Пенсионные страсти, или Куда девать деньги?

Стремительно стартовавшая в 1998 году пенсионная реформа в Казахстане отметила в этом году свое трехлетие. В принципе, отцы-матери пенсионной реформы уже в прошлом году объявили, что реформа эта уж и не реформа вовсе – а состоявшаяся новая накопительная пенсионная система. То есть реформа прошла удачно (как отмечают международные специалисты – весьма удачно), и теперь накопительная система со скрипом, но работает. “Почему со скрипом?” — спросит недоуменный читатель… Да потому что показатели весьма высокие – за три года объем пенсионных вкладов достиг 136 миллиардов тенге, однако деньги эти по большей части не работают… Впрочем, об этом мы поговорим позже, а пока давайте посмотрим, как проходит пенсионная реформа в странах бывшего соцлагеря – думается, это поможет нам понять собственные ошибки в реформировании.


Россия


В России сейчас проживает окола 145 миллионов человек. Трудоспособного населения из них – 86,3 миллиона. Пенсионная система в России – двухуровневая. Первый уровень – это государственные пенсии, выплачиваемые пенсионным фондом РФ. Пенсионное законодательство для россиян – китайская грамота, большинство пенсионеров даже не понимают методику расчета пенсий. Минимальный размер пенсий составляет 600 рублей в месяц, приблизительно 20 долларов США.


Уровень второй представлен негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Их деятельность тщательно контролируется государством, а взносы, поступающие в эти финансовые институты, исключительно добровольные. Второй – добровольный накопительный – уровень пока еще не получил должного развития. В этом году в России было зарегистрировано 256 НПФ с активами более 23 миллиардов рублей. Негосударственную пенсию получают менее 300 тысяч человек, ее средний размер не превышает 200 рублей.


Используя опыт добровольной накопительной системы, существующей в РФ, и ошибки, совершенные в реформировании пенсионной системы в 95-ом и 98-ом годах, правительство России активизировало свои действия по проведению новой пенсионной реформы. В идеале новая пенсионная система должна будет выглядеть следующим образом. Социальная пенсия гарантируется всем, кто не имеет иных источников существования. Отработавшие не менее пяти лет имеют право на трудовую пенсию. Она состоит из трех частей: базовая часть, единая для всех; страховая часть – она зависит от стажа и средней заработной платы; и накопительная часть – зависит от результатов инвестирования некоторой части взносов. Первые две части выплачиваться будут за счет текущих поступлений (налогов), третья же строится на принципах добровольного накопления. То есть хочешь откладывать деньги на безбедную старость – откладывай, тебе воздастся, не хочешь – дело твое. Участвовать в третьей – накопительной – части по плану должны уже существующие НПФ.


Украина


На Украине тоже система добровольных пенсионных вкладов. Украинские финансисты задумали смелый эксперимент – вложение пенсионных средств в жилищное строительство. Подобный путь реформирования пенсионной системы представляется украинцам наиболее перспективным. Был разработан Закон “О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании “Киевгорстрой”. Средства, привлеченные на пенсионные счета банка “Аркада” – разработчика закона, – направляются исключительно на долгосрочное кредитование жилья под залог этого самого жилья. Банк полностью контролирует возвратность кредитов. Так как перечисления на пенсионные счета производятся исключительно добровольно, то и сами вкладчики заинтересованы в приросте своих вложений. Кроме того, украинским правительством утверждены льготы как для вкладчиков, так и для предприятий, перечисляющих вклады своих работников. Так, например, средства, перечисляемые на пенсионные счета, полностью освобождены от уплаты подоходного налога и обязательных государственных платежей.


А что у нас


Вернемся к нашим баранам, то есть к нашей пенсионной системе. 1 января 1998 года в силу вступил новый Закон “О пенсионном обеспечении”, по которому вся трудоспособная часть населения Казахстана автоматически стала участником новой пенсионной системы. С того дня 10 % от каждой заработной платы каждого трудящегося предприятия работодатели стали обязаны перечислять на персональные пенсионные счета. И за три года вырос огромный денежный ком – 136 миллиардов тенге, как говорилось выше.


Сегодня трудоспособного населения в Казахстане – 8,6 миллиона человек. 4,2 миллиона – работающие. То есть те, кто перечисляет деньги на пенсионные счета. Остальные – не охваченные накопительной пенсионной системой безработные и, как выражаются в Комитете по регулированию деятельности НПФ, самозанятые. То есть люди, имеющие случайный доход – торговцы семечками, носильщики на вокзалах, мелкие распространители газет и т.п. Что будет с ними, отверженными пенсионной системой, непонятно.


Так же непонятно, как заставить огромную сумму денег работать на реальный сектор экономики, как предполагалось в идеале. Государственные контролирующие органы очень строго следят за деятельностью КУПА (компаний по управлению пенсионными активами), занимающихся вложениями пенсионных средств в различные финансовые инструменты. И в случае чего бьют по рукам – туда инвестировать нельзя, здесь перебор во вложениях. Составленный Национальной комиссией по ценным бумагам инвестиционный портфель для пенсионных фондов четко регламентирует, куда и сколько денег можно инвестировать. В результате 65% всего объема пенсионных накоплений вложены в государственные ценные бумаги. А это значит, что мы, как всегда, расплачиваемся за долги нашего государства деньгами, которые нас заставляют откладывать себе на безбедную старость.


В заключение хочется пожелать, чтобы реформа наша не оказалась очередным финансовым пшиком, и чтобы финал всего этого не оказался таким же, как в притче о Ходже Насреддине и осле эмира, которого Ходжа учил читать Коран: “А через десять лет кто-нибудь из нас умрет – либо я, либо эмир, либо осел – тогда и разберитесь, кто из нас лучше знал Коран…”