«Страна горит из-за коррупции и нехватки финансирования»

Сетевые СМИ о пожаре в Абайской области

«Песнь пламени и коррупции: кому выгодны лесные пожары в Казахстане?» — Площадь пожара в Абайской области достигла 60 тысяч га. Если говорить о масштабах возгорания, то площадь Алматы составляет 68 200 га. Как объявила Greenpeace — самый крупный пожар на планете по территории на сегодняшний день в области Абай, которой, к слову, всего лишь один год. Почему пожар не потушили еще в зародыше? И кому они могут быть на руку, разбирался корреспондент Liter.kz.

Раньше, еще в годы существования СССР, для предотвращения катастроф и смертей граждан при пожарах достаточно было распылить над «горячей точкой» йодид серебра/ сухой лед или, как это называлось, «засеивание облаков». Данный метод Бернарда Воннегута применялся по всему миру аж с открытия 1946 года. Или метод Шефера с того же 1946 года с применением сухого льда, и в результате первого такого эксперимента вообще пошел снег. Арал, кстати, тоже хотели восстановить благодаря увеличению осадков, но с распадом Советского Союза научный проект был остановлен. У нас же люди, которые уже оставили надежды на то, что пожар потушат, провели обряд «Тасаттык» в регионе, чтобы наконец пошли осадки.

Если рассматривать местоположение самой «пламенной трагедии», то начнем с границы. Днем 22 мая произошло загорание сухой травы в Бородулихинском районе области Абай, в семи километрах от станции Ауыл. Пожар перешел из Алтайского края РФ с последующим переходом на территории ГЛПР «Семей орманы» почти месяц назад. 677 человек эвакуировали с поселка Березовка. За двое суток тогда было сброшено 158 тонн воды. Национальный космический центр опубликовал снимки лесного пожара на границе Казахстана и России. На снимках из космоса можно увидеть всю территорию в области Абай, охваченную пожаром, и России тоже. Общая площадь горения составляет около 3 500 гектаров, сообщили ранее в МЧС.

Екатерина ТИХОНОВА – «Земля опустошённая» — Мы сделали подборку громких скандалов последних лет, связанных с природным резерватом “Семей орманы”, где погибли 15 человек, пришлось эвакуировать сотни местных жителей и подсчитывать ущерб от десятков тысяч гектаров уничтоженного леса.

На сайте Агентства по противодействию коррупции еще в ноябре 2021 года был опубликован любопытный документ, который почему-то не привлек к себе широкого внимания. Это справка по итогам внешнего анализа коррупционных рисков деятельности “Семей орманы”. Не отсюда ли стоит раскручивать расследование страшного ЧП последних дней?

Последняя инвентаризация лесного фонда в резервате проводилась аж в 2004 году. То есть лесовосстановительные работы планировали и проводили на основании данных 17-летней давности! А это, по мнению антикора, коррупционный риск, так как “возможно списание бюджетных средств по участкам, где произошло естественное восстановление древостоя”.

18 мая 2021 года антикоррупционная служба по Восточному Казахстану возбудила уголовное дело по факту взяточничества при распределении лесопродукции, полученной в результате санитарной вырубки леса. Подозреваемыми оказались тогдашний генеральный директор “Семей орманы” Ашим БЕЛЬБЕЕВ и два его заместителя.

“Установлено, что в текущем году (2021-м. — Е. Т.) резерватом реализована лесопродукция в объеме 6393 кубометра общей стоимостью 39 млн тенге, то есть средняя цена за один кубометр лесопродукции составила всего 6100 тенге. Притом что рыночная цена на лесопродукцию на территории города Семея достигает 45 000 тенге за один кубометр”, — резонно возмутились проверяющие.

По данным антикора, лесопродукция по рыночным ценам мог­ла принести в бюджет резервата дополнительные 287 млн тенге, однако этого не произошло. Кроме того, проверка выявила, что теневой оборот в этой сфере мог достигать 248 млн тенге.

В феврале этого года природным резерватом “Семей орманы” заинтересовалась прокуратура. Во время проверки надзорный орган выявил 1890 фактов незаконной рубки леса. Ущерб составил более 73 млн тенге.

“В незаконную заготовку древесины оказались вовлечены и сами сотрудники резервата. Они уводят от ответственности лиц, причастных к хищению лесопродукции, отпускают лес без оплаты и заключения договоров с лесозаготовителями. Все это привело к дополнительному ущербу”, — сообщили тогда в прокуратуре.

