Приватизация Профвоенизированной аварийно-спасательной службы Казахстана признана законной

Астана. 4 ноября. КазТАГ – Приватизация РГП на ПХВ «Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба» (ПВАСС) Казахстана признана законной, сообщил премьер-министр Алихан Смаилов.

«Правительством совместно с заинтересованными государственными органами в рамках работы комиссии по демонополизации экономики рассмотрен вопрос законности приватизации ПВАСС. Справочно: рассмотрено на заседаниях комиссии по демонополизации экономики 16 мая и 1 августа 2022 года. Компетентными государственными органами дана соответствующая правовая оценка приватизации ПВАСС. В частности, отмечено, что сделка купли-продажи ПВАСС соответствует законодательству и не содержит признаков уголовных правонарушений», — сообщил Смаилов, отвечая на запрос депутатов сената.

По его словам, проведенный анализ по деятельности ПВАСС в 2020-2022 годах также показал, что требования договора приватизации в части сохранения профиля деятельности и перечня оказываемых услуг соблюдаются.

«За указанный период количество рабочих мест в ПВАСС увеличено в 1,5 раза (с 2782 единиц до 4300 единиц). Размер частных инвестиций составил Т3,5 млрд (в основном это покупка зданий, земельных участков, транспортных средств, строительство, ремонт и другое)», — добавил глава кабмина.

Он уточнил, что на сегодня на рынке услуг оказания аварийно-спасательных работ наблюдается положительная тенденция развития. По состоянию на 12 октября в стране действует 31 юридическое лицо, осуществляющее аварийно-спасательные работы.

«С момента образования МЧС выдано 47 аттестатов на различные виды аварийно-спасательных работ и количество аварийно-спасательных служб на рынке увеличилось с четырех до 31. Таким образом, ПВАСС осуществляет свои услуги по аварийно-спасательным работам в условиях свободной конкуренции, участвуя в проводимых тендерах на равных условиях с другими аналогичными службами», — сообщил премьер.

В целом, заверил он, «правительством совместно с заинтересованными государственными органами и организациями ведутся работы по выработке системных мер, направленных на усиление безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с пересмотром системы управления и взаимодействия, в том числе путем актуализации нормативных правовых актов и алгоритмов действий при реагировании на все виды чрезвычайных ситуаций».

«Реализация принимаемых мер позволит повысить уровень безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», — добавил Смаилов.

Как заявили ранее сенаторы, «государство с приватизацией данного предприятия лишилось специализированной службы, кадровый состав и оснащение которой позволяли в полном объеме обеспечивать оперативную переброску сил и средств на ликвидацию аварий повышенной сложности».

«Данные просчеты (иначе их не назовешь) наглядно были выявлены, когда при ликвидации и проведении аварийно-спасательных работ в мае 2017 года на скважине №36 месторождения Дараймола в Атырауской области, в марте 2019 года на скважине №8237 месторождения «Каламкас» в Мангистауской области и других была значительно снижена оперативность сил и средств уполномоченного органа страны», — указали депутаты.

По их словам, правительство в ответ на их депутатские запросы «традиционно заверило о принимаемых мерах по усилению роли уполномоченного органа в области промышленной безопасности и ответственности аварийно-спасательных служб и предприятий в обеспечении безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, однако, как показали недавние крупные пожары ситуация коренным образом не изменилась».

«На правительственном часе в сенате в ноябре прошлого года министр по чрезвычайным ситуациям признал, что «нахождение в частных руках спасательных служб со временем может сыграть не совсем хорошую роль. Если произойдет крупная авария на каком-либо объекте, частные структуры имеют право отказать, в том числе и государственному органу, в привлечении своих подразделений на другие объекты. Если раньше это были силы и средства МЧС, которые могли оперативно реагировать, то сегодня они в большей степени зависят от контрактов, которые заключены с производственными объектами», — добавили парламентарии.

Такое положение дел вызвало обеспокоенность сенаторов, «поскольку государство не может гарантировать безотлагательную ликвидацию аварии на опасных производственных объектах и спасение жизни наших граждан».