Траян Христеа: В новой стратегии ЕС Казахстану отведена роль главного партнера

Глава представительства Европейского союза в РК о взаимоотношениях с Казахстаном

Астана. 22 мая. КазТАГ — Арсен Аскаров. В этом году Казахстан и Евросоюз отметили 25-летие со дня установления дипломатических отношений. О том, какие результаты имеет этот период сотрудничества, о буднях Европарламента, ситуации с беженцами, а также об отличии старой и новой стратегии ЕС в Центральной Азии в интервью КазТАГ рассказал глава представительства Европейского союза в РК Траян Христеа после завершения его трехлетней дипломатической миссии в Казахстане.

Траян Христеа

***

— Господин посол, буквально на днях депутаты Европейского парламента посетили Астану, насколько полезным оказался их визит?

— Сам визит состоялся в рамках сотрудничества между Европарламентом и парламентом Казахстана. Это ежегодное традиционное мероприятие, которое проходит как в Брюсселе, так и в Астане. Своего рода парламентское измерение нашего двустороннего диалога, когда обсуждаются вопросы, связанные с региональным сотрудничеством. Насколько знаю, депутаты из Брюсселя встречались с генеральным прокурором Казахстана, поскольку еще остались проекты, которые мы реализуем в области верховенства закона. Также состоялись встречи с представителями министерства по делам религий и гражданского общества и министерства иностранных дел. В итоге получилась весьма насыщенная программа.

— Чем живет сегодняшний Европарламент? Какие моменты вызывают наиболее жаркие дискуссии среди депутатов?

— Думаю, что вам следует следить за телеканалом «Евроньюс» или подключиться на веб-сайт самого Европарламента, где все заседания транслируются в онлайн-режиме. Действительно, там всегда очень бурно проходят заседания на различные темы. Там представлены многие политические группы, причем каждая со своим интересом и идеологией. Любые дискуссии ведутся в формате вопрос-ответ в открытом и прозрачном режиме.

— В таком случае насколько равномерно распределены позиции тех или иных политических фракций внутри законодательного органа ЕС?

— Достаточно равномерно, что является, прежде всего, результатом последних выборов в Европарламент (2014 года – КазТАГ). Одной из самых больших движущих сил пока следует считать Европейскую народную партию, затем идут социалисты, либералы, вместе с тем хорошо представлены консерваторы и экологи. Так что силы распределены достаточно пропорционально. Хотя уже не за горами и новые выборы в мае 2019-го. Посмотрим, что будет после того, как они состоятся.

— Как часто среди евродепутатов упоминается Казахстан или страны Центральной Азии?

— В последний раз это было, когда Европарламент ратифицировал соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС. Этот документ целиком отражает всю историю 25-летних отношений Казахстана и ЕС. И могу сказать, что на уровне парламента был очень широкий диалог с разными рекомендациями партнеров и самих депутатов о том, как нам двигаться дальше, в каком ключе продвигать наши отношения.

— Не так давно Казахстан и ЕС договорились о создании дорожной карты сотрудничества. Расскажите о содержании карты и когда ее примут.

— Этот документ должен определить наилучшие приоритеты в нашем сотрудничестве, куда входят инновационные технологии, образование, исследования. Расширенное соблюдение социальных прав, свобод человека, соблюдение равных возможностей на рынке госзакупок для всех операторов.

— В Казахстане предлагают создать централизованные органы госзакупок, чтобы избежать спекуляций в этой сфере. Как Вы к этому относитесь?

— На сегодняшний день некоторые страны действительно имеют централизованную систему госзакупок, но есть государства, которые ее не имеют. Это ничего не меняет. Коррупция существует в разных измерениях многих стран. Достаточно посмотреть любой отчет бюджетного комитета Европарламента, где дается одобрение на использование бюджета. Уверяю, что там проходят очень интересные чтения. Тем не менее механизм контроля и мониторинга в этом плане у нас есть и он работает. В этой связи внедрение прозрачной и предсказуемой системы госзакупок — одна из важнейших статей сотрудничества ЕС и Казахстана.

— Значительная доля казахстанских студентов, выезжающих за рубеж по госпрограмме, выбирает образование в продвинутых странах Евросоюза. Как Вы думаете, насколько полезным может быть европейское образование для молодых специалистов в Казахстане?

