Госорганы пытаются сформировать механизм для выборочного подхода к аккредитации журналистов

Алматы. 15 февраля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Государственные органы пытаются сформировать механизм для выборочного подхода к аккредитации журналистов, считает профессор Казахстанско-немецкого университета, специалист в области международных отношений Рустам Бурнашев.

«По моему мнению, очевидно, что представленный проект приказа министра информации и коммуникаций (РК Даурена Абаева – КазТАГ), в определенной степени решая вопрос упорядочения работы журналистов в рамках мероприятия, где они аккредитованы, одновременно, фактически, затрудняют их работу. В частности, предлагаемые изменения п. 8 (8. Решение об отказе в аккредитации журналиста принимается в следующих случаях: 1) не предоставления документов, указанных в пункте 6 настоящих правил; 2) несоответствия содержания заявления требованиям настоящих правил; (…) 4) отсутствия возможности размещения журналистов в помещениях, где проводятся заседания, совещания и другие мероприятия при условии аккредитации и размещения в помещениях иных журналистов – КазТАГ) формируют основы для выборочного подхода к аккредитации журналиста», — прокомментировал Р. Бурнашев для КазТАГ сообщение о новых правилах допуска журналистов к освещению мероприятий, разработанных МИК РК.

Поскольку, продолжил эксперт, «отсутствие возможности размещения журналистов в помещениях, где проводятся заседания, совещания и другие мероприятия» может трактоваться крайне широко и, к сожалению, необъективно.

«Безусловно, вопросы вызывает и Закон «О средствах массовой информации», который определяет, что журналист может быть лишен аккредитации за «распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавших его государственных органов, общественных объединений и организаций», — добавил Р. Бурнашев.

Данный вопрос, поделился своими наблюдениями эксперт, уже неоднократно поднимался общественностью, так как понятие «сведения, порочащие честь и достоинство» до настоящего времени остается неопределенным и может толковаться крайне широко и, как правило, не в пользу журналистов.

«Вместе с тем необходимо также отметить, что внутриведомственный документ – приказ министра – вынесен на публичное обсуждение до его подписания, что, безусловно, является неким позитивным фактором», — резюмирует Р. Бурнашев.

Напомним, 13 февраля МИА «КазТАГ» сообщило, что МИК намерен внести поправки в приказ министра культуры и информации Республики Казахстан от 21 июня 2013 года №138 «Об утверждении правил аккредитации журналистов». В случае принятия поправок по сравнению с действующими правилами будут значительно ужесточены правила допуска журналистов к освещению мероприятий. Документ вынесен 13 февраля на публичное обсуждение, которое продлится до 27 февраля.

Планы МИК критически прокомментировал председатель Союза журналистов (СЖ) Казахстана Сейтказы Матаев, который уверен, что новыми правилами аккредитации государственные органы сужают допуск журналистов на общественные массовые мероприятия. Он подчеркнул, что подобных правил с абсурдными требованиями о письменном согласии журналиста на соблюдение внутреннего распорядка мест, где проводятся мероприятия, никогда в Казахстане не существовало. Также он выразил недовольство пунктом о предоставлении документов, подтверждающих наличие договорных отношений между журналистом и СМИ, так как он ставит крест на гражданской журналистике. С. Матаев считает, что пока есть время на обсуждение проекта правил, необходимо поднять вал критики в социальных сетях, которые сегодня являются важным сегментом формирования общественного мнения.

«В свою очередь, мы обсудим проект правил с коллегами, с международным фондом защиты свободы слова «Әділ сөз» и какое-то согласованное решение примем, молчать не будем», — подчеркнул глава Союза журналистов Казахстана.

Не принимать поправки, ужесточающие правила аккредитации работников СМИ, просят и другие журналисты, которые раскритиковали планы МИК. Острой критике планы министерства подвергли журналисты как на странице публичного обсуждения проекта поправок, но и на других площадках, в том числе в сообществах в социальной сети Facebook, а также в групповых профессиональных чатах в мессенджере WhatsApp.

Вот только некоторые из мнений: «Журналисты за свободу слова! Журналисты за отставку Абаева!», «Давайте хоть что-то сделаем. Завтра будем только трансляции отрабатывать и отписки по запросам», «До этого были поправки, еще до этого – уничтожение редакций по одной, откровенный подкуп журналистов и редакций, еще поправки, еще редакции. Если посмотреть на историю – мы сами дали себя уничтожить», «За свой срок на посту министр занимался только тем, что прижимал тех, кого должен поддерживать».

14 февраля сообщалось, что депутат сената парламента Казахстана Дарига Назарбаева, комментируя инициативу МИК по внесению поправок, направленных на ужесточение действующих правил аккредитации работников СМИ, выразила мнение, что журналисты должны уметь бороться за свою профессию.

«Сейчас есть все возможности для взаимодействия с властью. Когда обсуждаются законопроекты – высказать свое мнение и работать с депутатами парламента и правительством. Вы должны уметь бороться за профессию», — упрекнула Д. Назарбаева журналистов, отвечая на вопрос в кулуарах сената в четверг.

При этом она отметила, что с самим проектом приказа МИК не знакома.

В этот же день сообщалось, что алматинские журналисты подали в городской акимат заявление о проведении митинга против проекта приказа МИК о новых правилах аккредитации на мероприятия.

14 февраля редакция МИА «КазТАГ» направила официальный запрос на имя генерального прокурора РК Кайрата Кожамжарова за разъяснением законности инициативы МИК по внесению поправок, направленных на ужесточение действующих правил аккредитации журналистов. В частности, редакция попросила генпрокурора разъяснить законность принятия вынесенных министерством 13 февраля проекта поправок в целом и по каждому спорному пункту в отдельности, а также задала вопросы о том, какие меры реагирования примет надзорный орган по указанным фактам, в отношении кого и в какие сроки. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан генеральная прокуратура обязана ответить на запрос в течение двух рабочих дней с момента получения запроса, то есть, в крайнем случае – 18 или 19 февраля.