Рынок нефтепереработки: применима ли поправка к закону?

Законопроект находится на рассмотрении в Сенате

На площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» неспокойно. Порядка 100 компаний — представителей рынка нефтепереработки, участвовавших в обсуждении поправок к Закону «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» на платформе НПП «Атамекен», проголосовали единогласно против. Что же явилось причиной столь категоричного неприятия новой инициативы Минэнерго?

Участники обсуждения назвали законопроект прямым посягательством на частную собственность, а цель переформатирования налаженной системы ничем иным, как созданием в чистом виде олигополии — монополии для определенных лиц, направленной не на развитие конкуренции, а на монополизацию рынка нефтепродуктов, что противоречит курсу и указам Президента РК о развитии справедливой конкуренции и недопущении монополий.

В первом чтении Мажилиса Парламента Республики Казахстан данный законопроект был уже одобрен. При этом, «поправки» даже не выносились на открытое обсуждение участников отрасли, хотя речь идёт о серьёзных бизнес-структурах, включающих в себя тысячи рабочих мест, потеря которых грозит повышением уровня безработицы и, как следствие, риском социальной напряжённости.

Среди предложенных изменений в Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» достаточно акцентировать внимание на нескольких из них, но тех, что могут в корне изменить традиционную схему деятельности индустрии добычи и переработки углеводородов и «вывести из строя», обанкротив десятки компаний — участников этого рынка.

Главное, о чем сегодня говорят в заинтересованных кругах, – новые инициативы Минэнерго противоречат действующему законодательству и принципам экономической стратегии Нового Казахстана. А это обстоятельство заслуживает не просто внимания профессионального сообщества, но и вмешательства и соответствующей экспертизы со стороны государственных органов администрирования.

Так, в положениях нового законопроекта Минэнерго предлагает кардинально изменить статью 11-1 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов».

В частности, проектом предусматривается введение нового правового понятия «поставщика нефти» и «взаимосвязанный недропользователь» с возложением определенных ограничений на предпринимателей. Поставщик нефти с частной формой собственности, согласно законопроекта, обязан будет создать с недропользователем с такой же формой собственности некое юрлицо на основании владения долей в уставном капитале (50% на 50%). Поставщики нефти с частной формой собственности не смогут действовать самостоятельно на рынке нефтепродуктов, не могут быть отдельными и независимыми юридическими лицами. Помимо того, что подобное требование противоречит конституционному праву на объединение и свободу предпринимательской деятельности, оно лишено механизма практической реализации и приведет к исключению из рынка нефтепродуктов значимой части бизнес сообщества в лице индивидуальных предпринимателей.

В действующей редакции ст.11-1 Закона поставщиком нефти, имеют право быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Конституция Республики Казахстан признает равными любые формы собственности и обеспечивает их одинаковыми гарантиями и защитой, она декларирует свободу предпринимательской деятельности и свободное использование своего имущества для ее осуществления. Из этих основополагающих постулатов исходят нормы Гражданского и Предпринимательского кодексов, которые закрепляют принципы равенства субъектов предпринимательства и ограничение вмешательства государства в их хозяйственную деятельность.

Это абсолютно незаконное вмешательство в дела частного бизнеса, в святая святых «частную собственность», которая защищена Указами Президента и Конституцией.

Из законопроекта усматривается, что весь бизнес данной отрасли пытаются направить в чьи-то одни недобросовестные «руки».

В данном случае усматривается явное незаконное понуждение к действиям, противоречащим действующему законодательству. Следовательно, сама постановка вопроса в законопроекте, полностью антиконституционна, основана на беззаконии и попирает права частной собственности, право на свободу предпринимательской деятельности.

Не существует норм закона, предоставляющего право любому государственному органу определять доли в уставном капитале частных компаний. Это же нонсенс в современном экономическом мире. Очевидно, что авторы законопроекта вводят в заблуждение Руководство страны и Правительство поскольку очевидно что частные компании, согласно действующего законодательства, сами вправе определять доли своего участия в создаваемых ими частных компаниях. По действующему законодательству недропользователи, поставщики нефти и оптовые поставщики нефтепродуктов не должны и не могут регулироваться какими либо ограничениями в создании какого либо совместного предприятия.

Кроме того, в действующей редакции п.2 ст.17 Закона Оптовым поставщиком, имеет право быть лицо, которое владеет на праве собственности или иных законных основаниях базой нефтепродуктов или резервуаром, что соответствует конституционному принципу свободы предпринимательства, закрепленному в п.4 ст.26 Конституции РК.

