдется в карьере каждого министра и акима…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.