Алматы. 26 июня. КазТАГ – Владимир Радионов. Красота – насколько страшная сила, которая, если верить Достоевскому, спасет мир, настолько и довольно хрупкая вещь, тем более, если она детская. Между тем детские конкурсы красоты, появившиеся в 60-е годы прошлого века, стали если не обыденными, то достаточно распространенными, чтобы не обращать на них внимание. Не обошли стороной подобные конкурсы и Казахстан. Так, на международном конкурсе Little Supermodel Of The World 2018 в трех возрастных категориях (6, 9 и 11 лет) первые места заняли три казахстанки. А в республиканском конкурсе Beauty kids Award 2018 в возрастной категории от 3 до 6 лет победителем стала девочка в возрасте 3 лет, и теперь она представляет Казахстан на Prince & Princess of the world 2018.
Мамы на тропе войны
Между тем, по отношению к детским конкурсам красоты люди разделились на два непримиримых лагеря: одни не видят в них ничего страшного («Дух соревнования присущ человеку», «Девочки закаляют характер»), другие бьют тревогу («У детей забирают детство», «Конкурсы калечат психику как проигравших, так и победителей»).
Так, большинство родителей маленьких принцесс и, естественно, устроители подобных конкурсов (а по различным подсчетам, ежегодно проводится порядка 3 тыс. конкурсов красоты для детей по всему миру) видят в их проведении одни только плюсы. По их мнению, дети с малых лет занимаются с профессиональными хореографами и стилистами, учатся преподносить себя, развивают речь и пластику, им чужд страх перед публикой, становятся более раскрепощенными и уверенными в себе. При этом очень трудно сказать, хотят ли сами девочки с самого раннего детства вырабатывать в себе стиль, а не, скажем, в «классики» и «дочки-матери» с подружками играть. Вряд ли 3-летняя девочка сможет ответить на этот вопрос. А психологи утверждают, что в таком возрасте ребенок принимать самостоятельные решения однозначно не может. К тому же, зачастую мамы девочек-конкурсанток – вчерашние модели, актрисы, певицы, которые не достигли больших успехов в своем деле, а теперь пытаются реализовывать несбывшиеся мечты на своих детях.
Порой доходит до абсурда. Так, пару лет назад британка Аманда Коллинз зарегистрировала на конкурс дочку, когда та еще даже не появилась на свет! Само шоу состоялось, когда потенциальной красавице было всего 6 недель, и она мирно спала на руках у матери. Жюри благосклонно встретило самую юную участницу, и окрыленная успехом мама тут же наняла дочери агента, чтобы вырастить из нее королеву красоты.
Возможно, мамы юных мисс не согласятся с такой точкой зрения. Что же, они знают свое дитя лучше всех. Но, принимая такое непростое решение за ребенка, важно помнить, что детство малышу не вернешь. И этому есть подтверждение.
Американка Брук Бридуэл, которая одержала не одну победу в детских конкурсах красоты, не уверена, что когда-нибудь простит свою мать за испорченное детство. Впервые мать записала ее на конкурс, когда девочке было полгода. В 3 года у нее уже был собственный коуч – специалист по подготовке моделей. Усилия не прошли даром: Брук выигрывала конкурс за конкурсом, и призы порой были нешуточными – крупные суммы, путешествие на Багамы, автомобиль… Награды не приносили девочке радости: она хотела просто играть с подругами на улице, но именно этого ей никогда не разрешали. Сейчас Брук 27 лет, она живет отдельно и не готова общаться со своей матерью. Несколько лет назад она обратилась через СМИ к матерям, которые пытаются вырастить королев красоты, и призвала их остановиться и вернуть дочерям нормальное детство, пока еще не слишком поздно.
Без косичек и бантиков
К тому же, надо понимать, что сегодняшние юные красотки – это не девочки с косичками и бантиками в милых платьицах. Родители делают все для того, чтобы дети выглядели постарше – одевают в откровенные наряды, используют тонны косметики, накладные локоны, садят на жесткие диеты, учат улыбаться неестественной и мертвой улыбкой. Иногда, даже непонятно, кто перед тобой – девочка или карлик. Некоторые мамочки идут еще дальше. В США даже вспыхнул скандал – одна мама колола ботокс своей 8-летней дочке. Сама мама работает косметологом и уверяет, что это не причиняет вреда малышке, а у девочки пропали морщины.
В Казахстане до таких крайностей пока не доходят, но и участие в конкурсе красоты 3-летнего ребенка, как нам кажется, – не самое детское занятие. Для участия нужно научить ребенка правильно «вилять бедрами и стрелять глазами». И наши юные красавицы действительно занимаются в соответствующих модельных агентствах. Ничтоже сумняшеся, мать 9-летней победительницы конкурса Little Supermodel Of The World 2018 рассказывает, что отдала дочку в агентство в возрасте 7 лет, потому что та любит фотографироваться и позировать. Подражание взрослым – естественно для любого ребенка: девочки хотят краситься как мама, мальчики – бриться как папа. Но это вовсе не повод отправлять их учиться на мисс и мистеров поголовно.
