Как заработать на агломерации. Старый сезон. Часть 2

Пытаемся понять, на что потрачены 5 лет и более 1,6 трлн. тенге

Начало здесь

На посмертной табличке министерства регионального развития, под которое и была сделана Программа развития регионов до 2020 года, значатся очень близкие даты: 16.01.2013 — 14.08.2014. Жизненный цикл ведомства оказался куда короче, чем ее интеллектуального «продукта».

Государственная программа развития регионов до 2020 года не только выжила, но и победно шествует по высоким кабинетам в различных отчетах. Собственно, это проект создания четырех агломераций – вокруг Астаны, Алматы, Актобе и Шымкента.

Изначально на программу планировали потратить 730 млрд. тенге. Но, как всегда, аппетит приходит во время еды. Если верить нынешней редакции документа (а он корректировался, например, в 2017 году, с актуализацией всех целевых параметров и цифр), потратили гораздо больше. Считайте: с 2015 по 2019 год 630 млрд. выделили из республиканской казны, 141,276 млрд. – из местных бюджетов. И, впридачу, израсходовано 867,530 млрд. внебюджетных средств. Простая арифметика: это отнюдь не плановые 730 млрд. тенге!

На что были потрачены эти деньги? Достигнуты ли цели программы? Какие перемены за это время произошли конкретно в Акколе, Талгаре, Ленгере, Есике или Хромтау?

Найти ответы на эти вопросы – задача не из легких. Но зато, заблаговременно, еще до окончания срока программы, начали появляться «последыши».

***

Например, в июне 2018 года стало известно, что разработан проект долгосрочного развития Алматинской агломерации до 2030 года. То есть, до окончания государственной программы оставалось еще полтора года, а новый проект уже готов. Тогда это событие подробно обозревалось на заседании правительства.

И оказалось, что центр интересов по развитию агломераций сосредоточен не на местах, а в… министерстве национальной экономики, под чьей эгидой реализуется программа и в министерстве индустриального развития (МИР), которое, собственно, и разработало новый проект. Именно по этой причине докладывал министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Что любопытно, у чиновников всегда находятся свои обоснования всех необходимых действий. Оказалось, что в целом программа почти выполнена, за полтора года до ее окончания: «Из семи запланированных мероприятий первой задачи выполнены шесть мероприятий, на исполнении остается одно мероприятие. (…) Из 20 запланированных мероприятий второй задачи выполнены 19 мероприятий, на исполнении остается 1 мероприятие. (…) Из 40 запланированных мероприятий третьей задачи выполнены 36 мероприятий, на исполнении остается 4 мероприятия».

Не пытайтесь считать эзопов чиновничий язык. Только они сами понимают, о чем говорят. Ну хорошо, нам ваши лингвистические и логистические задачи неинтересны. Нам хочется знать, а что конкретное сделано в рамках развития региона, пардон, Алматинской агломерации (это гораздо меньше, чем регион в целом). А ничего особенного: агломерация определена территориально (сколько, уточните, на это потратили народных денег?).

Создали индустриальную зону в Алатауском районе Алматы. А какой бюджет этой зоны? А точно там базируются инновационные предприятия? А почему мы не видим их продукции на потребительских рынках? А точно там экологически чистые производства? А презентуйте-ка нам эти компании!

Проведена работа по развитию сферы услуг, в том числе экологического туризма, речь о развитии и популяризации государственных национальных природных парков «Шарын», «Алтын Эмель», «Иле Алатау» и региональных курортов «Алма-Арасан», «Алматы», «Казахстан». А вот здесь требуется народный контроль: если кто-то из читателей заметил в этих парках и на этих курортах положительные изменения, не сочтите за труд, напишите в комментариях. А нам, как СМИ, также важно знать, какие суммы потратили на эти «работы». И еще один немаловажный вопрос: почему государство должно заниматься продвижением и популяризацией частных курортов?

***

Агломерация, развитие регионов

И если уж пять лет и более 1,6 трлн. тенге потрачены на «организационные моменты», то сколько воды и денег утечет на то, чтобы сделать что-то реальное из обещанного?

Есть там, в этих талмудах по развитию агломерации, такой пункт: «Инфраструктурное скоординированное развитие города-ядра Алматы, его пригородной зоны и зоны притяжения». Понятно, что речь должна идти (в том числе) об остро назревшей проблеме транспортного сообщения с городами-спутниками мегаполиса. Но об этом никто даже не заикается. В планах лишь строительство двух городских станций метро, трех индустриальных зон и строительство новых четырех мини-городов (на самом деле целесообразность строительства трех городов рассмотрят только после 2030 года).

На упомянутом выше историческом совещании в правительстве Байбек, будучи акимом Алматы, перечислил бенефиты для жителей алматинской агломерации: к 2021 году в пригородной зоне Алматы подключат к газу «несколько тысяч частных домов», начата работа по проекту перевода на газ ТЭЦ-2, разработана долгосрочная схема развития общественного транспорта города на мультимодальной основе, утверждены перспективные планы развития сети организаций здравоохранения и образования города Алматы и Алматинской области на 2015-2025 гг, проведены работы по разработке ТЭО концессионного проекта по строительству линий легкорельсового транспорта (LRT) в центре агломерации.

Что из перечисленного правда, а что лишь неуемная фантазия чиновника – знают все алмаатинцы. Не факт, что вообще ТЭЦ-2 когда-либо будет переведена на газ (цена вопроса – как минимум, 500 млрд. тенге). Что люди, проживающие под Алматы в нескольких тысячах частных домов, найдут деньги для подключения к газовой трубе (власть выделяет субсидии, но компании-подрядчики в дополнение дерут с населения три шкуры). Что как-то ощутимо улучшится ситуация хотя бы с доступом в школы и детские сады. Что уничтоженный алматинский трамвай когда-нибудь реинкарнируется в LRT…

***

Недавно пресс-служба главы государства сообщила, что органами прокуратуры в шести регионах по программе развития выявлены растраты, хищения, нецелевое и нерациональное использование государственных средств на сумму 5,3 млрд. тенге, при этом государству причинен ущерб на сумму 730 млн. тенге. По данным фактам начато 7 досудебных расследований, возмещено 267 млн. тенге.

В производстве Службы экономических расследований Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов за период реализации данной программы находилось 33 уголовных дела. За допущенные нарушения к административной ответственности привлечено 10 должностных лиц, к дисциплинарной ответственности — 22 лица. Для принятия процессуального решения в правоохранительные органы передано 24 материала на общую сумму 5,7 млрд. тенге.

В общем, развитие регионов – дело хорошее, говорят кураторы госпрограммы. Именно поэтому она, похоже, не закончится никогда…

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.