Однако, новый законопроект оставляет возможность участия на рынке только тех оптовых поставщиков, которые имеют возможность арендовать или купить целую базу нефтепродуктов. Здесь усматривается ограничение конкуренции и устранение законно работающих в настоящее время предприятий оптовых поставщиков нефтепродуктов, не имеющих нефтебаз, которые подвергаются незаконной дискриминации в конституционных правах на свободу предпринимательской деятельности, что недопустимо, незаконно и противоречит стратегии Президента Казахстана и статье 14, п.4 ст.26, ст. 34, ст. 39 Конституции.

Бизнесмены с новым законопроектом Минэнерго категорически не согласны, нововведения считают нарушающими принципы и положения действующего законодательства, влекущим за собой нарушение прав бизнеса и установление существенного ограничения в конкуренции на рынке.

Для большинства компаний-давальцев новые условия ведения бизнеса окажутся невыполнимыми ни с экономической, ни с юридической точки зрения. Следствием этого, как заявляют в профессиональном сообществе, могут стать вещи весьма катастрофичные: уход крупного бизнеса, приносящего госбюджету значительные стабильные доходы и создающего тысячи рабочих мест, сужение конкуренции и, как следствие, монополизация ведущей отрасли экономики Казахстана.

В настоящее время, анализируя законопроект Минэнерго, бизнесмены нефтегазовой отрасли усмотрели в изменениях нарушение десятков норм действующего законодательства Республики Казахстан, не ограничиваясь и нарушением постулатов Основного Закона нашего Государства — Конституции.

Предприниматели считают, что они в нефтегазовой отрасли подвергаются незаконной дискриминации в конституционных правах, нарушается право на свободу объединения и на свободу предпринимательской деятельности, что фактически противоречит стратегии Главы Государства, озвученной Народу Казахстана. Усматривается также нарушение статей 6, 14, 23, п.4 ст.26, ст. 34, ст. 39 Конституции РК., статей 5, 6, 7, 8 Предпринимательского Кодекса РК.

Нарушаются нормы Конституции РК: ст.6 п. 1 «В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность», что предполагает гарантии обеспечения частным собственникам возможности свободного использования принадлежащего им имущества; ст. 14: п. 1 «Все равны перед законом и судом», п. 2 «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, … или по любым иным обстоятельствам; ст. 23 п. 1 «Граждане РК иеют право на свободу объединений», ст. 26 п. 3 « Никто не может быть лишён своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения»; ст26. п. 4 «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается»; ст. 34 п. 1 «Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц»; ст.39 п. 1. «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав исвобод человека, здоровья и нравственности населения»; ст. 39 п. 3 «Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 11, 13-15, п. 1 статьи 16, статьями 17, 19, 22, п. 2 статьи 26 Конституции РК. Также нарушаются нормы Гражданского Кодекса.

Обращается внимание и на то, что в статьях 14 и 77 Конституции Республики Казахстан устанавливаются постулаты того, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по любым иным обстоятельствам», «законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют».
Несмотря на установленные постулаты законодательством Республики Казахстан о не применении законов возлагающих новые обязанности или ухудшающие их положение, а также устанавливающие или усиливающие ответственность, — в рассматриваемом случае происходит ситуация прямо противоречащая данным нормам, с наличием дискриминационного характера.

Таким образом, по мнению участников рынка, предлагаемые изменения антиконституционны, так как незаконно ограничивают права собственности на имущество, добытое законным путём, свободу и равенство субъектов предпринимательства в нефтедобывающей отрасли, а также в сфере реализации нефтепродуктов.

«Законопроект в данной редакции может быть принят только после упразднения института частной собственности, свободы предпринимательства, после отмены десятков норм действующей Конституции, Гражданского и Предпринимательского кодексов, и после отмены Указов Президента о недопустимости незаконного вмешательства в дела частного бизнеса, о защите частного бизнеса. Это очевидно что законопроект нарушает десятки норм действующего законодательства», — заявили представители бизнес-сообщества.

По вышеуказанным основаниям принятие законопроекта подвергающего дискриминации, ограничению свобод и нарушению конституционных основополагающих принципов о свободе предпринимательства, о равенстве субъектов предпринимательства, невозможно в принципе.

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Сенате Парламента Республики Казахстан.

В свою очередь, предприниматели нефтегазовой отрасли в надежде на то что, благодаря площадке НПП «Атамекен», будет обеспечена защита прав и интересов бизнеса, что в Парламенте Республики Казахстан антиконстуционный законопроект не будет принят и, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах», будет подвержен тщательным образом антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов и научно-правовой экспертизе проектов законов.

***

© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.