Амнистия – это хит. Но не аллилуйя-бестселлер

С чистого листа… Ой ли?


Безусловно, информационным хитом прошлой недели по праву стало завершение амнистии капиталов… Дополнительные 10 дней и клич шефа Мингосдоха оказались как нельзя кстати. Чуть менее 20 миллионов не хватило до запланированных полмиллиарда. Наиболее весомый вклад наличкой составил 800 тысяч. Как говорится, мы подозревали, что среди нас есть такие граждане. Об итогах амнистии сообщили практически все “толстушки”.


Экономический обозреватель “Столичной жизни” (19.07.01) Андрей Жданов вспомнил о клятве Григория Марченко, которую тот дал принародно в 1999 году, когда вновь оказался во главе Нацбанка РК. Суть клятвы сводилась к тому, что главный госбанкир страны сбреет свою бороду как только депозиты казахстанцев достигнут миллиарда в твердой валюте. С учетом возвращенных теневых денег миллиард, судя по утверждениям обозревателя, нащелкало, и теперь г-н Марченко может выбриться до синевы. Также журналист “Столички” нелицеприятно высказался в адрес коммунистов, чей партийный босс Серикболсын Абдильдин на своей пресс-конференции подал идею правительству использовать собранные средства “в реальной экономике и сфере социальной защиты населения”. Тем самым он призвал к отъему денег у тех, кто поверил Зейнулле Какимжанову. В астанайской “Aзамат TIMES” (19.07.01) по этому поводу, помимо репортажа Тимура Кусаинова, высказался и ведущий рубрики “Макроволновка” Тулген Аскаров. Он в целом очень комплиментарно оценил само мероприятие как таковое: “Во-первых, многие страны делают это <…> во-вторых, легализация в большей степени все же не политическая акция, а своеобразная сделка государства с бизнесом; в-третьих, легализация прошла настолько спокойно и организованно, что сразу стало ясно – в Казахстане за последнее время произошли значительные перемены не только в экономике, но и в обществе”. Отдельной похвалы заслужили З.Какимжанов, “легший на амбразуру общественного мнения” и Г.Марченко, который, будучи несогласным с идеей амнистии, тем не менее помог сделать сам процесс комфортным для осмелившихся сдать спрятанные до поры до времени средства. Кроме этого, в таком же позитивном ключе Т.Аскаров отметил введение единой компьютерной системы, о внедрении которой сказал министр финансов Мажит Есенбаев. Система позволит контролировать все “денежные операции каждого из госучреждений, что позволит вести учет движения денег по всей вертикали бюджета — от столицы до сел и аулов”. И вроде как теперь гораздо трудней будет чиновникам “запускать руку в казну”. Но, как это будет на самом-то деле, покажет время. В конце концов компьютерные системы работают не сами по себе: а альянс спеца по “железу”, программиста, рыбака-чиновника, сидящего у финансового потока, и хитромудрого банкира могут творить чудеса.


Кстати, говорить, пусть даже ссылаясь на слова главы государства о том, что “С этого момента история отечественного бизнеса начнется с чистого листа” (так заканчивается репортаж Т.Кусаинова.-Прим.), тоже рановато. Легализация пришла и… ушла, а налоговый пресс как официальный, так и неофициальный сохраняется, соответственно кардинально ситуация для многих предпринимателей не меняется. Значит, в дело неизменно вступят привычные схемы укрытия доходов, и вряд ли вся эта механика застывала хоть на сутки, хоть в те тридцать дней, пока шла амнистия…


