Мурат Ауэзов: “Человек лишенный вкуса, с грубой душой в принципе не может определить свой берег”

“Ахмет Яссави и его последователи – суфии – синтезировали лучшее в исламе с тенгрианством”

“Жизнь прекрасна и удивительна, но большей частью удивительна”.

NN

“Последнее публичное выступление”, – так определил свою встречу с общественностью в дискуссионном клубе “АйтPARK” Мурат Ауэзов, президент Фонда имени Мухтара Ауэзова. Что под этим понимать – общественный деятель не расшифровал. Только заметил, что если “в жесткий конфликт войдет прогрессивное и реакционное”, то он и такие люди как Галым Абильсиитов не останутся в стороне.

Нурлан Еримбетов, модератор “АйтPARKа”, задал гостю один из своих традиционных вопросов. По российским телеканалам прошла целая неделя Никиты Михалкова, которому исполнилось 65 лет. В Казахстане ушла из жизни Фарида Шарипова, и об этом в СМИ молчок.

Мурат Ауэзов ответил по этому поводу, что России нужны культовые фигуры, поэтому ситуация вокруг юбилея Никиты Михалкова является результатом целенаправленных усилий, в том числе части интеллигенции. “В Степи традиция памяти несколько иная”, – отметил культуролог.

Гость дискуссионного клуба и его модератор подискутировали вокруг идеи “формированного интеллектуально-культурного развития”. Г-н Еримбетов считает, что стране нужна мощная государственная программа, направленная на строительство и расширение сети библиотек, клубов, инвестиции в издание дешевых (по цене) книг. Г-н Ауэзов полагает, что “винить кого-то за то, что нет клубов – это не дело, если хочешь, то прорвешься”. Он не согласен с подходом, предлагающим брать людей за руку и вести к высокому искусству. Нурлан Еримбетов, ссылаясь на Федора Достоевского, настаивает, что человека надо брать за руку и вести, поскольку самому трудно двигаться к таким вещам. “За последние годы построены 3,5 тыс. мечетей и 1 библиотека”, – напомнил он данные статистики.

“Тенгрианство – это мировидение людей, имеющих дело с обширным пространством, – ввел в курс дела Мурат Ауэзов. – Ахмет Яссави и его последователи – суфии – синтезировали лучшее в исламе с тенгрианством”. Суфизм – это индивидуальный путь приобщения к Богу-истине. “Наш ислам очень органично переплетен с тенгрианскими представлениями”, – считает г-н Ауэзов.

Когда был поднят вопрос последних репрессий против суфиев в республике, Мурат Ауэзов не стал давать комментариев и оценок.

“Все веры хороши. Мне интересно не то, что вера предлагает, а как она работает, как живет”, – подчеркнул гость “АйтPARKа”.

Модератор поднял проблему клановых делений в правящей элите: “Может элита уже начала делиться по идеологическим вещам?” – “Я не думаю, что власть делится на группировки. Человек лишенный вкуса, с грубой душой в принципе не может определить свой берег”, – ответил президент Фонда имени Мухтара Ауэзова.

Представителей властной элиты, которые хвастаются своим богатством и вызывающей роскошью, г-н Ауэзов с одной стороны относит к продукту феномена временщиков, а с другой “складывается тип людей, для которых чувство раскаяния, покаяния, совестливости перестает быть нормой”. Общественный деятель уверен, что всем им воздастся по грехам. Из зала поинтересовались, когда же наступит это воздаяние. “Очень многие из этих людей несчастливы. Вы не знаете об этом”, – вступил в разговор модератор дискуссионного клуба. “Время безжалостно, оно убивает их души, разрушает отношения”, – акцентировал гость “АйтPARKа”.

“Насчет Советского Союза лично я никак не ностальгирую, – заявил Мурат Ауэзов. – Душа – она крылата, без этого она не душа. Эти крылья крепко связывали, если не отрубали”. Советский период для него – это “массированное уничтожение в человеке человеческого”. Насчет ностальгических настроений по СССР среди части общества, культуролог подчеркнул, что “кто-то так думает, а кто-то на этом играет” и здесь важно различать.

Сам г-н Ауэзов еще в 1975 году выступил на пленуме Союза писателей Казахской ССР, где призвал освещать трагические моменты истории – голод и репрессии 30-ых годов, потому что когда “наваливают камни молчания – это дает энергию преступлению”. Во время 5-ой конференции писателей Азии и Африки, он со своими соратниками активно переводил те работы и материалы, которые связаны с деколонизацией.

“Я противник Таможенного союза, но я не экономист”, – определил свою позицию Мурат Ауэзов. В данной межгосударственной структуре ему не нравится то, что она “отрывает Казахстан от Центральной Азии”.

“Китай – это незыблемая, неустраняемая данность, – подчеркнул гость дискуссионного клуба. – Мы должны делать все, чтобы бездарно не проигрывать все полемические споры вроде трансграничных рек”. В Казахстане нужен полноценный исследовательский центр по Китаю, а для его создания требуется политическая воля. “Уйгурам приписывается то, чего они на самом деле сегодня не делают. Специально для того, чтобы вбить клин между казахами и уйгурами”, – обратил внимание г-н Ауэзов.

Насчет возвращения головы Кенесары хана общественный деятель отметил, что “нужен не череп Кенесары, а его воля борьбы за эту землю, решимость – человек был очень решительный”.

К тому, что физики занимаются историей, а историки физикой, Мурат Ауэзов относится положительно: “Люди синкретического ума сделали много полезного для человеческой цивилизации”.

На вопрос студента “может вернуться от кредитной системы образования к линейной”, гость “АйтPARKа” заметил, что в Казахстане “абсурдно говорить о системе образования”, где за 20 лет сменилось 13 министров. Сам он ратует за самообразование. “Когда будем менять всю систему, тогда и образование поменяем”, – прогнозирует г-н Ауэзов.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена