В сентябре нынешнего года казахстанская общественность всколыхнула новость о том, что гражданин Турции напал на водителя бригады скорой помощи во время транспортировки пациента в Алматы. Казалось бы, такое сообщение само по себе должно восприниматься как нонсенс. Потому что в любой стране иностранец, который распускает кулаки против местных граждан, а тем более в отношении представителей служб скорой помощи или полиции, отхватывает предельно строгое наказание. Не будем далеко ходить, и рассмотрим пример соседней России в этой связи. Министерство здравоохранения Российской Федерации предложил поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание за покушения на членов бригады скорой помощи, врачей и другой медперсонал при исполнении ими своих обязанностей от 12 лет до пожизненного лишения свободы. Законопроект будет внесен в правительство РФ в ближайшее время. И такие поправки, скорее всего, будут приняты.
Ибо работа скорой помощи так же, как врачей и другого медперсонала важна для общества в целом и для каждого отдельного человека, в частности, не меньше, чем работа полиции. И это признается во всем мире.
А у нас водителя бригады скорой помощи во время транспортировки пациента в Алматы избивает иностранец – гражданин Турции. Причем очень сильно. Настолько сильно, что 61-летний водитель скорой помощи Николай Кучма, на которого напал 28-летний турецкий турок, сам оказался на больничной койке. Врачи диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и ушибленную рану лица. Ему наложили четыре шва.
После того, как видео инцидента распространилось в социальных сетях, избивший его Демир Эбузер Али был задержан, и в отношении него было заведено расследование по статье «хулиганство». Суд, состоявшийся через месяц после происшествия, постановил освободить давшего волю своим кулакам иностранца от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Производство по уголовному делу было прекращено.
То, что выходка гражданина Турции, беспредельно распоясавшегося в стране пребывания, представляет собой опасный прецедент двойного характера в контексте общественно-государственных задач защиты безопасности собственных граждан от всякого покушения извне и обеспечения нормальной деятельности служб экстренной помощи населению, не было, похоже, принято к вниманию. То есть казахстанская общественность никак не застрахована от повторения подобного случая.
Тут невольно напрашивается сравнение двух схожих происшествий, имевших место тут у нас в Казахстане и соседней России. В Москве знаменитые российские футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев также избили водителя (но не «Скорой помощи»), а также одного чиновника, и в отношении них также было заведено расследование по статье «хулиганство». И они вот уже почти два месяца находятся в тюрьме, и им грозит реальный срок. А иностранец Демир Эбузер Али, совершивший куда более серьезное, предосудительное и общественно опасное преступление в Казахстане, освобожден от уголовной ответственности и должен был быть в обязательном порядке выдворен из страны ввиду его привлечения к уголовной ответственности тут. Но вот в конце ноября прошло сообщение о том, что этот самый нахулиганивший у нас иностранец, согласно электронному билету, 3 ноября 2018 года якобы должен был улететь в Стамбул, однако, судя по сведениям базы «Беркут», он границы не пересекал. Значит, он еще не выдворен из страны. Получается, человек самовольно продлил свое пребывание в стране, еще раз нарушая казахстанский правопорядок.
И тут, кстати, невольно приходиться задаться таким вопросом: Если бы то, что сделал Демир Эбузер Али, было бы совершено нашим простым гражданином, сошло бы тому такое преступление просто так с рук?!
Ведь не является секретом то, что у нас принято проявлять особую терпимость к людям из Турции и особенно благоволить им. Такое отношение наблюдается уже давно, и оно, прежде всего, касается, конечно, турецких предпринимателей.
В мае далекого теперь уже 2010 года в прессе Турции публиковались данные о том, что за 1990-ые и за 2000-ые г.г. представляющие это государство компании получили на реализацию заказов у нас в стране $14 миллиардов. И такая реальность имела место при тогдашнем среднегодовом объеме турецко-казахской торговли, находившемся где-то на уровне $1 миллиарда. А вот показатели годового товарооборота Казахстана с Китаем или Россией к тому времени уже давно и далеко превышали $10 миллиардов. При этом китайские или российские компании по объемам подрядческих заказов, которые доставались им у нас в стране от казахстанских заказчиков в лице главным образом государственных организаций, и близко не могли сравниться турецкими компаниями. Сейчас за окном уже 2018 год. Но такая реальность сохраняется, можно сказать, поныне. При наличии подобного нашего благоволения к гражданам Турции и турецкому бизнесу в целом, стоит ли вообще удивляться тому, что даже такие самые простые приезжие турки, как этот самый Демир Эбузер Али, начинают ощущать себя этакими «новыми сахибами» по отношению к местным людям? И тому, что они при этом очень легко распускают руки даже в отношении представителей служб экстренной помощи?!
Как бы то ни было, очевидно одно: рассматривание турок в качестве экономически отсталой нации именно в Казахстане уже давно должно восприниматься как анахронизм. И уже хотя бы потому, что они именно тут при реализации государственных или иностранных инвестиционных проектов получают заказов в суммарном выражении гораздо больше, чем китайцы и россияне вместе взятые. Особенно примечательно то, что в этой сфере деятельности Турция сумела потеснить, даже вытеснить Россию.
И тут возникает вопрос: не слишком ли дорого начинает обходиться Казахстану «братская» дружба с Турцией на основе тюркского родства, которая во многих случаях предстает идеологической альтернативой воспевавшейся в прежние времена и воспевающейся и ныне как бы по инерции казахстанско-российской и казахско-русской дружбе?! Кто нам ближе и нужнее – турки или русские?!
Ведь это должны решать мы сами, а не кто-то другой, как это вновь и вновь в действительности происходит. В прежние времена до вызывающей временами раздражение навязчивостью действовала идеология пропаганды русско-казахского интернационального братства. Теперь примерно так же действует идеология пропаганды турецко-казахского тюркского братства, неизвестно откуда взявшаяся.
Одним словом, в сегодняшнем Казахстане присутствуют два идеологических направления, предполагающих его вовлечение в соответствующие международные консолидационные проекты. Одно из них ассоциируется с тюркским происхождением коренного населения, казахов, другое же – тем, что республика долгое время была частью державы, называвшейся сперва российской, а потом советской. Эти 2 направления можно было бы, наверное, условно назвать тягой русского мира с центром в Москве и тягой тюркосферы с центром в Анкаре. Все бы ничего, если бы тут не было векового антагонизма. Но он есть. В декабре 2015 года, когда отношения между Москвой и Анкарой сильно испортились, в России приняли решение о разрыве сотрудничества с «Тюрксой» – Международной культурной организацией тюркоязычных стран и народов со штаб-квартирой в Анкаре, которой в то время руководил экс-министр культуры РК Д. Касеинов, и которая высказалось против воссоединения Крыма с Россией. Более того, там нашлись тогда такие люди, которые во всеуслышание заявили, что «сотрудничество с «Тюрксой» — это как в июле 1941 года развивать культурные связи между советской пионерской организацией и германским «Гитлерюгендом». Правда, тогдашний кризис в российско-турецких отношениях быстро миновал, и обо всем таком быстро забыли. Или сделали вид, что забыли. Но какая есть гарантия, что такое не повторится? Ее, конечно же, нет. И как тут быть? У нас на такой вопрос нет готового ответа.
(Продолжение следует)
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.