Если журналист А.Жданов укорил коммунистов, то журналист Виктор Сапожников из Республика 2000 в XXI веке (19.07.01) косвенно поддержал коммунистическую точку зрения. В своей статье “Закон для воров”, в которую вмонтирован небольший соцопрос населения, автор, не церемонясь, заявляет: “После того как швейцарские власти арестовали банковские счета нескольких казахстанских чиновников <…> правящая элита всерьез задумалась о безопасности своих “кровных” накоплений. Ведь не секрет, что владельцы всех “грязных” счетов из Казхстана так или иначе связаны с властной верхушкой республики. Вот тогда-то и запели “слуги народа” об обиженных бизнесменах, <…> Вопрос напрашивается сам собой. Кто эти финансовые гении, которые смогли за такое короткое время миллионы заработать <…>? Только вот чиновники наши и есть те несправедливо обиженные бизнесмены. И легализовали они собственные капиталы, дабы спасти их от длинных рук швейцарской прокуратуры”. Как любая версия, такое видение имеет право на жизнь. Но что-то не очень-то густо пришло денег из-за границы – всего 50 миллионов.


“Караван” (20.07.01) пером Татьяны Костиной спокойно подвел итоги амнистии. Вместе с тем некоторые замечания оказались довольно жесткими: “…время для легализации, по мнению аналитиков <…> выбрано крайне неудачно. Евросоюз борется с отмыванием “грязных денег”, Россия принимает закон о борьбе все с теми же капиталами, в разгаре процесс г-на Бородина”; или “Скомпрометированное имя министра – это уже другая история. Московские коллеги, увидев заявление про “схемы” в сводках новостей, не верят своим глазам и перезванивают в казахстанские столицы. Никто не верит, что министр остается на своем посту”.


Наиболее сухо отреагировали на подведение итогов “MN Новости недели” (18.07.01). Зато более подробно этот еженедельник остановился на встрече главы государства с “лидерами отечественного предпринимательства, представлявшими 25 частных компаний, функционирующих в разных секторах экономики”, которая тоже была связана с проходившей в тот момент легализацией. По этому поводу в финале своей корреспонденции журналист “НН” заметил: “Не знаю, о чем думали представители нашей бизнес-элиты во время и после встречи. Шли они на нее, судя по всему, чтобы просить очередную порцию преференций и советов, испросить согласия, куда им вложить их, по сути, пока небльшие деньги, чтобы получить гарантированный возврат. Уходили, возможно, другими людьми. В скором будущем, похоже, нам суждено будет узнать, кто из них действительно предприимчив, а кто лишь отработанный постперестроечный материал”. А Нурлан Махмудов по следам втсречи взял интервью у главного организатора этой встречи Булата Абилова. Известный всей стране бизнесмен, а ныне депутат парламента уточнил, что журналисты вырвали из контекста встречи “жареные” эпизоды”, в то время как “тональность встречи была очень доброжелательной”. Единственное что забыл добавить Б.Абилов, что доброжелательным разговор был, но тот, который проходил без свидетелей, т.е. без журналистов…


Одним словом, амнистия прошла, и никто не пел аллилуйю…


Генофонд пришел в негодность


Казахстан на пороге демографических проблем. Народ стал меньше рожать, а тот, который рожает, нездоров сам и производит на свет ослабленное потомство. Общая социально-экономическая ситуация такова, что появилась масса семей, в которых у детей нет нормального детства…


В “НН” журналист Александр Габченко приводит печальную статистику: только в Алматы, наверное, самом благополучном городе РК, одна из трех беременностей заканчивается рождением ребенка. В Казахстане по-прежнему действует так называемая “абортная культура репродуктивного поведения”. Женщины делают аборт как официально, так и нелегально. В прошлоам году в Алматинский департамент здравоохранения зафиксировал 21 криминальный аборт. Покопавшись в данной проблематике, журналист делает совершенно верный вывод: “В стратегии “Казахстан-2030” стране предопределено к известному сроку иметь население в двадцать пять миллионов человек. При нынешнем уровне абортной культуры возможность исполнения этого показателя вызывает сомнения”.


