Экономическая стабильность. Истина и мифы В предыдущий обзор не попал номер еженедельника “Туркicтан” от 1 сентября, поэтому мы рассмотрим два номера. А они оба были достаточно интересными. В них подряд были опубликованы две аналитические статьи, камня на камне не оставляющие от той благостной картины стабильности, которую старательно рисует правительство, банкиры. Такие материалы в казахской прессе — большая редкость и, когда они появляются, то эти издания сразу перевешивают все четыре номера, к примеру, официозного “Егемен Казакстан”. В своей первой статье под названием
Хвала и хула
“Благодаря” суду над Акежаном Кажегельдиным фигура мэра Алматы Виктора Храпунова, и без того всегда находящегося в фокусе внимания, стала одной из самых упоминаемых в СМИ. Более того, мэр оказался предметом информационной войны. Еженедельник “Столичная жизнь” выступил против “недружественных” в отношении мэра изданий. Но это в мире русскоязычной прессы. Но лед тронулся и в казахскоязычных масс-медиа. Если крупноформатный “Казакстан” несколько раз “наезжал” на Виктора Вячеславовича, то первым среди казахских газет “впрягся” за мэра южной столицы “Жас казак унi” (06.09.01). Казыбек Иса, кстати, главный редактор этой потихоньку утверждающейся на арене казахскоязычных СМИ газеты, в своей статье “Энергичный аким” нарисовал весьма позитивный портрет своего подзащитного. По мнению автора, именно при Храпунове к Алматы стала возвращаться слава южной столицы, поскольку улучшился один из главных показателей — дороги стали намного цивилизованнее. Появились новые транспортные развязки. В дохрапуновские времена лишь когда отмечался чей-то очередной юбилей, то на проспекте названного в честь юбиляра появлялись дорожные рабочие. Ни при Нуркадилове, ни при Кулмаханове соборная мечеть не была построена. Именно при руководстве Храпунова вновь распахнул свои двери театр оперы и балета им. Абая. Сегодня в городе строятся три школы и один пансионат для престарелых на 350 мест. Одним словом, лучшего мэра и не стоит искать, а что касается ошибок, то у кого их нет. Единственное пожелание автора — это ограничить возникновение бензозаправок и приструнить преступность…
Доброе слово о первых руководителях в казахскоязычной прессе не редкость. Но есть личности, о которых пишут даже больше, чем о руководителях, но их никогда не хвалят, их все больше подвергают остракизму. Именно к таким персонажам можно отнести историка, ныне тесно занимающегося политикой, Нурболата Масанова. Ему вновь припомнили учебник “История Казахстана: народы и культуры”, в котором Масанов написал раздел по казахам и интервью в еженедельнике “Время” “ВсеМифная история”. Аманхан Алим, старый критик Масанова, в своей инвективе, напечатанной в “Казак эдебиетi” (07.09.01), начинает с эпиграфа, куда внесено изречение знаменитого тюрколога и востоковеда академика В.В. Бартольда “Для понимания истории народа и его культурной жизни нужно знать его язык”. Иначе говоря, указывается главный недостаток Масанова – незнание казахского языка. Далее А.Алим опирается на тезисы Льва Гумилева. Призывает казахстанских историков и прежде всего “главного историка” Манаша Козыбаева к тому, чтобы те дали отпор лживой истории Масанова.
Квартирный вопрос – казахский вопрос
Несколько номеров тому назад в “Казак эдебиетi” была опубликована запись “Круглого стола”, на котором молодые литераторы делились своими мыслями о творчестве, жизни. И некоторые из них с горечью отметили, что бытовые условия, в частности, начинающиеся с того, что у многих нет собственной крыши над головой, не способствуют творческому росту. Это признание вызвало много откликов. В том же “Казак эдебиетi” и “Алтын Орде” некоторые высказали мысль, что бытовые условия не помеха для творчества. Против этого выступил в “Алтын Орде” (31.08.01) известный литературовед Таласбек Асемкулов. В истории мировой литературы есть немало дарований, которые нищенствовали, имели в своей жизни очень тяжелые отрезки. Но куда более фактов о том, что многие жили изначально неплохо и еще до своего писательства имели средства для весьма и весьма сносного существования . Что касается тяжелой доли большей части казахской интеллигенции, так бесквартирье всегда было ее бичом. В советскую эпоху это имело одни причины, сегодня – другие. Например, Т.Асемкулов замечает, что главной причиной в советское время была установка высших союзных властей на ограничение прописки для коренной нации. Такая установка касалась даже тех, кто стоял в очереди на квартиру. Тогда сплошь и рядом наблюдалась такая тенденция: человек стоит в очереди десятилетиями, успевает состариться, а какой-нибудь приезжий, прибыв на предприятие из-за пределов Казахстана, получал квартиру. Но даже при советской власти тогдашние законы позволяли по-честному получить жилплощадь. В том числе большинству молодых литераторов, но тут в дело вступала уже власть агашек, элиты, т.е. власть неформальная, которая выжимала из возможностей советской власти в квартирном вопросе все до капли, ничего не оставляя молодым. В частности, Литературный фонд при Союзе писателей Казахстана, который по идее должен был распределять блага прежде всего среди наиболее обездоленных, превратился в организацию по раздаче квартир “классикам”, а потом их детям и внукам. Создавалось впечатление, что советский тоталитаризм научил казахскую верхушку (в данном случае литературную) создавать проблемы своим же соплеменникам. Прорваться молодым к руководству Союза писателей не представлялось возможности. В начале восьмидесятых первым руководителем был Олжас Сулейменов, и у него было два помощника, которых легче назвать охранниками, отсекавшими неизвестных в литературном мире просителей от первого. Одним из таких церберов был тогда ныне известный всем оппозиционер Бигельдин Габдуллин. Также автор вспоминает характерную картину тех времен, как однажды к первому секретарю Правления Союза писателей Олжасу Сулейменову заявился аксакал, перешагнувший шестидесятилетний порог, известный литератор. Его, видите ли, очередная жена выперла, а он, благородный рыцарь литературы, подарил ей квартиру и пришел за новой. Даже Олжас такого хамства не выдержал и сказал ему: “Аксакал, вы столько уже квартир получили. Подумайте о бездомных своих коллегах”, тот в ответ: “Куда же я пойду теперь?” — “Пока отдохните в Доме творчества, что-нибудь придумаем…”. Автор статьи резюмирует: “Скольким нашим тогда уже немолодым по годам ребятам сломали жизнь наши “классики”, не знает никто”. Сам Т.Асемкулов признается, что тоже долгое время ходил без крыши над головой, в конце концов счастье улыбнулось и ему: “Но я никогда не забываю, что точно так же сейчас ходят мои младшие коллеги. Я получил квартиру. Но на этом пути скольких товарищей я потерял. Мастер народного прикладного искусства Арыстан Хасенов умер, обивая порог Министерства культуры. Поэт Лесбай Оспанов умер на руках семьи в однокомнатной секции общежития телевидения… ”. Любой крупный город, а тем паче Алматы, это сосредоточие культуры, сюда тянутся молодые таланты. Для них квартирный вопрос часто превращается в вопрос жизни и смерти, в философский вопрос…