Премьер в роли «щегла»

Обзор русскоязычных "толстушек"

Эта неделя, как, впрочем, и вся позапрошлая, прошла под знаком травли Касымжомарта Токаева — премьер-министра нашего прекрасного государства под гордым названием Республика Казахстан. Причем его «мочит» как отечественная пресса, так и оппозиционная, включая и зарубежные источники информации в лице сайта «Евразия». Последний источник так и пишет: «Слухи о скором уходе Токаева уже активно циркулируют в Астане» (Н.Фомин, «Цетральноазиатский бюллетень» от 10.02.2000 г.). Такие же слухи транслирует еженедельник «СолДат» — как на русском, так и на казахском языках… Пока трудно определить, в чем заключен кайф «делать» действующего премьера оппозиционером, выступающим под флагом г-на Кажегельдина, а вот из-за чего бьют Токаева русскоязычные «толстушки» «Время» и «Караван» (напомним, наиболее тиражные издания республики), предположить можно…

Великая сентенция «Большая нефть всегда пахнет большой политикой» многое объясняет, если говорить о том давлении, которое пресса оказывает на премьера. Помнится, сначала К.Токаев попал под обстрел в связи с решением правительства ввести квоту на экспорт сырой нефти. После чего его обвинили в лоббировании интересов компании «Аксесс Индастриз». Не хотелось бы делать однозначных выводов, но давайте сопоставим некоторые вещи. Существует мнение, что предшественник Токаева лоббировал интересы нефтяных фирм «с мировым именем», а сам Токаев — интересы «Аксесс Индастриз». А что есть такое «Аксесс Индастриз»? Это Экибастузский угольный бассейн. Всему комплексу красная цена в базарный день — не более 350 млн. долларов. В советское время казахстанский уголь с указанного месторождения нужен был был для того, чтобы беречь более качественный кузбасский уголек, и в основном он направлялся в печи Уралмаша. Тогда-то и был «базарный день» для Экибастуза. Сегодня спрос упал. Поэтому и инвесторы часто сменяли друг друга в Экибастузе. Маловыгодный, проще говоря, бизнес. Другой разговор — наша казахстанская нефть. Пусть плохого качества и т.д. Но это — нефть. Этим все сказано. В мировой нефтяной экономике иной раз простое движение бумаг, подписание какого-нибудь документа имеет цену в 350 млн. долларов. Одним словом, там масштабы другие. И вот теперь, когда Токаев заговорил о нефтяных дивидендах, которые, по идее, должны иметь казахстанцы, его стали упрекать в… неподъемности такой задачи: «С кем и с чем осмелился разбираться премьер-министр? Он считает необходимым просветить каждую (!) нефтяную компанию, а это (если у правительства хватит отваги) означает, что государственная власть хочет покопаться в кошельке ойл-капитала и показать ему, кто реальный хозяин в нефтяной лавке Казахстана». Любопытно, что данная каравановская статья (номер от 25.02.2000 г.) «Премьер Токаев напал на «нефтяную» жилу», откуда взята вышеприведенная цитата, дана под рубрикой «Фигня недели». Но ведь если подходить объективно к тому, что пытается сделать премьер Токаев, то даже малопосвященному обывателю становится понятно, что это — далеко не «фигня»! Что мы видим? Правительство, в частности сам глава кабинета, пытается упорядочить нефтяные дела, и не более… Понятно, что такая идея не пришла в голову Токаеву самостоятельно, он выполняет установку — скорее всего, президентскую (больше некому давать такие установки!). Но на любую установку всегда найдется другая установка. Что мы и наблюдаем в ситуации, в которой оказался Токаев. Он похож на того молодого солдата, «щегла», который в любом случае получает оплеуху, как бы хорошо и быстро он ни выполнял команду «смирно»… либо «вольно».