29 мая этого года специализированный межрайонный суд по уголовным делам по Абайской области вынес приговор в отношении руководства природного резервата “Семей орманы”. Трое руководителей государственного учреждения, а именно Ашим Бельбеев и два его заместителя, признаны виновными в создании и участии в организованной преступной группе и получении от предпринимателей взяток на системной основе в сумме от 700 тысяч до 13 млн тенге.

Трое руководителей резервата осуждены на десять лет, а пятеро взяткодателей приговорены к срокам от полутора до трех с половиной лет лишения свободы.

В ДЧС Абайской области сообщили: в прошлом году лес в семейском резервате горел 260 раз. А лесники жалуются, что не могут вовремя локализовать пожары и предупредить их, потому что материально-техническая база изношена. Этот показатель составляет 48 процентов. По словам и. о. директора “Семей орманы” Мурата КАРИМОВА, автопарк давно устарел. Всего в резервате около 70 пожарных машин, возраст стецтехники превышает 30, 40 и даже 50 лет.

Алма БЕКТЕНОВА – «Страна горит из-за коррупции и нехватки финансирования» — Возможно, казахстанцы вновь не дождутся наказания истинных виновников в катастрофическом пожаре.

В молниеносно распространившемся пожаре в Абайской области погибло 15 человек, несчетное количество диких и домашних животных, уничтожены тысячи гектаров бесценного леса. Весь Казахстан обсуждает несчастье и задается вопросом: чьи головы, фигурально выражаясь, должны слететь первыми?

Несколько дней назад президент Токаев снял с должности главу МЧС Юрия Ильина. Да, разговоры о промедлении его ведомства и вероятной отставке возникали еще в прошлом году, когда буквально всей республикой тушили Костанайскую область. Тем не менее, всё громче специалисты говорят о том, что МЧС далеко не во главе списка виноватых.

Резерват «Семей орманы», в котором начался пожар, относится к ведению Комитета лесного хозяйства Минэкологии, сообщают источники. Глава Минэкологии Зульфия Сулейменова очень трогательно смотрелась рядом с президентом на его встрече с родственниками погибших. Быть может, эмоциональную реакцию министру нужно было проявить в правительстве, заранее поведав, в частности, о том, что в лесных хозяйствах зарплаты, по данным местных спецов, не дотягивают до минимально пристойных показателей? Родственники погибших и очевидцы наперебой говорят в СМИ, как лесники отправились навстречу смерти в личном автотранспорте и вероятно без должной экипировки.

Зульфия Сулейменова назначена на пост лишь в январе этого года, без сомнения, у нее еще руки не дошли до всех уровней ответственности. Вопрос о недостаточном финансировании, однако, можно задать и ее предшественнику Сериккали Брекешеву. Только сомнительно, что проблемы финансирования резерватов и прочего лесного или водного хозяйства в принципе поднимут с нужной настойчивостью. В Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов традиционный упор делается именно на ресурсы, а леса – что леса? Они просто горят каждый год.

По отзывам специалистов, пожар в Абайской области начали тушить с опозданием, так как техника не могла пройти из-за особенностей рельефа. Буквально за полсуток площадь бедствия удвоилась, а сейчас уже составляет 60 тысяч га. «Почему мой муж во время службы находился в лесу на личном автомобиле?» — спросила на встрече с президентом Токаевым супруга погибшего инспектора Алексея Губаева. Пожалуй, в современном Казахстане сложнее вопроса не существует, ибо здесь открывается широчайшая зона бесконтрольности.

Трагедия в Абайской области вскрыла вопиющую ситуацию в тамошнем лесном хозяйстве, ранее практически не осаждавшуюся в прессе. В частности, исполнительный директор общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов обрушился с критикой на предыдущего акима – Даниала Ахметова, который еще год назад управлял регионом ЧС в составе Восточно-Казахстанской области.

«На встрече с главой государства родственники героев просто шокировали всю страну: оказалось, что у погибших не было никакого защитного обмундирования – ни защитных костюмов, ни кислородных масок, кто-то был просто в туфлях. Даже в рациях не было батареек. Их просто отправили на верную смерть», — написал Смагулов у себя в соцсетях. Неясно только причём тут Ахметов, если лесное хозяйство подчиняется министру Сулейменовой и председателю Комитета лесного хозяйства Кылышбаеву (бывшему сенатору).

Если в прошлом году пик пожаров пришелся на сентябрь, то в этом году лето сходу превратило Казахстан в одну большую печь, и страна запылала. Из тяжелейших уроков 2022 года, как заявил президент Токаев, никто предостережения не извлек.

В нынешнем мае традиционно горело под Алматы. Причиной пожара на склоне гор близ Медеу, который тушили несколько суток, назвали поджог. Пожар в Иле-Алатауском парке начался ночью, в ходе ликвидации погиб 30-летний спасатель Арслан Курманбеков. На него упало горящее сухое дерево. Еще один спасатель получил травму руки. Пожарным пришлось работать на склоне с углом в 70 градусов.

