Алматы. 20 февраля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Чиновники воспринимают свои кабинеты как личные пространства и им не нравится, что журналисты «шастают по кабинетам», считает казахстанский политолог Эдуард Полетаев.
«Тут просто наличествует разное понимание времени и поведенческих характеристик у властей и медиа-сообщества. Чиновники воспринимают свои кабинеты как личные пространства, хотя во многих случаях это не должно быть так. Поэтому многим из них не нравится, что журналисты «шастают по кабинетам». Но делают журналисты это не от безделья, их кормят ноги», — прокомментировал Э. Полетаев для КазТАГ заявление министра информации и коммуникаций РК Даурена Абаева о том, что формулировки, касающиеся нехватки мест и предоставления документов с договорными отношениями журналиста можно будет отработать.
Чиновники, продолжил эксперт, всегда стараются регламентировать деятельность в подотчетных им сферах, да и сами живут и работают в определенной системе предписаний, так что в инициативе министерства информации и коммуникаций о поправках в приказ нет ничего удивительного.
«Более того, такие инициативы являются одним из показателей эффективности деятельности государственного органа. Можно также рассматривать вносимые поправки как вопрос исключительно технический, но он вызвал полемику: журналисты недовольны нововведениями, с их точки зрения, ущемляющими права», — пояснил собеседник агентства.
Вообще, полагает эксперт, регламентация журналистской деятельности – дело неоднозначное во всем мире, здесь должен быть осторожный подход.
«Есть Закон о СМИ 1999 года, он худо-бедно работает, не факт, что есть острая необходимость, чтобы он обрастал специальными документами. Хорошо воспитанный журналист (а таковые в основном и присутствуют у нас на официальных мероприятиях) и так знает, как он должен быть одет, куда и в какое время ему надо прийти и так далее», — убежден спикер.
К тому же, добавил он, есть определенная специфика парламентской, паркетной и других видов журналистики и взаимодействия с властями.
«Она облекает «четвертую власть» на дополнительные трудности, связанные с соблюдением ритуальных процедур, нехваткой времени. Многие интересные с точки зрения обладания полномочиями и компетенциями спикеры все еще не могут похвастаться информационной открытостью в силу ряда причин, поэтому их приходится караулить в кулуарах разных заседаний, или возле тех же кабинетов», — уточнил эксперт.
Порой, по его мнению, журналисты делают материалы сразу на два-три издания, и потому вынуждены прибегать к взаимовыручке, перекидывая тексты, пресс-релизы и другие источники друг другу, чтобы успеть сдать материал редакциям.
«А мероприятия, требующие аккредитации, и так энергозатратны для журналистов, которых уже на работе продолжают нагружать дополнительными обязанностями», — посетовал собеседник.
Журналистов в стране, отметил Э. Полетаев, на самом деле не так много.
«И с ними (властям – КазТАГ) необходимо взаимодействовать. Иначе людям придется получать информацию от всезнающих таксистов», — уверен эксперт.
Само слово «аккредитация», заметил он, произошло от латинского слова «доверие».
«Аккредитация должна пониматься не как бюрократическая дурь, а как процедура создания взаимных комфортных условий (организаторы знают, кто и откуда к ним на мероприятие придет, журналисты получают комфортные условия для работы и всю необходимую информацию)», — подчеркнул Э. Полетаев.
По его словам, хорошо, что министр Д. Абаев не закрывается и разъясняет позицию инициаторов поправок.
«Но всякие правила всегда хороши только тогда, если они устраивают всех, их соблюдающих. Поэтому властям и масс-медиа нужно находить компромисс. Иначе вся эта история выглядит в век информации несколько архаично», — отметил эксперт.
Другой вопрос, добавил он, что в последнее время чуть ли не каждую неделю какой-нибудь чиновник выскажет такое суждение, что оно вызывает весьма неоднозначные оценки в обществе.
«Это напоминает некую информационную инфекцию. Или лучше им читать по бумажке, как в советское время, чтобы не возникало кривотолков? Хорошо виден в настоящее время запрос на выработку критериев эффективной работы чиновников в медиа-поле. Вот тут-то и не помешало бы внедрить какие-то соответствующие инициативы», — заключил Э. Полетаев.
