В четверг президент Касым-Жомарт Токаев сказал то, чего от власти давно ждали: Министерство здравоохранения надо реформировать. Это, по его словам, один из главных уроков мирового кризиса и пандемии COVID 19. Как это будет делаться и к чему приведет – пока не ясно. Но очевидно, что коронавирус, заперший на карантин большую часть населения страны, кардинально изменит жизнь и медиков, и их пациентов – то есть, буквально каждого из нас. «Мы сейчас будем перестраивать работу министерства здравоохранения. Будут проведены соответствующие реформы. В частности, будут усилены полномочия главного санитарного врача» — сказал он на встрече с медиками модульной инфекционной больницы в Нур-Султане.
О том, что наше здравоохранение, более трех лет назад вверенное молодому, активному и блестяще образованному Елжану Биртанову, оказалось, мягко говоря, не готово к «встрече» всемирного злодея Коронавируса, сейчас говорят и пишут все кому не лень. Самых активных критиков медицинских властей страны обвиняют во всех смертных грехах – от традиционного в таких случаях «дилетантизма» до – страшно сказать! – исполнения некоего «заказа».
Но против фактов – особенно признанных президентом — не попрешь: на сегодняшний день в лидирующем по случаям заражения короной Алматы более половины от общего числа — медики. А всего по стране, по данным главы Минздрава, «короновано» 589 людей в белых халатах. Если подходить к проблеме с колокольни статистически, то для 400-тысячной армии эскулапов это мизер, да и для 240 тысяч собственно практикующих медиков цифра на уровне статистической погрешности.
Однако, вот что удивительно: с момента, когда в самой крупной многопрофильной больнице Алматы – ЦГКБ заразились первые 12 представителей медперсонала (об этом стало известно 11 апреля) только 22-го принято решение закрыть больницу на санобработку. «Вдруг» выяснилось, что во всем огромном здании ЦГКБ общая на все отделения система вентиляции, которую сейчас будут чистить. Хотя по-хорошему ее нужно полностью менять. Можно себе представить, сколько пациентов и посетителей популярной в мегаполисе «12-ой больнички» могли зайти туда здоровыми, а выйти уже «коронованными» — пусть и бессимптомно. А ведь тот же самый министр Биртанов еще 13 марта – в тот самый день, когда в город «завезли» первые два случая инфекции – уверял: «Мы в полной мере готовы: подготовлены койки в достаточном количестве, имеются запасы препаратов. Медперсонал знает, что делать». Почему же никто – ни главный санврач города Молдагасимова, ни главврач 12-ой Джувашев (оба с недавних пор бывшие) не просигналили своему министру о потенциальной бомбе замедленного действия в центре двухмиллионного города? Тем более, что скорость распространения COVID 19 на его родине, в Китае не оставляла сомнений: скоро и нас «накроет»…
И вот дождались — накрыло, да так, что замминистра Камалжан Надыров, приехавший в южную столицу по заданию шефа, теперь лечится в северной от коронавируса, подхваченного (к гадалке не ходи!) в процессе общения с «мятежными» медиками той самой ЦГКБ. По иронии судьбы о его болезни стало известно в день нового назначения – руководителем управления общественного здоровья Алматы. При этом прежний шеф горздрава, ушедший вроде бы по собственному желанию, никаких видимых проколов не допустил, если, конечно, не считать самоизоляцию в собственном служебном кабинете должностным проступком. На такой шаг, кстати, Тлеухан Абилдаев пошел после общения с медиками ЦГКБ 15 апреля вместе с тогда еще замминистра Надыровым. Министр Биртанов прокомментировал перевод своего зама в Алматы довольно скупо: мол, в Алматы нужен был «опытный специалист». Но чем молодой и толком не работавший в практической медицине Надыров «нужнее» других именно в южной столице – так и не стало понятным. У него, как и у министра, солидный образовательный бэкграунд (Duke University, «The Fuqua School of Business» (США), «Parkway College» (Сингапур), группа клиник «Florence Nightingale» (Турция), «Oxford «Social Health Insurance system» (Германия) и –опять же, как у шефа – прекрасный английский. Но вряд ли именно это поможет алматинским врачам. У нового председателя комитета по контролю качества и безопасности товаров и услуг Минздрава Тимура Султангазиева в кармане всего одна западная корочка – американского Tulane university и языка Шекспира он не знает. Зато, судя по послужному списку, на аппаратной околомедицинской деятельности, что называется, собаку съел…
Как по мне, сейчас не самый подходящий момент для кадровой чехарды: по оценкам специалистов, пик эпидемии будет достигнут в лучшем случае в мае. На такой переправе коней, как правило, не меняют И то, что глава Минздрава все-таки затеял многоходовую перестановку, свидетельствует о растерянности начмеда страны. Впрочем, возможно, Елжан Амантаевич, будучи заранее осведомлен о предстоящих переменах в его ведомстве, решил сделать ход на опережение — рассадить на ключевые посты не столько авторитетных в медицинских кругах «светил», сколько молодых «организаторов и управленцев» с зарубежными дипломами.
