На российском Кавказе существует угроза дестабилизации

В Ингушетии ситуация остается неспокойной

Издание Le Club de Mediapart опубликовало статью Пьера Хаффнера под названием «Le Caucase russe prêt à s’enflammer» — «Российский Кавказ вот-вот готов взорваться».

В предисловии к ней говорится так: «Ингушетия, самая маленькая из российских автономных республик, оказалась зажатой между двумя другими кавказскими республиками – (Северной) Осетией и Чечней. Эти последние, поддерживаемые Москвой, отхватывают части ингушской территории. Путин направил против ингушей свою национальную гвардию в сопровождении бронетехники. 40 активистов были арестованы. В любой момент может разыграться кровавая баня».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Между Ингушетией, Северной Осетией и Чечней прежде существовали другие границы. В советское время часть территории Ингушетии была передана Северной Осетии. В 1992 году Ингушетия пыталась вернуть утраченные земли. Москва оказала военную поддержку (Северной) Осетии. Ингуши потеряли 400 человек во время этой войны, и они потерпели поражение.

Foto: www.kavkaz-uzel.eu

На чеченской стороне ситуация остается запутанной. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров недавно передал участок территории республики Рамзану Кадырову, президенту Чечни.

Тысячи ингушей собрались на центральной площади своей столицы Магас, чтобы осудить эту уступку. Президент Ингушетии направил туда подразделение местных сил безопасности с целью разогнать протестующих, но оно отказалось исполнять его приказ. Силовики присоединились к протестующим людям и вместе с ними совершили коллективную пятничную молитву. Власти привлекают ослушавшихся полицейских к суду.

Конституция России не допускает взаимно согласнованного изменения границ между автономными республиками. Для этого необходимо проведение референдума. Центральные власти не только хранят молчание, но и даже поддерживают эти аннексии и направляют свои войска против ущемленных ингушей.

По оценкам издания «Кавказский узел», с начала апреля арестовано, по меньшей мере, 40 ингушских активистов, в том числе есть члены Комитета национального единства. Большинство задержанных лиц отправлено в соседнюю Кабардино-Балкарию.

«Новая газета» также оценивает количество задержанных ингушей в 40 человек.

Федеральные силовики совершили рейд на дом Магомеда Муцольгова, президента правозащитного движения «Машр». Территория республики занята войсками. Были замечены колонны бронетехники, направляющиеся в Ингушетию».

Вышеизложенную информацию можно дополнить такими сведениями. До 1944 года восточная часть современного Пригородного района Северной Осетии входила в состав Чечено-Ингушской АССР. 7 марта 1944 года, то есть после того, как чеченцев и ингушей депортировали в Казахстан и Среднюю Азию, эта территория была включена в состав Северо-Осетинской АССР. В 1956 года президиум ЦК Коммунистической партии Советского Союза принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов, но Пригородный район так и остался в составе Северной Осетии. Что же касается исторических предпосылок к формированию такой ситуации, они таковы. После того, как была проложена связывающая Россию с Закавказьем Военно-Грузинская дорога, к западу от нее жили осетины, а к востоку — ингуши. Эта естественно-географическая симметрия оказалась нарушена в 1944 году при ликвидации Чечено-Ингушской АССР. Сейчас та часть Северной Осетии, которую ингуши считают своей, на карте напоминает, если приглядеться, неестественный аппендикс. Цена ему — кровопролитие 1992 года и постоянные опасения по поводу возможности новой трагедии…

Евкуров и Кадыров (слева направо). (Фото: Alexander Astafiev/TASS)

Осенью 2018 года было подписано соглашение между ингушским президентом Юнус-Беком Евкуровым и чеченским президентом Рамзаном Кадыровым об обмене участками земель. По сути дела, речь шла об установлении (новых) границ. По этому соглашению Ингушетия получила от Чечни часть Надтеречного района, взамен Ингушетия передала Чечне территорию на границе с Малгобекским районом, участок Сунженского района. Документ был ратифицирован парламентами Республики Ингушетия и Чеченской Республики и вступил в силу. Группа депутатов ингушского Народного Собрания не согласилась с этим и обжаловала республиканский закон об утверждении соглашения. Конституционный суд Республики Ингушетия поддержал их позицию. И тогда Юнус-Бек Евкуров обратился в Конституционный суд РФ. Эта высшая в государстве инстанция пришла к выводу, что документ имеет законную силу. Но на этом конфликт не был исчерпан. В Ингушетии осенью прошлого года начались массовые акции протеста. Ситуация до сих пор остается нестабильной. Член Ингушского комитета национального единства Муса Мальсагов на днях заявил, что массовые протесты будут продолжаться до тех пор, пока руководство Ингушетии не уйдет в отставку.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.