Инвестиции высокого качества

Привлечение иностранных инвестиций долгое время считалось безусловным благом для каждого государства, в последние годы в экспертном сообществе и в рамках международных организаций ведутся активные дискуссии о том, так ли они хороши

Хотя привлечение иностранных инвестиций долгое время считалось безусловным благом для каждого государства, в последние годы в экспертном сообществе и в рамках международных организаций ведутся активные дискуссии о том, так ли они хороши. В целом, есть общее понимание того, что все зависит от того, кто, куда на каких условиях и с какими последствиями инвестирует. В качестве примера того, как иностранные инвестиции могут почти разрушить страну, часто приводят Шри-Ланку, где китайские инвестиции в строительство современного глубоководного порта привели к росту внешнего долга до критической отметки и спровоцировали социально-политическую нестабильность, при этом сам порт оказался абсолютно невостребованным. В любом случае, важно помнить о том, что инвестиции – это не благотворительность, за них так или иначе придется платить.

Сначала о том, кто и куда инвестирует. Tyson Foods, крупнейший производитель мяса, инвестирует в создание предприятий по переработке мяса. Крупнейший в мире производитель механизированных ирригационных машин Valmont Industries инвестирует в производство оросительных систем в Казахстане.

Важный момент – эти инвестиции придут в Казахстан не в форме слияний и поглощений (то есть когда покупается значительная доля акций уже действующий компании), в форме инвестиций «зеленого поля» (greenfield investment), то есть производственные мощности будут созданы с нуля.

Газета Financial Times в одной из своих давних публикаций сравнила прямые иностранные инвестиции с «хорошим холестерином», противопоставив их «плохому холестерину» — портфельным инвестициям и банковским займам. Так вот, «greenfield investment» это, образно говоря, самый лучший холестерин.

Теперь про интересы участников инвестиционных сделок. «Мясное» соглашение подписали премьер-министр Аскар Мамин, глава Tyson Foods Ноэль Уайти глава Kusto Group Еркин Татишев.

Наше правительство надеется, что сотрудничество с крупнейшим производителем говядины в мире поможет нашей стране сделать рывок в развитии мясопереработки и увеличения поголовья скота фермерских хозяйств. При этом казахстанская сторона исходит из того, что совместный проект будет стимулировать развитие смежных отраслей – ветеринарии, аграрного машиностроения, разведения кормовых культур, создания откормочных площадок. Кумулятивный эффект выразится в создании десятков тысяч новых рабочих мест в сельском хозяйстве.

Американцы хотят создать производство в месте, которое им кажется стратегически выгодным для выхода на рынки Китая, России, Ближнего Востока и Центральной Европы.

Что касается третьего участника сделки, Kusto Group, то эта компания, зарегистрированная в Сингапуре и ведущая бизнес во многих странах мира, у нас считается своей, казахстанской. Во-первых, потому, что Ержан Татишев и его команда – казахстанцы, во-вторых, потому, что у них и в Казахстане есть бизнес, в том числе мясной — он представлен компанией «KazBeef Ltd». И движет г-ном Татишевым, как нам кажется, не столько естественное для любого бизнесмена стремление к прибыли, сколько патриотизм, желание поднять технологии, производство, да и культуру ведения бизнеса до мирового уровня.

Заметим, что это не первая крупная американская компания, которую он приводит на казахстанский рынок.

В июле этого года американская компания Valmont Industries подписала договор с Kusto Group о строительстве современного завода по производству ирригационных систем.

Что важно, договор стоимостью 50 миллионов долларов предусматривает и трансфер технологий. Между такими инвестициями и обычной покупкой 10% акций (именно так определяют прямые иностранные инвестиции в МВФ) не просто разница, а глубокая пропасть. Как отметил после подписания сделки Еркин Татишев, «соглашение с Valmont Industries означает, что наши американские партнеры предоставят нам доступ к наиболее передовыми технологиями орошения, рационального использования водных ресурсов и растениеводства. Эти знания, совмещенные с пониманием Kusto местных реалий производства и опытом в работе с казахстанской промышленностью, создадут прочную опору для плодотворного партнерства».

В ходе недавнего визита казахстанской правительственной делегации в США Министерство сельского хозяйства РК, Kusto Group и Valmont Industries подписали Соглашение о принципах эффективного орошения и улучшения производительности сельского хозяйства Республики Казахстан.

Правительство Казахстана объявило о намерении увеличить площадь орошаемых земель с 1,4 млн до 2 млн га к 2022 году и до 3 млн га к 2030 году. И строительство в Казахстане к 2022 году завода по производству ирригационных установок Valley мощностью 1 тыс. машин фронтального и кругового орошения в год должно стать важным шагом на пути к этой цели. Кроме того, использование передовых технологий Valmont Industries рассматривается в контексте создания кормовой базы для животноводства.

* * *

При чтении на сайте правительства материалов, посвященных выполнению заданий, данных президентом в его послании, может сложиться впечатление, что подписание контракта с Tyson Foods — это оперативная реакция на поручение главы государства, которое он повторил 15 июля на правительственном совещании.

