Вышедшая на днях в свет книга воспоминаний “Марат Оспанов” не дает мне покоя. Взбудоражила, напомнила все, что связано с Верховным Советом 12-го созыва и становлением парламентаризма в Казахстане. А было связано многое. Так получилось, что я, стажер “Казахстанской правды”, с октября 1990 года стала парламентским корреспондентом газеты. Татьяна Квятковская, заведующая отделом газеты, посоветовала обратить внимание на нескольких депутатов и среди них на Марата Оспанова. К тому времени и сама я уже присмотрелась и обратила внимание на энергичного человека средних лет, который вместе с моим земляком Ермуханом Ертысбаевым оказался в самом центре парламентской жизни. Они и еще несколько человек были заводилами и постоянно выступали с новыми инициативами. И надо сказать, к их словам прислушивались не только депутаты, но и глава государства. Понятно, что эти люди обращали на себя внимание и журналистов.
Естественно, что взять интервью у Марата Оспанова я согласилась сразу. Однако с тем интервью вышла целая история. Осенью 1990 года увидеть развал КПСС и распад СССР могли немногие. Это сегодня все бьют себя в грудь и говорят о том, что они предвидели такое. А тогда только единицы осмеливались говорить о неизбежности развала СССР. В своем первом для республиканской газеты интервью Марат Оспанов говорил как раз об этом. Понятно, что партийно-государственная газета, каковой являлась “Казахстанская правда”, такое напечатать не могла. Публикация появилась лишь в декабре 1990 года после двух месяцев споров в редакции.
Марат Турдыбекович прочитал интервью в вагоне поезда, уносившего его в родной Актюбинск. Он рассказывал мне позже, что ему хотелось бегать по вагону и кричать: “Читайте, так и будет, как я сказал”.
Так оно и вышло. Советский Союз развалился, а вместо КПСС у нас аж 19 партий действуют. Одну из них перед кончиной возглавил вместе с Сергеем Терещенко Марат Оспанов.
… Книга воспоминаний о Марате Оспанове вышла в серии “Жизнь замечательных людей”. Он и на самом деле был замечательным человеком – одним из тех, отсутствие которых мы ощущаем все больше с течением времени.
Книга получилась неровной, если честно. В ней есть воспоминания самых близких людей, боль которых острее воздействует на нас. Пронзительны по чистоте, искренности строчки воспоминаний об отце дочери Айжан. Марат Турдыбекович очень любил ее, он вообще мог часами рассказывать о своей семье. Помню, как он не единожды рассказывал мне о том, как он познакомился со своей женой и годами завоевывал ее.
Пожалуй, лучшими получились первые две главы, в которых воспоминаниями о Марате Турдыбековиче делятся парламентарии, государственные чиновники, однокурсники. Нургали Мамыров, ректор Казахского экономического университете им. Т.Рыскулова, приводит цитату из Оспанова: “Я желаю верить, что мы будем жить в обществе, которое достойно человека”. Всеми силами он стремился способствовать созданию такого общества. Марат Оспанов считал, что наилучшим для нашей страны станет создание парламентской республики. В парламенте он был на месте и в нашем сегодняшнем парламенте его отсутствие заметно бросается в глаза. О роли Марата Турдыбековича в становлении парламентаризма очень хорошо рассказали Мырзагельды Кемел – депутат мажилиса и Болат Жанасаев – командующий внутренними войсками и бывший депутат Верховного Совета 13-го созыва.
В книге есть очень теплые воспоминания о Марате Оспанове его институтского однокашника депутата парламента Кыргызстана М.Мукашева. Есть воспоминания людей, которые работали под началом Марата Турдыбековича. И все они говорят о том, каким внимательным и чутким был Марат Турдыбекович. Да, он действительно был таким. Осенью 1998 года, будучи обозревателем газеты “ДАТ”, я приехала в Астану на пленарное заседание обеих палат парламента. Многие мои знакомые поспешили отвернуться от меня, потому что газета к тому времени стала оппозиционной действующему режиму и была связана с именем Акежана Кажегельдина. Любопытно, что в коридорах меня зазывали в кабинеты и просили дать почитать свежие номера (в Астану газета доходила с перебоями), но на людях, перед коллегами, опасались, что их сочтут сочувствующими Акежану Кажегельдину, поэтому старались отойти подальше. Лишь немногие открыто разговаривали со мной, как все эти годы. И среди них Марат Оспанов. В перерыве между заседаниями он подошел ко мне и поздоровался, а потом пригласил в свой кабинет со словами: “Пойдем, я книгу новую выпустил, подарю”.
В кабинете он вытащил книгу и подписал: “Айгуль Омаровой – неистовому журналисту в знак уважения с пожеланиями успехов от автора. 05.10.98. Марат Оспанов”. И ни словом при этом не обмолвился, что это была его докторская работа. Вообще? он о многом умалчивал. Со стороны казалось, что это — открытый человек. Так оно и было, но при этом Марат Турдыбекович раскрывался не сразу, а постепенно, получше узнав человека. Помню, его однажды поразила одна моя публикация, и он долго говорил о ней, точнее, о ее содержании. Оказалось, что сам Марат Турдыбекович пишет стихи и поэтому все, что связано с поэзией, читает с большим интересом. А в моей заметке речь шла о Владимире Маяковском. И Марату Турдыбековичу это оказалось близким.
В новой книге немало журналистских публикаций о Марате Турдыбековиче, но почему-то не тех журналистов, кто при жизни дружил с Маратом Турдыбековичем, а других. Между тем, он дружил со многими из журналистской братии. Виктор Верк, Михаил Устюгов, Татьяна Квятковская, Валерия Марченко –вот только несколько имен. К нам он был расположен по-дружески и, если мог, помогал всем…
Наше знакомство с Маратом Турдыбековичем пережило несколько этапов. Вначале были отношения ученицы и учителя, потом поклонницы и кумира, а затем единомышленников, товарищей. Мне было больно, когда, как мне казалось, он отходил от собственных идеалов. Очевидно, такое непонимание болезненно отзывалось на нем самом, о чем пишет Ермухан Ертысбаев. Кстати, воспоминания Е. Ертысбаева – самые честные и точные, ибо они дружили по-настоящему, когда другу можно высказать все и он поймет, пересилит обиды.
Осенью 1999 года по Алматы поползли слухи: Марат Оспанов попал в больницу с инсультом. В панике звоню по его сотовому телефону. На звонок долго не отвечают, а потом со мной разговаривает его помощник – всегда вежливый и доброжелательный Сакен Мусайбеков. Сакен говорит, что все правда и Марат Турдыбекович помещен в реанимацию. Затем время от времени я позваниваю уже Сакену и он мне говорит, что состояние не изменилось. Последний раз мы разговаривали с Сакеном, когда Марата Турдыбековича уже перевезли в Алматы. И вскоре Марата Оспанова не стало…
Это неправда, что незаменимых нет. Когда на взлете уходят такие люди, как Марат Оспанов, жизнь кажется беднее и суше, ибо их присутствие украшает нашу жизнь, пусть они и совершают ошибки (а кто их не делает?!)… Его институтский друг Рустам Мирзоев написал стихотворение к своему 50-летию. И в нем есть такие строчки:
Уходит время безвозвратно,
Уносит близких и друзей.
И не вернутся все обратно,
А жизнь становится все злей…