Далеко ли до финиша?

“ХАБАР — Жетi-кун”


Первая пятилетка прошла успешно


Саммит в Душанбе президентов Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, естественно, был назван весьма продуктивным. Главами государств было запланировано создание сразу трех межгосударственных консорциумов: водно-энергетического, транспортного и продовольственного. Эммомали Рахмонов и Ислам Каримов подписали соглашение о делимитации границ Узбекистана и Таджикистана. Таджикскому президенту исполнилось в дни саммита 50 лет, в честь этого события ему был вручен орден Достык первой степени.


А форум в Кишиневе, на который не приехал опять только один Туркменбаши (кстати, немного потерял), даже хабаровцы оценили весьма скромно. “Никаких судьбоносных решений на нем принято не было”, признали журналисты. Был подписан Устав о правовом статусе Договора о коллективной безопасности и подтверждена направленность стран-участниц договора на интеграцию. Поговорили об обустройстве Афганистана, несколько раз повторили, что Казахстан уже отправил туда 3 тыс. тонн зерна в качестве гуманитарной помощи. Впрочем, сюжет о ситуации в послевоенном Афганистане тут же расставил все точки по местам. Продукты, которые должны раздаваться бесплатно, перекупщики продают населению втридорога. Губернаторами провинций зачастую являются бывшие боевики (полевые командиры), сдавшие американцам свои отряды. Производство опиумного мака и героина выросло на 1400 процентов.


Выборы в сенат существенно обновили верхнюю палату парламента, окончательно результаты будут подведены через две недели.


Итоги первой пятилетки “стратегии 2030” показали: план выполнен и перевыполнен. Именно этими словами хотелось бы начать следующий сюжет. Журналисты сообщили, что составляли концепцию и проводили расчеты молодые люди, средний возраст которых – около 30 лет, базой для расчетов при этом стала нефтегазовая отрасль. А оценивали нынешнюю ситуацию в стране, естественно, иностранные эксперты, а кто же еще может сказать, как нам, казахстанцам, хорошо живется. По мнению координатора ООН в Казахстане, ограничив вмешательство государства в предпринимательство, Казахстану удалось сформировать свой средний класс. Но это цветочки. Чиновники теперь, оказывается, сознают, что они работают на благо общества. Хотелось бы узнать, где видел иностранец таких чиновников. В общем, все хорошо, концепция движется в соответствии с расписанием по заранее составленному плану. “Дорогу осилит идущий”, — этими словами заключил автор свой сюжет. Но кто придет к финишу?


Портрет Восточно-Казахстанской области начался с сообщения о хорошем урожае зерновых, в этом году он составил 1 миллион тонн. Затем последовал сюжет о селе Глубокое. 1300 человек после закрытия единственного предприятия – металлургического завода – остались без работы. Далее автор материала перешел к теме вырубки соснового бора, причем начал его с того, что с размаху заехал топором по стволу одного из поваленных деревьев, видимо, кому-то явно не дают спокойно спать лавры Парфенова. Телевещание на селе, вернее, его отсутствие, стало последним сюжетом программы.


“КТК — Портрет недели”


Долой адресную помощь малоимущим!


Журналисты прокомментировали недавнее выступление министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева в парламенте. Итоги неутешительны: из 2 миллионов учеников болен каждый второй, причем, как поется в песенке, на 15 болезней приходится 10 ребят. Сам министр, впрочем, считает, что не все так плохо: больных столбняком, чумой, сальмонеллезом и дифтерией, по его словам, стало меньше. Но депутатам не понравился оптимистический настрой чиновника — только 30 процентов могут позволить себе болеть, считают народные избранники. Остальные не в состоянии оплатить стационарное лечение и медикаменты. В аптеки, как признался Ж. Доскалиев, часто поступают поддельные лекарства из России, а продавцы зачастую не имеют ни фармацевтического, ни медицинского образования.


В Павлодаре от туберкулеза за девять месяцев этого года умерло 12 человек. Эпидемии немало способствовала недавняя амнистия заключенных. У многих из них открытая форма туберкулеза, и от таких больных может заразиться огромное количество людей. Выявить чахотку на начальной стадии достаточно сложно, а болезнь в обществе, ослабленном сложностями т.н. эпохи перемен, прогрессирует очень быстро.


А врачи, рискующие собственным здоровьем, а иногда и жизнью, мало того что существуют на нищенскую зарплату, так их при этом еще и обирают. Очередные добровольные пожертвования с алматинских врачей собирали якобы в Фонд защиты детей в Год здоровья. Главврач при этом напирал на то, что от однодневного заработка (таков размер побора) его подчиненные отказались исключительно по своей воле, кроме того, он не согласился, что зарплата медиков является мизерной: “25-26 тысяч у меня врач получает”, — заявил он, а заодно посоветовал журналистам не совать свой нос в чужую коммерческую тайну. Однако, если у большинства дневной заработок составляет 300 тенге, то несложно вычислить, сколько на самом деле получает у нас представитель одной из самых нужных профессий.


Шымкентские врачи тем временем вынуждены “добровольно” распространять лотерейные билеты.


