XX съезд КПК и китаизация марксизма

Социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху

«Принятые на XX съезде КПК решения будут иметь большое значение для Китая и окажут влияние на весь мир», – подчеркнула г-жа Цзян Вэй, генеральный консул КНР в Алматы. Прозвучало это в рамках научной конференции «XX съезд Коммунистической партии Китая и перспективы казахстанско-китайского стратегического партнерства». Мероприятие было организовано экспертным клубом «Один пояс и один путь» при поддержке Генконсульства Поднебесной на площадке Казахстанско-немецкого университета.

Китаезация марксизма – это соединение всеобщей истины марксизма с конкретной практикой китайской революции. Марксисты всегда придавали большое значение изменениям эпохи и, следуя за ними, обновляли свою теорию. Сегодня в авангарде данного процесса объективно находится Китай.

Г-жа Цзян Вэй не только дипломат, но и ученый, а потому регулярно посещает научные конференции, прямо или косвенно затрагивающие китайскую тематику. «Китай никогда не будет претендовать на позицию гегемона», – отметила она. С другой стороны, когда на КНР приходится 18,5% в совокупном объеме мирового ВВП, голос Пекина в формировании глобального порядка становится все более весомым. Поднебесная при этом настроена на содействие всеобщему развитию.

Генконсул напомнила, что масштабы нищеты и бедности в Китае были преодолены очень интенсивно. Достаточно сказать, что прогноз ООН получилось достичь на 10 лет раньше, чем того ожидали международные специалисты.

«Китайская модернизация – это социалистическая модернизация под руководством КПК», – особо выделила г-жа Цзян Вэй. Ну а ее атрибуты, это пилотируемая космонавтика, суперкомпьютеры, авиастроение, самый большой в мире сбор зерновых. Китай сегодня еще и очень безопасная страна, на что обращают внимание все посещающие его гости.

Новая обстановка приносит новые изменения, однако дипломат акцентировала: «Образец истинного добрососедства – отношения Китайской Народной Республики и Республики Казахстан».

«Вечное всестороннее стратегическое партнерство – формат казахстанско-китайских отношений», – указал Булат Султанов, председатель правления ЭК «Один пояс и один путь». Он очень позитивно оценивает тот факт, что Пекин уделяет важное внимание отношениям со своими территориальными соседями. В 2021 году товарооборот между Китаем и Казахстаном составил рекордные $25,2 млрд. Текущие обороты экономического сотрудничества показывают, что в этом году рекорд будет обновлен.

РК ввела для граждан КНР 14-дневный безвизовый режим. Г-н Султанов заметил, что все аспекты добрососедства только выиграют, если китайская сторона поступит в отношении Казахстана зеркально.

Бахыт Жусипов из НПК сфокусировался на противостоянии Китая западной политике «двойных стандартов», поскольку для Пекина это принципиальный вопрос. Еще он сообщил, что на XX съезде, в работе которого участвовало 2296 делегатов (из них 620 женщин), народу была обещана более разнообразная духовная и культурная жизнь.

Политолог Айдар Амребаев особо выделил тот момент, что в условиях беспрецедентной международной турбулентности «съезд коммунистов Китая оправдал надежды» как конструктивная и стабилизирующая сила. Казахстан считает Тайвань частью Китая, а Китай – надежный и предсказуемый партнер.

«Геополитические штормы подстегнули казахстанско-китайскую торговлю», – отметил востоковед Адиль Каукенов. За первое полугодие 2022-го объем взаимной торговли вырос на 36%. Политические лидеры двух государств договорились о создании третьего железнодорожного КПП в дополнение к Хоргосу и Алашанькоу.

Востоковед также напомнил, что Астана строго придерживается политики одного Китая. До пандемии коронавируса КНР являлась вторым направлением для студентов из Казахстана после России. Постепенное снятие ковидных ограничений и восстановление поездок вновь ставит студенческий вопрос. Г-н Каукенов предложил китайской стороне создать русскоязычный сайт для желающих поступить в вузы Поднебесной с постсоветского пространства. «Казахстанско-китайские отношения переживают период планомерного роста», – подытожил он.

Китаевед Клара Хафизова выступила с докладом «Языки дипломатии КПК». «Дипломатам нужна уверенность, чувство силы и мощи стоящего за спиной государства», – обрисовала она общую ситуацию. Заявления китайских дипломатов стали необычайно резкими, твердыми и прямолинейными, что не характерно для его традиции. Член правления Международной конфуцианской ассоциации объясняет это тем, что на КНР оказывается очень мощное давление и Пекин вынужден более активно защищаться.

Г-жа Хафизова отдельно остановилась на том, что «коммунисты справились с коррупцией на определенном этапе». По образному выражению Си Цзиньпина, борьба ведется и с тиграми, и с мухами коррупции. Про лис тоже не забывают. Лиса в китайской традиции часто выступает в качестве оборотня, поэтому тот факт, что эту сложную группу борцы тоже держат в поле борьбы с коррупцией, очень важный момент.

Булат Султанов сообщил участникам мероприятия, что китайского экс-министра юстиции Фу Чжэнхуа приговорили к смертной казни за взятки на сумму $16,5 млн. По казахстанским меркам это почти ни за что.

Востоковед Еркин Байдаров затронул вопрос Синцзяна. Данный китайский автономный район имеет ВВП в $251 млрд, что сопоставимо с $285 млрд всей постсоветской Центральной Азии. Казахстан взаимодействует в первую очередь с этим регионом КНР, где экономический рост и повышение благосостояния населения сопровождались победой над многолетним терроризмом, который тормозил развитие СУАР.

«Большая часть информации о Сицзяне в западных СМИ является искаженной», – заявил г-н Байдаров. В качестве иллюстрации такого положения вещей он привел одиозный доклад управления верховного комиссара ООН по правам человека о положении мусульман в СУАР. Его опубликовали чуть ли ни в последние часы пребывания на этой должности Мишель Бачелет. «Тема СУАР еще долго будет оставаться горячей», – полагает востоковед.

Историк Светлана Кожирова затронула модернизационные аспекты новой стратегии Компартии Китая. Задача развития КНР до 2050 года силами науки и образования с опорой на кадры – очень показательный подход. Отдельно стоит вопрос совершенствования системы распределения. Центральный момент: распределение по труду.

«КПК – политическая руководящая сила наивысшего порядка», – именно этот момент в Уставе Коммунистической партии Китая акцентировал Юрий Булуктаев, политолог.

«Технологическая холодная война», – так характеризует противодействие США инновационному развитию КНР Татьяна Каукенова, китаевед. «Образование – это наипервейшее дело партии и государства», – привела она цитату из доклада Си Цзиньпина. «Кадры – ресурсы наивысшей важности», – из того же выступления на XX съезде.

Последний рейтинг вузов планеты свидетельствует, что из 2000 позиций 338 приходится на Китай. На втором месте США с 280 университетами и «бронзовая медаль» у Японии – 150 вузов.

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.