Не менее печальную статистику приводит “Караван”. Практически все регионы страны испытывают жуткие проблемы с сохранением жизни новорожденных. В самой новой столице, где возводятся в пожарном порядке здания “Казахойла” и пр. национальных компаний, новой президенсткой резиденции, никто не удосужился позаботиться, чтобы в планы застройки внесли строительство родильного дома. Два действующих родильных дома работают с нагрузкой, и повышается угроза потери новорожденных от извечных “болячек” казахстанских больниц – сепсиса и различного рода инфекций… “В прошлом году Казахстан потерял 4148 младенцев до года. А за первый квартал нынешнего – уже 996”. О том, что творится в семьях, где уровень жизни крайне низок, рассказывается в материале Татьяны Тен. В Караганде и Темиртау таких семей с избытком – здесь дети болеют и умирают от недостатка питания: “Главный педиатр Карагандинской области Тамара Вощенкова назвала две основные причины детской смертности: голод и социальная апатия”.


Главный акушер-гинеколог департамента здравоохранения Алматы Лязат Актаева говорит: “Только 20 процентов беременных считаются сегодня относительно здоровыми. Это значит, что все остальные уже попадают в группу риска в плане производства здорового потомства. Ведь главная причина младенческой смертности – это перинатальное, то есть предшествующее рождению, состояние, которое в значительной мере связано со здоровьем матери <…> К тому же примерно70 процентов женщин репродуктивного возраста живут в состояни и затяжных психоэмоциональных и социальных стрессов, вызывающих рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств”. Вот таков портрет современной казахстанской женщины, хранительницы генофонда…


“Худышки” верны себе


На неделе в свет вышли очередные номера “худеньких” малоформаток: “Культура”, “Наш мир” и “Казахская правда”.


“Культура” (№8/2001), кажется преодолевшая былые финансовые проблемы и теперь старающаяся ритмично издаваться, все-таки оправдывает свое название, предлагая читателю довольно интересное чтиво в русле своего направления и тематики.


Происламский и протюркистский “Наш мир” (№7/2001) тоже верен себе. В газете: статья о тюркском ученом Махмуде Кашгари, антиглобалистский материал Орхана Карабааги, в котором повествуется о жизненном пути знаменитого исламского интеллектуала Роже Гароди.


“Казахская правда” (№?/2001) профессора Алдана Аимбетова, несмотря на трудности и судебные иски, продолжает печься о великоказахской гордости в пику всяким там проимперским вступлениям российской прессы. Первая полоса газеты отдана полемике с В.Трепавловым, автором статьи “Был ли Казахстан российской и советской колонией?”, которая была опубликована в “Российской газете” от 3 мая текущего года. А.Аимбетов считает, что “…Казахстан не был кремлевской колонией, ибо в колониальных странах все же правят представители аборигенов. Казахстан был просто аннексирован и превращен в малую Россию…”. Но еще более возмущает старого профессора послесловие к статье, где говорится “Отчего тот же Казахстан, до советского периода никогда не существовавший как самостоятельное государственное образование, имеет не какую-то иную территорию, а именно ту, которой располагает?.. Редакция намерена опубликовать серию материалов, в которых … попытается не только объяснить существующее положение вещей, но и предложить рецепты его возможного исправления”. На что “КП” отвечает: “<…> данное обещание явно отдает намерением распространить сепаратистскую и экстремистскую идею в отношении Казахстана. Подобная позиция прессы и порождает в СНГ антироссийские настроения. Желание заручиться поддержкой других сверхдержав. По логике вещей запугиваемые Россией молодые государства денно-нощно должны будут исполнять “Боже, Россию покарай!”. Этого ли добиваются “друзья России”?” Также главный редактор “Казашки…” опубликовал отрывок из аналитического труда Ермека Нарымбаева: “Перевес русской диаспоры по численности над казахами в отдельных регионах – это, конечно, не обязательный признак угрозы сепаратизма, но (согласитесь) это — первое необходимое условие для его возникновения. Отсюда постоянная актуальность проблемы изучения этнодемографической структуры страны в разрезе “казахи- русские”. Это, так сказать, наш ответ “лорду Керзону”.