Заинтересованность России в преобразовании транспортного узла АО «Международный аэропорт «Орал» на западе Казахстана в транзитный транспортный хаб общеконтинентального масштаба не противоречит национально-государственным интересам Казахстана, убежден историк, политолог из Самары РФ Николай Осипов.
Прежде коренной житель Уральска, комментируя разгоревшийся скандал, связанный с передачей 49% акций уральского аэропорта российскому АО «Ретранс», принадлежащему олигарху Виктору Вексельбергу, назвал казахстанско-российский аэропорт Уральска – порталом в общее евразийское интеграционное будущее.
***
— Николай Иванович, вот прямо портал в будущее. Звучит амбициозно и неожиданно, учитывая антироссийские настроения в Казахстане.
— Приобретение российскими акционерами 49% акций аэропорта города Уральска – это яркое значимое событие в потоке современных международных новостей, поскольку это первый пример прямого вхождения российского частного капитала при российской государственной поддержке и участии в сферу авиатранспортной инфраструктуры иностранного государства.
Столь явный интерес российского бизнеса к объектам казахстанской транспортной инфраструктуры представляется мне совершенно понятным в современных условиях развития транзитных перевозок евразийского континентального масштаба.
Но этот усилившийся интерес вызвал определённые опасения и тревоги у многих казахстанцев, чувствительных к русофобским взглядам и настроениям, распространённым в странах Запада, или к национал-патриотическим страхам по поводу возможного покушения на суверенитет Казахстана.
— А в чем тут интерес России, на Ваш взгляд?
— Российская сторона с приобретением аэропорта в Уральске — достаточно крупного по уже имеющемуся пассажиропотоку и высокоразвитого по уровню технологического оснащения, получает разнообразные возможности для увеличения масштабов и разнообразия маршрутов, перевозок между различными регионами и странами Евразии.
Особенно это важно для развития международного и внутреннего туризма. Сегодня санкционное давление со стран Запада привело к большей переориентации авиационных перевозок в восточных направлениях. Поэтому этот аэропорт может вызвать интерес, как российских и казахстанских авиакомпаний, так и авиаперевозчиков других стран.
— А Казахстан в чем еще тут может выиграть или проиграть?
— Казахстанская сторона получает широкие возможности привлечения российских специалистов, инвестиций и технологий для развития своей авиатранспортной инфраструктуры. Аэропорт Уральска остаётся в территориальных пределах Казахстана и при сохраняющемся преимущественном контроле со стороны казахстанских юридических лиц. Очевидная заявляемая заинтересованность российской стороны в превращения этого транспортного узла в транзитный транспортный хаб общеконтинентального масштаба ни в коей мере не противоречит национально-государственным интересам Казахстана.
— И все-таки многие в Казахстане в этой бизнес-сделке усматривают угрозу национальной безопасности.
— В создании такого совместного казахстанско-российского авиапредприятия стоит усматривать зримое и весомое проявление развития процессов экономической и социально-культурной евразийской интеграции стран постсоветского пространства. И эти интеграционные процессы ни в чём не препятствуют взаимовыгодному сотрудничеству Казахстана со всеми другими странами в осуществлении транзитных авиаперевозок на всём огромном пространстве евразийского континента.
— В итоге в каком контексте следует рассматривать эту историю, по Вашему мнению?
— Вовлечённость Казахстана в мировую экономику, массированное и даже доминирующее присутствие иностранных и транснациональных компаний и корпораций во многих отраслях казахстанской экономики создаёт намного больше рисков утери суверенного контроля над природными ресурсами и производственными мощностями.
Полная зависимость Казахстана от транснациональных финансовых организаций является намного более опасным вызовом казахстанской суверенности. Использование же Казахстаном своего огромного транзитного потенциала полностью соответствует его самым насущным национально-государственным интересам.
— Каким образом?
— Во-первых, огромная протяжённость российско-казахстанской сухопутной границы отражает тот неоспоримый географический факт, что Россия и Казахстан вместе с Китаем, Индией, Ираном являются крупнейшими территориально-государственными образованиями Евразии. Центрально-азиатское и внутриконтинентальное территориальное расположение Казахстана также требует развития транзитных транспортных внутриконтинентальных коммуникаций, которое возможно только при привлечении усилий и возможностей многих евразийских стран и России, в первую очередь.
Аэропорт Уральска, находящийся на географической границе между Европой и Азией, на стыке нескольких российских и центрально-азиатских регионов, при умелом привлечении и использовании ресурсов и возможностей наших стран может стать важным евразийским транспортным перекрёстком и своего рода «воротами» огромного внутриконтинентального евразийского пространства перевозок и коммуникаций.
***
Справка
В марте 2018 года АО «СПК «Aqjaiyq» и ТОО «Международный аэропорт «Орал» заключили договор о совместной деятельности в рамках инвестпроекта «Реконструкция и модернизация здания терминала Международного аэропорта г. Уральска». Здание аэропорта было передано в собственность «СПК «Aqjaiyq», которое должно было привлечь госсредства для его реконструкции. Она обошлась государству в 6,6 млрд тенге. Провели реконструкцию за счет социальных отчислений Карачаганак Петролеум Оперейтинг б.в. Новый терминал передали обратно ТОО «Международный аэропорт «Орал» в 2022 году в доверительное управление на три года.
В течение этих лет предприятие обязали вернуть государству 6,6 млрд тенге. В апреле 2022 года АО привлекло нового инвестора – российское АО «Ретранс», которое получило в доверительное управление новое здание уральского аэропорта и, по информации АО помимо развития его инфраструктуры, взяло на себя обязательство вернуть потраченные деньги в казахстанскую казну – об этом 13 февраля 2023 г. на пресс-конференции в Уральске сообщил председатель правления АО «СПК «Aqjaiyq» Нуржан Утепбаев.
Напомним также, что в 2015 году в «Международный аэропорт «Орал» было вложено 6,3 млрд тенге из республиканского бюджета. Их потратили на ремонт взлётно-посадочной полосы. Сейчас ВПП находится на балансе Комитета гражданской авиации. По информации руководителей АО «СПК «Aqjaiyq», обязательства погашать госсредства у Комитета нет.
Уральский аэропорт был построен в 1972 году, расположен в 16 километрах от Уральска. Коррупционные скандалы тут начались после начала реконструкции ВПП. Аэропорт изначально строился для принятия небольших авиасудов. Но после волны приватизации в 90-х годах тут стали принимать большегрузные Ил-76 с товаром, который грузился в аэропорту в фуры и отправлялся на Черкизовский рынок в Москву. Работники аэропорта утверждают, что именно самолеты Ил-76 привели взлетку в непригодное состояние. Первые заявления об аварийности ВПП начали поступать с сентября 2010 года.
В феврале 2014 года, согласно постановлению Правительства № 13 от 21 января, ВПП безвозмездно передали государству, а в 2015 году ее уже приняла госкомиссия. Спустя всего одну зиму после сдачи в эксплуатацию бетонные плиты ВПП просели.
В 2016 году департамент госдоходов (ДГД) ЗКО начал уголовное расследование по фактам хищения бюджетных средств в особо крупных размерах при транспортировке грунта, завышения сметной стоимости работ при реконструкции ВПП аэропорта Уральска, а также при поставке трансформаторных подстанций свето-сигнального оборудования для летного поля. Сумма предполагаемого ущерба составила 452 669 700 тенге. Дело возбудили в отношении подрядчика АО «К-Дорстрой» 30 марта по статье УК РК «Мошенничество». В 2019 году уголовное дело еще не было закрыто.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.