Отложить до лучших времен

Прошедшая неделя не отличалась высокой внешнеполитической динамикой. Наиболее интересным событием стала «заморозка» процесса вступления Швеции в НАТО

Турция не на словах, а на деле доказала свой статус «второй» по значимости страны в североатлантическом альянсе. На прошедшей неделе министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем официально заявил, что процесс вступления страны в НАТО приостановлен до июля. В свою очередь министр обороны Турции Хулуси Акар был менее оптимистичен и отметил, что Швеция и Финляндия должны выполнить обязательства, которые взяли на себя в Мадриде летом прошлого года:

— Ликвидировать антитурецкую деятельность курдских организаций и отдельных активистов;

— Обеспечить доступ Турции к военным поставкам из Швеции, а также трансфер военных технологий;

— Обеспечить предоставление Анкаре разведывательной информации по широкому кругу вопросов, особенно связанных с деятельностью курдских организаций.

Принципиальный момент – выдача Анкаре активистов Рабочей партии Курдистана и общая блокировка активности движений, выступающих за независимость Курдистана. Стокгольм исходит из того, что данный шаг противоречит имиджу Швеции как демократического государства. Турция же рассматривает РПК как террористическую структуру со всеми вытекающими последствиями.

Кроме этого практически нерешаемого противоречия, есть и ряд дополнительных условий, не устраивающих Стокгольм – в частности, предоставление доступа Турции к ряду военно-технических разработок Швеции.

В среднесрочной перспективе Эрдоган хотел бы провести техническое перевооружение армии. И ключевой момент – получение относительно передовых авиационных технологий. Сейчас активно рассматривается опция по покупке Турцией в США истребителей Ф-16 последних модификаций. Однако понятно, что необходима и альтернатива. Шведский авиапром имеет неплохой вариант – истребитель СААБ «Грипен», который вполне мог бы заменить Ф-16, и одновременно соответствует стандартам НАТО.

Для президента Реджепа Эрдогана текущее обострение обеспечивает определенный рост предвыборных рейтингов. Турецкое общество раздражено поведением политических элит Швеции. Даже оппозиционные прозападные партии страны сделали резкие заявления по поводу политических акций в Швеции, Дании и Нидерландах. В итоге Эрдоган уверенно отбирает часть правого электората у кемалистов и одновременно демонстрирует нежизнеспособность прозападной политической повестки накануне начала избирательной кампании.

Шведская политическая элита также не особо переживает по поводу конфронтации – на фоне исламофобских акций растут рейтинги поддержки правых партий. Так на выборах в риксдаг в сентябре прошлого года второе место заняла партия «Шведские демократы», придерживающаяся национал-популистской риторики. Требования Анкары, зафиксированные в Мадридском меморандуме, многими депутатами риксдага и политиками Швеции рассматриваются как чрезмерные. А положение Швеции не настолько уязвимое (правильнее сказать, вообще «неуязвимое» – страна попросту не имеет выхода на внешний периметр границ НАТО), чтобы идти навстречу Эрдогану.

Стокгольм не хотел бы брать на себя никаких обязательств при вступлении в блок, а потому рассчитывает, что все вопросы с Анкарой будет решать Вашингтон самостоятельно.

В свою очередь администрация США пока не видит необходимости идти навстречу Эрдогану по вопросам военно-технического характера:

Во-первых, вступление Швеции и Финляндии в НАТО – простая юридическая формальность. Фактически они уже несколько десятилетий развивают взаимодействие с блоком, полностью совместимы как по технике, так и по иерархии принятия решений, участвуют в совместных маневрах и учениях.

Во-вторых, уступка Турции именно в данный момент может быть использована Эрдоганом как элемент предвыборной риторики. А Вашингтон не хотел бы ему помогать – в конце концов, прошлая администрация демократов пыталась организовать ему государственный переворот в 2016 году.

В-третьих, нельзя исключать и конспирологической версии о возможной второй попытке свержения Эрдогана в период предстоящих выборов. Хотя на данный момент в самой Турции не просматривается политических сил, которые могли бы это провернуть.

Поэтому приостановка процедуры приема до второго полугодия увязывается с предстоящими в Турции президентскими и парламентскими выборами (соответственно, май и июнь текущего года). В случае гипотетического поражения президента Эрдогана, либо по крайней мере формирования более оппозиционного парламента, условия Турции по принятию Швеции и Финляндии в блок могли бы быть смягчены.

Если же все останется как есть сейчас, то США инициируют процесс продажи Турции новых истребителей в обмен на снятие требований к Швеции по активистам РПК. Это не означает, что по другим направлениям США ослабят давление на Турцию: санкции за покупку систем С-400 так и не сняты, санкции ЕС за геологоразведку в восточной части Средиземного моря также в силе. На подходе вторичные санкции турецким компаниям за помощь России в организации схем «серого импорта». Сохранится и жесткая антитурецкая риторика в Конгрессе США – вплоть до призывов исключить Турцию из блока НАТО.

На данном этапе турецкая внешнеполитическая линия показала свою эффективность – партнеры по НАТО поставлены в классическую «вилку» заданного пространства решений и будут вынуждены пойти на уступки по принципиальным вопросам. Но в среднесрочной перспективе, уже после выборов, президенту Эрдогану придется искать компромиссные варианты во взаимоотношениях с США и ЕС:

Турция уже перечислила США 1,4 млрд. долларов в счет поставок истребителей Ф-35, но не получила машины;

Экономика Турции не самодостаточна, Запад остается основным торговым партнером Анкары, основным донором инвестиций и технологий;

Значительная часть населения страны нацелена на трудовую эмиграцию в страны ЕС, а потому не поддерживает конфронтационную риторику Эрдогана.

На фоне тотальной деградации политических элит ЕС Турция пытается вести все более независимую геополитическую игру, взаимодействует со всеми глобальными игроками. Потенциально это приведет к восстановлению ее статуса как региональной державы к началу 2030-х годов.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.