Война Миров. Предварительные итоги Второй карабахской

Чтобы выиграть – не обязательно воевать

Азербайджан достиг победы, за которую заплатил кровью. Турция справедливо разделяет часть успехов азербайджанской армии, поскольку помогала техникой, разведданными, советниками, политической поддержкой. Россия получила новую военную базу в Закавказье. Армения оказалась кругом проигравшей. Последняя ли это была война за Нагорный Карабах – вопрос открытый и требует ответа временем.

Баку готовился к войне долго, планомерно и терпеливо. Была проведена мощная идеологическая, информационная и морально-психологическая работа с населением, которая сделала общество готовым и к масштабным боевым действиям, и к тяжести потерь. Само время начала боевых действий Второй карабахской было выверено чрезвычайно точно. Потому что США в конце сентября были погружены в избирательную гонку и им стало не до событий на Южном Кавказе.

Очень показательно, что в Степанакерте и Ереване прозевали начало войны, приняв его за локальный инцидент. Отсюда сначала отсутствие полноценных армянских войск в передовой линии (только дежурные силы), а потом желание контратаками выбить азербайджанские вклинения. В Арцахе полагали, что Азербайджан намерен отвоевать несколько сот квадратных километров и потом праздновать победу, как в 2016 году. А вот посольство США в Баку за три дня до начала войны рекомендовало своим гражданам не посещать территории, прилегающие к Нагорному Карабаху, потому что со спутников характер военных приготовлений был уже понятен.

Азербайджанские военнослужащие не рвались в ближний бой, но все равно представляли разительный контраст со своими коллегами периода первой половины 90-ых годов прошлого века. Тогда они могли за взятку отдать занятые рубежи, например. Техническая оснащенность тоже оказалась впечатляющей, вплоть до беспилотников-камикадзе собственного производства, из-за чего получилось дешево и сердито.

Если судить по официальным заявлениям, то Ильхам Алиев был настроен на захват и силовую интеграцию всего Нагорного Карабаха и прилегающих азербайджанских районов, которые не входили в состав НКАО, но тоже были захвачены армянскими войсками в Первую карабахскую. Однако у любой войны наряду с публичной стороной имеется тайная, которая и заставила президента Алиева довольствоваться тем, что досталось по соглашению от 10 ноября. В любом случае победа Баку более чем очевидна.

У победы много отцов. Минимум на двоюродного папу претендует Реджеп Тайип Эрдоган. Он обеспечил для азербайджанских союзников своеобразный ленд-лиз турецкой военной техники. Имеется информация, что многие БПЛА «Байрактар» были поставлены в кредит, поскольку время и военно-политическая обстановка диктовали Анкаре «щедрость». Два истребителя F-16 турецких ВВС после проведения перед войной совместных маневров остались на территории Азербайджана в качестве своеобразного горячего резерва.

Политическую поддержку своими эмоциональными заявлениями президент Эрдоган оказал просто максимальную. При этом турецкий лидер не только переругивался с президентом Франции Эммануэлем Макроном, но и угрожал Армении военным ударом, если ситуация примет неприемлемый для Анкары характер. Глава Турции однозначно укрепил свой имидж защитника тюркского мира, набрал дополнительные очки в гонке за лидерство среди суннитского мира и дал форсаж неоосманскому проекту, который предполагает возрождение былого могущества и влияния Блистательной Порты.

Активными действиями на Южном Кавказе Реджеп Эрдоган решал и свои внутриполитические проблемы. Лира за последний год упала на треть, что усугубило социально-экономические проблемы. Дело в том, что постоянный экономический рост всегда был козырем турецкого президента, однако санкции Вашингтона и коронавирус фактически сделали эту карту битой. Нужен другой ресурс, способный компенсировать потери на экономическом фланге. Успешная война за Нагорный Карабах оказалась весьма кстати.

Россия заметно дистанцировалась от войны за Нагорный Карабах. Формально Москва и Ереван являются союзниками по линии ОДКБ, но территория непризнанной республики в состав Армении не входит, да и сама она Арцах официально не признала. Кремль указывал на то, что раз собственно территории Армении в признанных ООН границах прямой военной угрозы нет, то и задействовать механизм Договора о коллективной безопасности оснований тоже нет.

Из-за успехов турецких, израильских и азербайджанских беспилотников большой имиджевый урон нанесен оружию российского производства. В первую очередь системам ПВО и РЭБ. С другой стороны, Москва получила довольно мощную военную базу в лице почти 2 тысяч своих миротворцев с тяжелым вооружением на территории Азербайджана, чего до последней войны не было. Вместе с базами в Армении, Абхазии и Южной Осетии это уже полноценная цепь военно-политического влияния с южной стороны Кавказского хребта.

В период боевых действий в Нагорном Карабахе 2016 года на площадях Еревана демонстративно рвали и сжигали российские флаги, тем самым проявляя недовольство отсутствием действенной помощи со стороны Москвы. Аналогичная картина наблюдалась на летних митингах 2020-го. Однако после поражения в войне за Арцах российские флаги никто не рвет, да и вообще антироссийских митингов в Армении не наблюдается.

Армянское общество не в состоянии простить Николо Пашиняну фактическое подписание акта о капитуляции в Нагорном Карабахе. Тот оправдывает свое решение безвыходной ситуацией, поскольку в противном случае были бы потеряны 25 тысяч военных на территории непризнанной республики. Население требует отставки премьер-министра, создания временного правительства и проведения досрочных выборов. Полиция вяло разгоняет протестующих, поскольку в стране продолжает действовать режим военного положения, но из партии Пашиняна «Мой шаг» уже началось политическое дезертирство. Пока депутаты парламента покидают лагерь своего партийного лидера по одному, но в любой момент бегство может стать массовым.

Одной из причин акций протеста в Армении наблюдатели указывают провал военной и гражданской пропаганды. Официоз постоянно утверждал, что дела на фронте не так уж и плохи, а вооруженные силы располагают возможностями для исправления ситуации. Потом вдруг оказывается, что армия разгромлена, а за оставшийся огрызок Арцаха будут отвечать российские миротворцы. Население морально-психологически и экзистенциально оказалось совершенно не готово к такому сценарию развития событий.

Сегодня Армения находится в условиях болезненного выбора. Если бы Азербайджан вернул под свой контроль весь Нагорный Карабах, то Еревану в каком-то смысле было бы даже лучше. Например, можно было бы строить отношения с Евросоюзом без груза непризнанных территорий. А так Арцах в миниатюре продолжает лишать Армению геополитического маневра при отсутствии реальных возможностей что-либо изменить на данном направлении. Людей у страны мало, армия разбита, денег нет, с Россией Пашинян поссорился и та преследует только свои интересы, диаспора бросила, политический кризис усиливается. Ну а у всех соседей хватит душевных сил, чтобы пережить армянское горе.

***

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.