— Иметь диплом очень хорошо. Особенно хорошо вернуться со знаниями и опытом на родину. Евросоюз предоставляет такую возможность в рамках образовательной программы Erasmus+. Сегодня казахстанские вузы имеют возможность сотрудничать с 5 тысячами европейских университетов. Все они с высоким качеством образования, которое можно получить на основе финансирования Евросоюза в рамках конкурса, разумеется. С другой стороны, сборы на образование в странах ЕС не так высоки. То есть оно доступно для любого работающего человека, которому нужно обновить собственную квалификацию, скажем.

— Недавно узнал, что средний возраст студентов в Европе — 29 лет. С чем это связано?

— Интерес человека в том, чтобы учиться дальше. Мне почти 50 лет, а я все еще студент, уже в третий раз. Есть люди, которые получают второе высшее образование, есть люди, которые начали свое образование позже других. Так что live and learn! Технологии меняются со скоростью света, и зачастую навыки, которые где-то получаешь, через несколько лет уже никому не нужны.

— Отдельно хотелось поговорить о сотрудничестве Казахстана и ЕС по развитию Афганистана. В чем выражается это партнерство? Удалось ли достичь практических результатов в образовательной сфере?

— Казахстан уже получил опыт по предоставлению образовательных услуг для афганских граждан. Сейчас совместно с казахскими партнерами мы намерены запустить пилотную программу по экономическому укреплению потенциала женщин Афганистана путем образования. Уверен, что найдется много женщин, которые согласятся участвовать в данной программе. Сейчас мы все анализируем, поскольку мы говорим о женщинах, которые должны покинуть свою страну на пять лет, чтобы потом вернуться и работать на родине.

— Вследствие войны на Ближнем Востоке число беженцев продолжает расти во всем мире, в том числе в Европе уже на протяжении семи лет. Удалось ли найти оптимальное решение этой проблемы?

— Сегодня это стало самым большим народным переселением после второй мировой войны. Для решения этой проблемы Евросоюз внес наибольший финансовый вклад. Все наши программы по беженцам из Сирии, Мали и Ливии осуществляются за счет средств европейского налогоплательщика. Не так давно мы собрали порядка 4 млрд евро для реконструкции и развития Сирии. Таким образом мы выступаем за экономическое развитие самих государств, из которых люди уезжают, не находя счастья.

— Уже несколько лет сохраняются экономические санкции ЕС в отношении России, которые, так или иначе, затрагивают экономику Казахстана, поскольку между двумя государствами тесные торгово-экономические связи. Насколько это учитывают в том же Европарламенте?

— Конечно, учитывают, ведь в первую очередь страдают сами граждане, потребители. Однако эти санкции Евросоюз ввел в ответ на санкции самой России. Это были ответные меры. Только таким путем мы можем убедить наших российских партнеров соблюдать нормы международного права. И потом мы не называем это санкциями, это скорее — меры ограничения. Они одобряются в рамках Европейского совета.

— А что думают в Евросоюзе по поводу решения Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном? Удастся ли сохранить важнейший договор по иранскому атому, пусть и без США?

— США всегда остаются важнейшим партнером Европейского союза, однако, согласно Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене, договор относительно ядерной программы Ирана соблюдается. И именно поэтому мы будем его отстаивать до самого конца. Тем более, если он приносит дивиденды и изначально получил одобрение Совета безопасности ООН. Надеемся, что все наши партнеры продолжат выполнять условия соглашения.

— Ранее сообщалось о том, что новая стратегия ЕС по Центральной Азии будет принята в 2019 году. Что кардинально нового включает этот документ? И какая роль в нем отводится Казахстану?

— Кардинально от вариантов 2007 и 2015 годов проект новой стратегии отличается очень важным фактором. Она составлена совместно с пятью странами Центральной Азии. Мы рассмотрели все предложения. Конечно, новый документ будет учитывать опыт выполнения предыдущих стратегий, однако придаст четкое видение и понимание того, как нам развиваться и двигаться дальше. Еще раз хочу сказать, что мы рассмотрели все предложения, объединив их в новой стратегии, где Казахстану отведена роль нашего главного партнера во всех проектах развития.

— Господин посол, Ваша дипломатическая миссия в Казахстане завершена. Уже завтра вы улетаете работать в Монголию. Что Вас ожидает в этой стране?

— Меня там ожидает открытие представительства ЕС и продвижение двусторонних отношений с Монголией согласно договоренностям, которые были достигнуты в последний раз в ходе заседания совета сотрудничества, состоявшегося в апреле в Брюсселе. В политическом, экономическом и социальном плане эта страна для нас очень интересна и важна.

— В таком случае спасибо и удачи на новом месте!

— Может быть, еще увидимся. Как говорится, мир тесен. Спасибо!

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.