“Рожденные ползать летать не могут и другим не дают”, — так назвал следующий сюжет ведущий программы. Речь о национальном авиаперевозчике “Эйр Казахстан”. Частные компании остались за бортом, все маршруты, по результатам недавно проведенного тендера, отданы “ЭК”. Теперь государство может вообще лишиться гражданской авиации, большинство частников просто уйдет с казахстанского рынка. В результате, считает автор сюжета, поднимутся тарифы, и летать смогут себе позволить лишь богатые и бесстрашные, поскольку техническая база национального перевозчика сильно устарела.


Затем ведущий снова вернулся к парламентариям, и вот по какому поводу. Отдельные представители мажилиса выступил и против концепции государственной адресной помощи — некоторые депутаты посчитали, что таким образом мы толкаем граждан на путь иждивенчества. А кто-то так прямо и заявил, что, оказывается, 40 процентов граждан имеет теневой доход, и нечего развращать их госпособием. Даже Гульжан Карагусова, которая, как известно, недавно посчитала излишним помогать сельской семье, имеющей кое-какую живность на подворье, сочла такой подход чересчур жестким… Впрочем, наверху вообще творится нечто несусветное: чиновники и депутаты считают несуществующие яйца, вероятный приплод скота, урожайность земли, которую имеют крестьяне, и все ради того, чтобы отменить социальную помощь.


Следующий сюжет был посвящен беспризорным детям, если точнее, истории выживания одного из них, 16-летнего Саши Паршина.


Юбилей Тараза не изменил жизнь горожан — таков вывод из следующего материала. В городе обрушилось старое общежитие, под завалами погиб один человек. Цены, благодаря недавнему празднику, взлетели, а доход большинства остался прежним.


Карагандинский акимат отбирает здание у Дворца бракосочетаний и собирается разместить там развлекательный центр. Видимо, основную роль при этом сыграло то, что Дворец находится под боком у чиновников, и если дело выгорит, им будет куда сходить развлечься, считает Артур Платонов.


Далее ведущий со вздохом сожаления сообщил, что вынужден напоследок обратиться к теме личного характера. Напомнив о том, как нехорошо поступили их коллеги с “31 канала”, Артур Платонов уступил место на экране Сергею Клещенкову. Тот вновь озвучил намерение подать на противников в суд иск о клевете, нарушении авторских прав и проведении незаконных оперативно-розыскных мероприятий. “Мы стараемся не прогибаться, когда на нас давят со всех сторон”, — заключил гендиректор КТК.


“31-й Канал — Неделя”


“Мягкий пи-ар” вместо аналитики


И вновь многозначительное лицо ведущего, тщательно вычитывающего текст с телесуфлера. Почему-то не верится его словам, похоже на какой-то детский сад. Неужели на канале такой кадровый голод, что нельзя подобрать нормального ведущего – ведь есть же и другие ведущие, которые смотрятся вполне прилично…


Президент Назарбаев не приехал на Стамбульский саммит “по личным мотивам” — ведущий намекнул на болезнь президента.


Большой сюжет про выборы в верхнюю палату парламента – Сенат. Объявлены персонально результаты выборов по каждой из областей. Рассказано про скандал на выборах в Павлодаре, правда, суть этого скандала осталась не совсем ясной. А в Алматы, как ни странно, выборы прошли “по-семейному тихо”. Очень много кандидатов были избраны на безальтернативной основе. По словам ведущего, ОБСЕ (кстати, не выставившее своих наблюдателей) отозвалось об этих выборах негативно.


Прошли партийные съезды Гражданской Партии (ГП) и партии “Ак Жол”. Если к ГП отношение ведущего весьма скептическое, то “Ак Жол” явно лоббируется, и не только в этом сюжете.


Прокомментировано письмо Акежана Кажегельдина с его решением вступить в ДВК. Комментарии весьма негативные, как по отношению к Кажегельдину, так и по отношению к радикальной оппозиции в лице ДВК.


Далее был озвучен очередной рейтинг АПИ (структура, возглавляемая г-ном Кариным). Непонятно, как получен этот рейтинг – обычно социологи дают вначале некоторую информацию о том, как были получены данные. Здесь же этого не было. Опять вызывает удивление появление в рейтингах господина Утемуратова, который никогда не занимался политикой и вообще известен только в очень узких кругах. Все это вызывает большое недоверие к такого рода рейтингам.


Следующий сюжет был посвящен возможному вступлению Казахстана в ВТО. И опять суть этого процесса осталась за кадром. Журналисты так и не смогли убедительно рассказать о сути, хотя этот вопрос вот уже весьма продолжительное время дискутируется в прессе.


Озвучен скандал в парламенте с участием министра здравоохранения Доскалиева. Об этом уже много писали, и ничего нового мы не услышали. Хотя надо отметить, что господин Доскалиев на видеокадрах смотрелся довольно убого…


Последний сюжет был посвящен возвращению Асанали Ашимова на сцену театра.


В заключение отметим отсутствие аналитики в программе и наличие “мягкого пи-ара”: “Ак Жол” – поддерживаем, ДВК и РНПК – осуждаем.