Время государственников или временщиков?

Вместо вотума недоверия правительство получило новый кредит

Умеет ли парламент читать между строк?

В прошлом году правительство Мамина получило разгромное заключение от Счетного комитета, который контролирует исполнение республиканского бюджета. Чего только стоят следующие аналитические выкладки: неэффективно использование бюджетных средств в 2019 году выросло в 3 раза по сравнению с 2018 годом, за последние 5 лет рост зарплат в госучреждениях составил почти 55% (очень большая динамика!), а эффективность государственных программ, между тем, находилась на символическом уровне – например, 1 тенге государственной поддержки обеспечил выпуск продукции в среднем на 1,1 тенге, 1 тенге инвестиций в основной капитал позволил получить продукции в среднем на 0,9 тенге, а налоговых выплат в бюджет — всего 0,06 тенге. «Вишенка» на торте – это затраты на создание 1 рабочего места, причем, очень часто — временного: в среднем они составили 37,5 млн. тенге!

В общем, государственные финансы, куда ни кинь взор, поют романсы. Впечатление такое, что если бы даже правительство запечатало бюджет и совсем ничего не делало – мы бы не стали жить хуже.

Тем не менее, разгромное по всем статьям заключение не стало фатальным для карьеры ни одного заместителя премьер-министра или министра.

Как будет на этот раз? Интрига. Некоторые эксперты предполагали, что, в принципе, ничего не мешает парламенту не утвердить отчет правительства об исполнении республиканского бюджета и выразить вотум недоверия. Тем более, что в одной «связке» поступают в парламент сразу два документа: и собственно отчет правительства, и заключение от Счетного комитета.

И если правительство отчитывается феерично, подчеркивая только свои достоинства, то государственные аудиторы не стесняются называть все вещи своими именами и обнажать старые и новые проблемы. Депутатам остается только внимательно прочитать эти два документа и сделать собственные выводы.

Однако совместное заседание обеих палат парламента в понедельник прошло без сучка и задоринки. Депутаты единогласно (!) утвердили отчет правительства…

Театр власти начинается не с вешалки. В наши времена, увы, он начинается со всеобщего одобрения и равнодушия – никто ничего не хочет менять.

За что Годунова похвалила Мамина?

Очень удивило, что в своей речи непримиримая Наталья Годунова, председатель Счетного комитета, неожиданно удостоила правительство похвалы. «Из числа рекомендаций прошлого года 70% правительством уже реализовано или по ним проводится активная работа», — сказала она.

Мы еще раз внимательно прочитали прошлогоднее заключение Счетного комитета – документ явно не потерял своей актуальности, и даже, напротив, какие-то принципиальные моменты приобрели новое звучание.

Так, в прошлом году глава Счетного комитета обращала внимание, что «По-прежнему основным источником финансирования новых приоритетов является Национальный фонд. При этом соблюдение установленных ограничений по использованию его активов обеспечено не через мобилизацию налоговых поступлений и увеличения ненефтяных доходов, а путем установления порогового показателя под фактически достигнутые значения». Иначе говоря, правительство, конечно, соблюдает букву закона, но делает это специфическим образом – ничего не делая.

Более того, в 2020 году изъятия из Нацфонда увеличились до рекордной суммы – 4,770 трлн. тенге. Ссылки на пандемию и кризис вряд ли уместны, когда речь идет о том, что в стране по-прежнему неэффективно используется бюджет, государственные программы плохо прописаны и не приносят желаемого результата, плохо налажен контроль использования госсредств по многим направлениям.

Можно ли ставить правительству по этой части «зачет»? Вряд ли. Потому и следует новая рекомендация от Счетного комитета: «необходимы поиск новых источников несырьевых доходов и пересмотр подходов к управлению средствами будущего поколения».

Правительством Мамина не решена еще одна проблема – нет четкости в дивидендной политики субъектов квазигосударственного сектора. В прошлом году, благодаря Счетному комитету, мы узнали, что за последние 5 лет объем выплачиваемых государству дивидендов составил всего 6,6%.

Аудиторы это связали и с убыточностью квазикомпаний, и с финансированием непрофильных объектов. Они потребовали минимизировать прочие распределения акционеру, в том числе на социальные проекты, а также установить обязательные размеры дивидендов и сроки их выплаты.

Напомним, что президент страны уже второй год ждет 100-процентных дивидендов от квазигосударственных компаний. В прошлом году большинство не сочло нужным выполнять требование главы государства, а в этом году дивидендная дисциплина захромала еще больше.

Так за что Годунова похвалила Мамина, остается загадкой.

Хватит равняться на Запад!

Впрочем, этот комплимент лишь предваряет целый пласт проблем, которые сформулировала Наталья Годунова и которые нужно решать премьер-министру Аскару Мамину, раз уж он остался при должности.

На первом месте, пожалуй, стоит даже не диверсификация экономики, которая представляется уже чем-то нереальным для Казахстана, а бесконтрольно растущий государственный долг.

«Задел прочности еще есть, — отметила Наталья Годунова, выступая в парламенте. — Но хотелось, чтобы у нас были четко сформулированные намерения по принятым долговым обязательствам. Когда, из каких источников и в каких объемах планируется осуществлять погашение долга. И не на один-три года, а как минимум на 10 лет. Здесь нужна ясность и прозрачность».

Она настоятельно рекомендовала исключить практику привлечения внешних источников финансирования для реализации текущей деятельности госорганов (!), привлечения международных консультантов и изучения зарубежного опыта: «У нас достаточно своих финансовых и человеческих ресурсов для реализации этих задач».

Но самое главное, по словам главы Счетного комитета, требуется ужесточение персональной ответственности за нерациональное привлечение и использования внешних займов, а также за их несвоевременное освоение и аннулирование.

На втором месте — эффективность исполнения бюджета. Сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных в 2020 году, составила 570 млрд. тенге. Нужно усиливать ответственность чиновников, однозначно. Без этого никогда не будет порядка. Но сейчас появилась надежда на то, что что-то изменится: оказывается, основы оценки экономического эффекта от вложенных бюджетных средств уже предусмотрены Бюджетным кодексом. И Наталья Годунова рассчитывает, что позитивные перемены произойдут в ближайшие два года.

Среди прочих задач для правительства – провести реформу фискальной политики, отменить неэффективные налоговые льготы, борьба с теневой экономикой, переориентация квазигосударственного сектора на прибыль и открытие новых рынков, уход с конкурентного поля, грамотная политика субвенций и изъятий (по мнению Годуновой, неправильно определена даже цель трансфертов общего характера – бюджетное выравнивание).

В общем, Мамину и его команде некогда почивать на лаврах, — это лишь кредит доверия. И, наверное, совсем небольшой – социальная напряженность в обществе растет.

***

© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.