Напомним, 13 февраля МИА «КазТАГ» сообщило, что МИК намерен внести поправки в приказ министра культуры и информации Республики Казахстан от 21 июня 2013 года №138 «Об утверждении правил аккредитации журналистов». В случае принятия поправок по сравнению с действующими правилами будут значительно ужесточены правила допуска журналистов к освещению мероприятий. Документ вынесен 13 февраля на публичное обсуждение, которое продлится до 27 февраля.
Планы МИК критически прокомментировал председатель Союза журналистов (СЖ) Казахстана Сейтказы Матаев, который уверен, что новыми правилами аккредитации государственные органы сужают допуск журналистов на общественные массовые мероприятия. Он подчеркнул, что подобных правил с абсурдными требованиями о письменном согласии журналиста на соблюдение внутреннего распорядка мест, где проводятся мероприятия, никогда в Казахстане не существовало. Также он выразил недовольство пунктом о предоставлении документов, подтверждающих наличие договорных отношений между журналистом и СМИ, так как он ставит крест на гражданской журналистике. С. Матаев считает, что пока есть время на обсуждение проекта правил, необходимо поднять вал критики в социальных сетях, которые сегодня являются важным сегментом формирования общественного мнения.
«В свою очередь, мы обсудим проект правил с коллегами, с международным фондом защиты свободы слова «Әділ сөз» и какое-то согласованное решение примем, молчать не будем», — подчеркнул глава Союза журналистов Казахстана.
Не принимать поправки, ужесточающие правила аккредитации работников СМИ, просят и другие журналисты, которые раскритиковали планы МИК. Острой критике планы министерства подвергли журналисты не только на странице публичного обсуждения проекта поправок, но и на других площадках, в том числе в сообществах в социальной сети Facebook, а также в групповых профессиональных чатах в мессенджере WhatsApp.
Вот только некоторые из мнений: «Журналисты за свободу слова! Журналисты за отставку Абаева!», «Давайте хоть что-то сделаем. Завтра будем только трансляции отрабатывать и отписки по запросам», «До этого были поправки, еще до этого – уничтожение редакций по одной, откровенный подкуп журналистов и редакций, еще поправки, еще редакции. Если посмотреть на историю – мы сами дали себя уничтожить», «За свой срок на посту министр занимался только тем, что прижимал тех, кого должен поддерживать».
14 февраля сообщалось, что депутат сената парламента Казахстана Дарига Назарбаева, комментируя инициативу МИК по внесению поправок, направленных на ужесточение действующих правил аккредитации работников СМИ, выразила мнение, что журналисты должны уметь бороться за свою профессию.
«Сейчас есть все возможности для взаимодействия с властью. Когда обсуждаются законопроекты – высказать свое мнение и работать с депутатами парламента и правительством. Вы должны уметь бороться за профессию», — упрекнула Д. Назарбаева журналистов, отвечая на вопрос в кулуарах сената в четверг.
При этом она отметила, что с самим проектом приказа МИК не знакома.
В этот же день сообщалось, что алматинские журналисты подали в городской акимат заявление о проведении митинга против проекта приказа МИК о новых правилах аккредитации на мероприятия.
14 февраля редакция МИА «КазТАГ» направила официальный запрос на имя генерального прокурора РК Кайрата Кожамжарова за разъяснением законности инициативы МИК по внесению поправок, направленных на ужесточение действующих правил аккредитации журналистов. В частности, редакция попросила генпрокурора разъяснить законность принятия вынесенных министерством 13 февраля проекта поправок в целом и по каждому спорному пункту в отдельности, а также задала вопросы о том, какие меры реагирования примет надзорный орган по указанным фактам, в отношении кого и в какие сроки. Ответ был получен 18 февраля – в генпрокуратуре заявили, что законность ужесточения правил аккредитации журналистов ведомство сможет проверить лишь после принятия указанных поправок, при этом сам ответ больше напоминает техническую отписку.
19 февраля ситуацию прокомментировал министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, который заявил, что формулировки, касающиеся нехватки мест и предоставления документов с договорными отношениями журналиста можно будет отработать. Также он заявил, что готов выйти сам на митинг с журналистами, не довольными новыми правилами аккредитации СМИ. Кроме того, Д.Абаев отказался назвать фамилии главных редакторов, обращавшихся в МИК с просьбами изменить правила аккредитации, заявив, что «автоматически» берет всю ответственность на себя.
С момента вынесения 13 февраля проекта поправок на публичное обсуждение, журналисты продолжают оставлять негативные комментарии, резко критикующие планы МИК.