Почему же министр в самое пиковое для развития ситуации время делает довольно рискованную ставку на так называемых «оксфордских мальчиков», одним из которых не так давно считался сам? Ситуация с коронавирусом раньше или позже разрешится, а среди своих комфортнее чувствовать себя победителем. Тем более, что сегодня, как никогда прежде, медицинские власти становятся едва ли не главными в стране. Именно от них зависит, что скажет на будущей неделе президент Токаев, чье очередное обращение к нации уже анонсировал его пресс-секретарь. Если жесткий карантин продлят до конца мая (а сам Биртанов практически прямо призвал к этому, отвечая на вопросы одного из информагентств), то разбор полетов в отечественном здравоохранении отложат до полной победы над коварным вирусом.
Правда, никто не знает, когда именно наступят победные дни – летом, в конце года или даже через год. Чем дольше вся страна и каждый из нас проживут в режиме саспенса, гадая, что будет завтра с экономикой, с занятостью, с семейным кошельком, тем больше людских молитв и – главное! — государственных денег будет адресовано нашей медицине.
И никто уже не вспомнит, что еще пару лет назад глава Минздрава предрекал: «В ближайшие два-три года система СЭС от контроля массовых инфекций должна перейти в форму, которая позволит решать задачи по контролю массовых заболеваний, таких, как артериальная гипертензия, сахарный диабет, артериосклероз».
А ведь именно этот курс, проводимый еще предшественниками нынешнего министра, привел к деградации инфекционистики как отрасли здравоохранения. Специализированные больницы или закрывались совсем, или вливались в многопрофильные, а подготовку санэпидемиологов в медвузах прекратили, слив санитарно-гигиенические факультеты с лечебными, готовящими терапевтов. И теперь новый главный санврач Алматы Жандарбек Бекшин заявляет: на пике заражения городу не хватает примерно 80-ти специалистов-вирусологов, а пенсионеров задействовать он не имеет права – те в группе риска… Не удивительно, что сегодня общим местом стали разговоры о героизме врачей, который – при всем уважении к спасающим жизни медикам! — есть результат неуклюжих управленческих решений их министерского начальства.
Дошло до того, что в разгар «короны» проблемой озаботились до сих пор избегавшие этой темы мажилисмены. «Последние кадровые эпидемиологи остаются в основном в органах контроля качества и безопасности товаров и услуг или выдавлены в частную сферу. А после их ухода на пенсию места займут «организаторы общественного здравоохранения», то есть менеджеры и юристы». – заявил на днях Азат Перуашев. И поэтому, считает Перуашев, «наш оптимизм по поводу низкого уровня пандемии в стране хотя и подтверждается фактами, но пока должен быть крайне осторожным в силу немногочисленного количества людей, способных профессионально оценивать тенденции эпидемии».
Так может быть, Елжану Аиантаевичу стоит совершить еще одну кадровую революцию – собрать по всей стране из облдепартаментов по контролю качества и безопасности товаров и услуг (бывших СЭС) всех оставшихся спецов и перебросить их под начало главного санврача Алматы? Пусть работают «в поле», ликвидируя самый крупный очаг заразы.
Эта тяжелая и опасная работа уж точно не для «оксфордских мальчиков». По ним реформы плачут…
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.