Также в мае в Петропавловске боролись с крупным пожаром в микрорайоне Береке, огонь уничтожил девять домов. Причиной стал загоревшийся камыш и порывы ветра.

Но особенно показательной была чрезвычайная ситуация прошлого года, когда в Костанайской области эвакуировали населенные пункты, в том числе Аманкарагай, превращенный в пепелище.

Казахстан, тем временем, не Россия, и не Канада. По словам президента Токаева, «мы очень плохо относимся к нашим лесам. У нас их мало – не более 4% лесных насаждений». Такими темпами мы рискуем остаться совсем без зеленых массивов.

Огненная страда продолжается. По данным МЧС, с начала года уже зарегистрировано 122 лесных пожара, общая площадь возгораний превысила 19 тысяч гектаров, сумма нанесенного ущерба составила 51 млн тенге. За 2022 год произошло 800 лесных и 111 степных пожаров.

«Кто ответит за пожар? В Абайской области сравнивают нищету пожарных и роскошную жизнь местных чиновников» — В Казахстане удалось локализовать масштабные лесные пожары, которые унесли жизни 15 человек, и власти уже начали искать виновных в том, что произошло. По всей видимости, несколько высокопоставленных чиновников МЧС и лесного ведомства могут стать фигурантами уголовных дел.

Замгенпрокурора Казахстана Жандос Умиралиев заявил по этому поводу: «Однозначно будут привлечены к ответственности все причастные лица, должностные лица: все, кто не принимал соответствующие меры, которые должны были в силу должностных обязанностей принимать, в результате чего мы получили масштаб пожара, гибель людей. Но основная наша цель — потушить пожар. Поэтому в эти дни мы их не отвлекаем, но они обязательно будут допрошены».

В Абайской области тем временем активно обсуждают в социальных сетях действия местных чиновников, сравнивая их роскошную жизнь и нищету работников противопожарной службы и МЧС, которую вскрыли пожары. Акиму региона Нурлану Уранхаеву уже припомнили, что в первые дни пожаров, когда пламя уже сутки полыхало в лесном заказнике «Семей орманы», он спокойно праздновал день рождения города Семея. Сюжет, посвящённый этому празднованию, вышел в эфире местного телеканала ещё в пятницу. Глава региона предпочёл отправить на место пожара своих заместителей, а сам наслаждался концертом вместе с другими чиновниками региона.

За свою неспешность Нурлан Уранхаев уже получил выговор от президента. Касым-Жомарт Токаев отдельно отметил: «Вы новый аким. И только из этих соображений я объявляю вам просто выговор. А так, в принципе, за такие вещи нужно с ходу увольнять».

Тelegram-каналы также публикуют видео с личных страниц дочери Уранхаева Мариям, где она без всякого стеснения демонстрировала атрибуты роскошной жизни: по данным расследователей, стоимость только одной её сумочки и двух браслетов составляет более 95 тысяч долларов. После скандала девушка закрыла свои аккаунты в социальных сетях, но на фоне случившейся трагедии и сообщений о недофинансированности МЧС и отсутствия у пожарных транспорта и элементарных раций дочери акима снова припомнили её роскошную жизнь.

Гульмира ИЛЕУОВА – «Пылающие нацпарки Казахстана: государство в государстве» — В прошлом году мы проводили исследование об экологии и туризме в сёлах природных рекреационных зон, при поддержке Фонда Розы Люксембург. Результаты можно почитать в отчёте, но хотела рассказать о впечатлениях вокруг проведения исследования.

Администрации национальных парков — это государство в государстве, к ним — не подступить. Они выдают разные разрешения, например, на вырубку леса при заготовке дров, продают дрова (телега, машина). Причем то, что в этом деле нет единых тарифов, заметно на разнице цен в несколько тысяч тенге для жителей сел, между которыми расстояние всего несколько километров.

Кстати, все деньги от «услуг» нацпарков уходят к ним, акиматы ничего не получают. У них был хороший строгий аргумент: «мы охрана!»

Теперь понятно, что их деятельность должна быть проанализирована открыто, чтобы понять, как охраняют.

Кстати то, что в Семейском бору были поджоги для заготовки леса жители жаловались на исследованиях многократно, все это знали.

Если нет тракторов, другой техники и оборудования для ухода за лесами, куда уходят выделенные деньги? Как обеспечить межведомственное взаимодействие в условиях, когда у акиматов власти в нацпарках нет, а работа МЧС наступает когда уже случилось ЧП?

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.