Еще дальше в игре под названием «сделаем дурака из премьера» пошло «Время» (см. номер от 24.02.2000 г.). Поиски пропавшего миллиарда долларов закончились тем, что газета прямым текстом начала «отмазывать» зарубежных инвесторов, или, как называет ведущий рубрики «Дурацкие вопросы», «публичные фирмы с мировым именем». Понятно, что речь идет не о китайской Национальной нефтяной компании, обосновавшейся на Мангышлаке, а строго о западных компаниях. Каким же образом идет их «отмазка»? Оказывается, во всем виноваты местные: «странная на первый взгляд закономерность: самыми высокими были цены у известных международных компаний, а больше всех демпинговали государственные, отданные в управление». Иначе говоря: грех наш, а не иностранцев — они, наоборот, чисты и, соответственно, честны. Если следовать такой логике, получается: что хочешь делай, но зарубежного инвестора — ни-ни! Между тем если наводить порядок, то жучить надо всех, ибо грехов и за крупными транснациональными корпорациями хватает. Кстати, у «Времени» также проскользнули аналогичные «каравановским» мысли, убеждающие публику в бесполезности попыток что-либо изменить в нефтяном секторе экономики. Так, некий человек, отрекомендованный в качестве весьма посвященного в тайны нефтяных дел информатора, посоветовал «Времени» больше не искать «утерянный» один миллиард долларов, поскольку «…концов все равно не найдете». Спрашивается, ради чего «Время» в таком случае огород городило со своим «нефтяным расследованием»? Неужели только ради того, чтобы в итоге встать стеной на страже реноме международных нефтяных гигантов?

Пока вдали от серьезных PR-битв — если не считать лояльное отношение к Ассоциации рынков и предпринимателей Казахстана, обвиняющих хозяев крупных гипермаркетов типа «Рамстор» в недобросовестной конкуренции — находится скромный (тираж 10 000 экз.) еженедельник «Газета для босса». Но газета старается отслеживать не только экономическую жизнь, но держать руку на политическом пульсе. Несмотря на тот факт, что глава государства пока отверг идею выборности исполнительной власти на местах, «ГДБ» (от 22.02.2000 г.) провела опрос среди нескольких политиков и представителей среднего бизнеса по данному вопросу. Лишь один из опрошенных согласился с президентом страны, да и тот оказался представителем партии «Отан»…

Прооппозиционная республиканская еженедельная газета «Начнем с понедельника» (№ 8 от 25.02.2000 г.) не согласна с президентом Нурсултаном Назарбаевым, сказавшем, что: «Независимые СМИ потому и независимые, что от них ничего не зависит». По мнению главного редактора этого издания г-жи Марченко, от выступлений именно независимой прессы кое-что в мире может меняться, а вот от самой власти зависит судьба только самой независимой прессы. Свидетельством тому, что прессе, тем паче независимой, что-то удается сделать полезного для общества, является тот факт, что: «Газета «Начнем с понедельника» и «малый» предприниматель Василий Резван (чьи жалобы на контролирующие органы взял на контроль сам глава государства. — Прим.) попали в «десятку»! Президент поддержал их обращение!».

Русскоязычные полосы «СолДата» несколько ожили, после того как в русскоязычной редакции стал работать новый корреспондент — Асхат Шарипжанов. Как бывший телевизионщик, журналист «вытащил» на интервью другого, в свое время достаточно известного телевизионного журналиста — Гульжан Ергалиеву, ныне члена Политисполкома партии Народный конгресс Казахстана. По ее мнению, «игнорировать оппозицию уже невозможно», и власти просто обязаны включиться в диалог, который предлагает вести Форум демократических сил Казахстана. Она, кстати, очень высокого мнения о лидере партии НКК и считает, что даже нахождение его за границей на дипломатической работе «не мешает Олжасу Омаровичу успешно руководить НКК». В таком своем твердом убеждении она напоминает членов кажегельдинской партии — РНПК, которые точно так же чтят своего «забугорного» лидера. Аналогии, что называется, налицо.

Абсолютно противоположного мнения (в том смысле, что демократы чего-то стоят) придерживается еженедельник «Доживем до понедельника» (от 24.02.2000 г.). В репортаже с пресс-конференции, озаглавленном не иначе как «Дурдом демократии-3», под придуманными (Кеттык Вандам и т.п.), но легко угадываемыми именами высмеиваются всем известные персоны оппозиции, входящие в Форум демократических сил Казахстана. Если говорить о «серьезных» материалах, то они размещены в приложениях, которыми полон «Доживем до понедельника» — «СолДат», «Гюрза». Журналист Диляра Маметбакиева дает собственное видение проблемы, связанной с арестом бывших кажегельдинских телохранителей и пресловутого незарегистрированного огнестрельного оружия. Он вообще ставит проблему в иной плоскости, чем члены РНПК. Если, по мнению журналиста, непонятно как связавшийся с кажегельдинцами Мадел Исмаилов не может ответить на простой вопрос — где копия документа, по которому арестованные все-таки сдали оружие, то как понять слова Сейдахмета Куттыкадама, который однажды заявил журналистам, что, отправляясь за рубеж, Кажегельдин сдал все оружие в Нацбанк РК? Таким образом, «где скрывается правда и где же все-таки хранится настоящее оружие Кажегельдина?». Что и говорить, вопрос поставлен, по крайней мере, очень занимательно.