Американские наблюдатели попытались увязать сделку с тем, что Казахстан граничит с Китаем – огромным рынком с населением 1,4 млрд. человек, где спрос на мясо быстро растет. Африканская чума свиней, вспыхнувшая в августе прошлого года, уничтожила половину свиного стада в КНР. А Пекин в ходе торговых войн с Вашингтоном установил импортные пошлины на американское мясо в размере 47%, поставив поставщиков мяса из США в невыгодное положение по сравнению с их конкурентами из Бразилии и Австралии.

В действительности подобные сделки готовятся долго и тщательно. Напомним, речь идет о крупнейшем производителе говядины в мире, который при этом почти весь свой бизнес ведет в США. А проект предусматривает создание современного мясоперерабатывающего комплекса (раньше сказали бы – мясокомбината) производительностью около 2 тыс. голов в сутки. Для сравнения — американские мощности Tyson Foods составляют 20 тысяч голов в сутки.

Переговоры Еркина Татишева с американцами проходили уже давно, без излишней рекламной шумихи, но и не скрывались. Что, собственно, и наводило на мысль о серьезности намерений переговорщиков. Даже сегодня мы можем увидеть фотографии подписания соглашения, но детали сделки по-прежнему не разглашаются. Какая сторона сколько инвестирует и на каких условиях, пока неизвестно.

В казахстанских СМИ сообщения о визите американских аграриев на Костанайщину появились чуть больше года назад. В мае этого года Financial Times сообщила о намерении Tyson Foods инвестировать в Казахстан.

Сам президент Tyson Foods Ноэль Уайт говорит, что дело не в вирусе африканской чумы свиней и не в высоких пошлинах. В качестве причины интереса к Казахстану он указал на то, что здесь достаточно воды и земли для того, чтобы выращивать скот. Железные и шоссейные дороги связывают нашу страну со всеми азиатскими рынками. А рост потребления мясных продуктов, отмечает Ноэль Уайт, в ближайшие 10 лет на 98% будет происходить именно в странах Азии.

Между тем, привлечение инвестиций в сельское хозяйство – дело непростое. В прошлогоднем докладе ЮНАТАД, посвященном рискам и возможностям ПИИ в сельское хозяйство, приведены данные о том, какой процент от общего объема прямых иностранных инвестиций идет в аграрный сектор десяти крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции. Вот некоторые из них: Нидерланды – 0,06%, США – 0,15%, Австралия – 0,21%, Бразилия – 0,97%, Китай – 2,05%, Новая Зеландия – 3,69%. У Казахстана, напомним, в районе одного процента. У большей части стран из этого списка ситуация с ПИИ хуже, чем у нас.

Чтобы понять, легко ли вообще привлекать прямые иностранные инвестиции, взглянем на ситуацию в мире.

По данным ЮНКТАД, после 2016 года сложился глобальный тренд на сокращение объемов прямых иностранных инвестиций. Если в 2016 году они составили 1,8 трлн. долларов, то в 2017 снизились до 1,47 трлн., в 2018 – до 1,2 трлн. В первой половине этого года негативный тренд сохранился. Глобальный объем ПИИ уменьшился на 20% по сравнению первой половиной прошлого года – до 572 млрд. долларов.

Аналитики связывают это с политикой Вашингтона по снижению корпоративных налогов, в результате которой многие американские компании начали возвращать вложенные за границей инвестиции на родину. А Tyson Foods, напомним, это американские компания, для которой Белый дом создал максимально комфортные условия.

Итак, в чем причина нашего успеха? Во-первых, в последнее время работа по привлечения ПИИ стала носить системный характер. Отметим роль Министерства иностранных дел, которое через свои посольства за рубежом и нацкомпанию Kazakh Invest выстраивает систему поддержки конкретных проектов и общее информационное сопровождение. В частности, в августе этого года МИД организовал посвященный Казахстану выпуск журнала fDi Magazine, специализирующегося на вопросах прямых иностранных инвестиций.

В нашей стране роль Единого переговорщика от имени Правительства при обсуждении перспектив и условий реализации инвестиционных проектов исполняет нацкомпания Kazakh Invest. Единственным акционером компании является МИД. Благодаря этому Kazakh Invest получает доступ к возможностям и ресурсам всех казахстанских загранпредставительств.

Kazakh Invest также играет роль «одного окна» для инвесторов по вопросам оказания государственных услуг, в том числе предоставления мер государственной поддержки инвесторов в виде инвестиционных преференций, содействия в получении различных разрешительных документов, необходимых для реализации и дальнейшей эксплуатации инвестиционных проектов.

Конечно, большую роль сыграла новаторская для нас модель работы с иностранными инвесторами – одновременно в формате B2B (бизнес-бизнес) и G2B (государство-бизнес). А трехсторонние соглашения с участием Kusto Group фактически создали модель государственно-частного партнерства в привлечении зарубежных инвестиций.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.