И желание всех девочек красиво наряжаться на конкурсах красоты также превращается в фетиш. Так конкурс Beauty kids Award 2018, о котором мы упомянули, предполагал собой дефиле в национальном костюме в вечернем платье, участие в модном показе и творческий номер. Итого – 4 разных костюма, которые родители, по их же словам, заказывают у дизайнеров в домах моды.
Немаловажным будет отметить, что нельзя позволять ребенку зацикливаться на том, что индустрия красоты – его единственный шанс в жизни. Ведь красота – понятие субъективное, а детская – еще и довольно хрупкое. Дети растут, их внешность меняется, 5-летняя красотка может вырасти в обычную девочку, а амбиции останутся прежними.
Ну и напоследок хотелось бы задать вопрос организаторам подобных конкурсов вопрос: а для кого они их, собственно, проводят? Напрашивается ответ: для тех, кто удовлетворяет свою больную фантазию, получая наслаждения от такой «красоты».
Так, в 2014 году к 11 годам заключения был приговорен экс-вице-президент конкурса «Мисс Россия» Станислав Молодяков. Как установили сыщики, Молодяков, прикрываясь своей должностью, приглашал девочек от 8 до 13 лет на так называемый кастинг в свой загородный дом. В его апартаментах побывали десятки школьниц. А когда девочки рассказали полицейским подробности этих встреч, любитель детской красоты скрылся в Камбодже. Но и там попался за аналогичные преступления, а позднее был экстрадирован в Россию.
А в 1996 году в США была убита 6-летняя обладательница титулов «Маленькая Мисс Шарлевуа», «Маленькая Мисс Колорадо», «Девочка с обложки из Колорадо», «Крошечная Красавица Нации» Джон Бенет Рэмси. За убийство задерживался бывший школьный учитель, который в свое время был лишен педагогической практики после того, как у него были обнаружены снимки с изображением детской порнографии. Но его вина была поставлена под сомнение и официально преступник до сих пор не установлен. Брат юной красавицы в интервью спустя 20 лет после трагедии заявил, что убийца наверняка был педофилом, заметившим девочку на одном из конкурсов красоты. Аналогично высказался и отец девочки Джон Рэмси. «Почему мы не понимали, что ребенок, участвующий в конкурсах, настолько уязвим?» — написал он в книге воспоминаний «Другая сторона страдания».
Недетские страдания
Психолог алматинского Центра медицинских и психологических проблем Анастасия Стеблянко, которую мы попросили высказать свою точку зрения на детские конкурсы красоты, обратила внимание на несколько аспектов, в которых таится опасность подобных состязаний.
«В первую очередь надо говорить о возрастных рамках таких конкурсов, потому что до 14-15 лет дети вряд ли в полной мере участвуют в них осознанно, обычно мотивация в большинстве случае исключительно родительская. Если 3-летний ребенок участвует в конкурсе красоты, то здесь много вклада родительского: мамы реализуют посредством таких конкурсов какие-то свои потребности, неосуществленные желания. Как это влияет на ребенка? Если ему преподносится это в виде игры, приятного занятия – негативного влияния нет. Если же ребенок участвует в них по принуждению, через насилие – определенно психика страдает», — говорит наш эксперт.
Возможна, по ее мнению, и деформация сознания девочки, но в более старшем возрасте.
«Дети начинают обращать внимание на проигранные конкурсы и незанятые места в возрасте 7 лет, когда понимают, что они что-то не так сделали, поленились и т.п. Из собственной практики могу сказать, что в наш центр обращаются родители с детьми, участвовавшими в каких-либо телевизионных шоу, у которых наблюдается определенная деформация: я выиграл, я теперь самый лучший – мне учиться не нужно, я теперь умнее всех – педагога можно не слушать. И родителям важно задумываться о том, из каких соображений они посылают своего ребенка участвовать в шоу, конкурсах. Если мотивация искаженная – «ты самый лучший» – последствия могут быть не самыми приятными в отношении ребенка к себе, сверстникам, старшим. И это касается не только конкурсов красоты, но и других состязательных шоу», — полагает А. Стеблянко.
Что касается сексуализации детства подобными конкурсами и провоцирования педофилии, здесь психолог высказывает двоякую точку зрения.
«Современные психологические данные говорят о том, что уровень педофилии в течение времени не особо меняется, просто раньше об этом открыто не говорили. Сексуализируется ли детство посредством таких конкурсов – я не могу точно сказать, потому что не знаю, что на них конкретно происходит. Если есть, допустим, выход в бикини, как на взрослых конкурсах, то о сексуализации может идти речь. Но и в этом случае я бы не говорила, что это как-то влияет на педофилов, скорее, это может влиять на сексуальное развитие самой девочки. Такие конкурсы, если в них имеется сексуальная подоплека, могут негативно сказать на взрослении девочки, построении семьи, способности к деторождению – маленький ребенок делает вещи, которые не подходят ему по возрасту, примеряя на себя взрослый образ, раньше времени проходит сексуальное развитие. На это я бы обращала большее внимание», — резюмирует А. Стеблянко.
… Пока некоторые страны принимают законы, запрещающие проведение конкурсов красоты для маленьких, активисты говорят о том, что в природе не существует «некрасивых» и «не талантливых» детей, поэтому проведение состязаний красоты среди них является просто полным абсурдом.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.