Евразийский экономический союз распадается явочным порядком

Свобода перемещения товаров, капиталов и рабочей силы между странами-участницами ЕАЭС все больше фрагментируется

У любой системы есть предел прочности и ЕАЭС не может быть исключением. Евразийский экономический союз по времени своего формирования и оформления практически совпал с возвращением Крыма в состав России, войной на востоке Украины и, как следствие, санкционной войной между Москвой и коллективным Западом. Все это остановило планы по дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС (включая создание единого евразийского парламента). Дальше началась российско-украинская война из-за Донбасса и НАТО, которая привела к дроблению единого экономического пространства. Россия и Беларусь интеграцию в рамках Союзного государства усиливают, а Казахстан поступательно выпадает из общеевразийской экономической жизни.

Блокирование со стороны Казахстана транзита российских ГСМ в Кыргызстан стало новой фазой в экономической дезинтеграции ЕАЭС. Все-таки одно дело, когда Астана соблюдает незаконные с точки зрения международного права западные санкции в отношении России (они не утверждены Совбезом ООН) в двусторонних контактах и совсем другое, когда блокирует товарооборот между странами-участницами ЕАЭС в лице Российской Федерации и Кыргызстана.

В ближайшие 20 дней – на столько в Киргизии запасов бензина по данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана – станет понятно, завязал ли Казахстана с многовекторностью или игры на этом поле продолжатся. Если из Астаны заявят, что прекращение согласования графиков поставок со стороны КТЖ (Казахстан темир жолы) – это самодеятельность железнодорожников и правительство обяжет их возобновить транзит, то значит с многовекторностью все в норме. А вот если Акорда будет твердо придерживаться буквы и духа антироссийских санкций, то это уже совсем другой расклад.

Жесткое следование в формате западных санкций не избавит Республику Казахстан от ярлыка страны с низкой геополитической ответственностью. Потому что 23 сентября Астана и Бишкек подписали соглашение о бесперебойности поставок грузов, в перечень которых вошли и горюче-смазочные материалы, а потом с октября жесткий блок (весь сентябрь он тоже был, только мягкий – КТЖ не согласовывало дополнительные перевозки).

Выбор РК стороны Запада в геополитическом конфликте вполне объясним. С одной стороны деньги, капиталы, недвижимость и члены семей компрадорской элиты в странах Запада. С другой уязвимость средств Национального фонда (активы в районе $60 млрд), которые коллективный Запад может заморозить в любой момент, что уже было проделано в демонстрационном режиме с «делом Стати».

Не стоит недооценивать и общий информационный фон, который прозападные СМИ, блогеры и лидеры общественного мнения создают в отношении России. После того, как во второй половине 2022 года западное финансирование местных масс-медиа и активных жителей соцсетей кратно выросло, они смогли качественно изменить общую информационную повестку по отношению к Москве с нейтральной на скорее недружественную (с тенденцией к враждебной).

Можно проследить, что положительная информация о России на местное информационное пространство практически не поступает. Визит российского премьер-министра Михаила Мишустина на выставку в Алматы казахстанской прессой был практически полностью проигнорирован, тогда как встречи Касым-Жомарта Токаева с капитанами немецкого бизнеса в Германии вызвали просто шквал публикаций.

Тем временем «на земле» РФ является вторым торговым партнером Казахстана после Китая. Надо сказать, что и с Поднебесной в информационном поле республики не все ладно, просто синофобская картинка блекнет по сравнению с русофобской. Через Россию идет на экспорт львиная доля добываемой в Казахстане нефти.

Сначала Казахстан передал под контроль американцев финансовые контакты с РФ. Потом было закрыто окно для параллельного импорта продукции двойного назначения (тоже под пристальным присмотром эмиссаров из США). Теперь на очереди «бензиновый кейс» в Кыргызстан.

Для Бишкека ситуация усугубляется тем, что Россия является единственным поставщиком ГСМ в страну. В Москве, кстати, данный момент осознают. Из-за этого запрет на экспорт горюче-смазочных материалов, вызванный топливным кризисом в России из-за «налогового маневра» 2018 года, не распространяется на поставки в страны ЕАЭС. Однако для многосторонней организации нужны согласованные действия всех ее участников, а потому позиция Астаны ломает ось Москва – Бишкек.

Гипотетически Кыргызстан может наладить поставки бензина, солярки и других нефтепродуктов из нероссийских источников. Однако для страны без выхода к морю и находящейся в сильной транспортной зависимости от Казахстана это очень сложно сделать в короткие сроки.

На самом деле, мы находимся в точке начала бурных и глубоких процессов, которые окажут очень сильное влияние на ЕАЭС и отношения Казахстана с Россией и Кырзызстаном. Но чтобы увидеть во что это выльется конкретно, нужно немного подождать.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.