Как отразятся американские санкции против России на отношениях между Москвой и Астаной?!

У США и России игра пошла по-крупному. В этом теперь нет никаких сомнений. Чем такая ситуация грозит Казахстану?

Издание Chatham House опубликовало аналитическую статью под названием «Why the Latest US Sanctions on Russia Will Bite» — «Почему последние американские санкции против России окажутся болезненными».

В ней говорится так: «Со времен окончания «холодной войны» Запад стремился втянуть Россию в систему мировой экономики. В основе такого настроя, помимо поиска новых торговых и инвестиционных возможностей, лежал стратегический расчет: глобализация России приведет к ее нормализации.

Россия, внедрившись в структуры глобальной рыночной экономики и переняв практику ее деятельности, сделается мирной и процветающей страной. Запад успешно сдерживал Советский Союз; теперь же он интегрирует в свой состав Россию.

Владимир Путин согласился на такую сделку лишь отчасти. Он понимал, что Россия может извлечь из глобальной экономики пользу для себя, но не собирался потворствовать воплощению западного видения будущего его страны в реальность. Напротив, Путин стремился к установлению баланса между выгодами от экономического сотрудничества — прежде всего, от экспорта энергоресурсов и иностранных инвестиций — и своей собственной концепцией централизованной авторитарной власти и наступательной внешней политики. Внутри страны он добивался создания «управляемой демократии» — демократических форм, подчиненных контролю государства. Во внешней политике он проводил курс на «суверенную глобализацию» — взаимозависимость, подчиненную власти России.

С 2000 года по 2008 год объем российской экономики двукратно увеличился. Россия сделалась членом множества международных организаций, а в 2006 году стала председателем в Группе восьми. А между тем в политической системе страны плюрализма и либерализма обнаруживалось все меньше и меньше, а в ее отношениях с Западом наступило похолодание. Россия стала более интегрированной в международную систему, но в меньшей степени западной.

Когда Россия аннексировала Крым и осуществила интервенцию на востоке Украины, Запад ввел против нее первые санкции. Они возымели реальное, но ограниченное действие.

А вот новые американские финансовые санкции кардинально меняют ситуацию по четырем направлениям. Во-первых, они чрезвычайно жесткие, создающие серьезную угрозу всем тем, кто «сознательно совершает серьезные сделки» с физическими и юридическими лицами, находящимися под санкциями. Во-вторых, эти санкции направлены против тех компаний, чьи акции котируются на фондовой бирже. В-третьих, они усугубляют атмосферу неопределенности. И никому невдомек, кого в следующий раз возьмут на прицел. Россия сталкивается с новым системным риском: теперь при оценке перспектив, ожидания касательно новых американских санкций представляются не менее важными, чем ценовые колебания на нефтяных рынках.

В-четвертых, Америка готова платить цену ради получения желаемого результата от санкций. Эффективный ответ на «злонамеренные действия России по всему миру» требует принятия таких мер, которые усложнят и твою собственную жизнь».

сша россия казахстан

Итак, игра пошла по-крупному. В этом теперь нет никаких сомнений. Чем Казахстану грозит такая ситуация? Из этой игры, похоже, только одна сторона выйдет победителем. И она разворачивается при условиях, когда Запад и Россия добиваются пуска как можно больших объемов казахстанской нефти по своим маршрутам в пику интересам друг друга. Добиваются откровенно и непримиримо. Следовательно, Казахстан все явственнее вживается в роль российско-американского «яблока раздора». И пока, похоже, берут верх американцы. Ибо именно у них и у их союзников растут аппетиты по уводу все больших и больших объемов нефти из Казахстана в обход России, заручившись в своих таких планах согласием и поддержкой официальной Астаны. Одним словом, ситуация представляется таковой. Америка и другие западные державы в борьбе за контроль над экспортными потоками энергоносителей из Казахстана как бы восходящая сторона, а Россия – нисходящая.

До сих пор ей приходилось уступать. Она критиковала предлагавшиеся американцами Казахстану проекты транспортировки его продукции через Закавказье, оценивала их как экономически не оправданные, но реальных мер по недопущению Астаны к участию в них не принимала. Казалось, ей и в дальнейшем не будет доставать решительности. Однако отступать теперь уже ей некуда. Сейчас становится понятно, что Москва осознала исчерпание лимита отступлений. Она накопила ресурсы – материальные, политические и духовные. И ей остается пойти резко и решительно вперед.

Ведь у нынешней России иного выбора и нет. Страна не может сохраниться как великая держава, если ее влияние практически во всех странах так называемого ближнего зарубежья будет сведено к минимуму. В этом смысле для нее всегда были очень важны три постсоветские республики: Украина, Белоруссия и Казахстан.

Сейчас уже отношения с официальным Киевом у официальной Москвы испорчены, что называется, донельзя. Официальный Минск пока еще поддерживает Владимира Путина и его режим правления. А что же касается официальной Астаны, ее позиция в данном случае представляется во многом двойственной. К примеру, в недавнем прошлом Казахстан не поддержал проект резолюции России с требованием осудить и прекратить агрессию в отношении Сирии и воздержался при голосовании в Совете Безопасности ООН. А это, в свою очередь, значит, что наша республика склонна еще больше втягиваться в роль американо-российского «яблока раздора».

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.