Московская трагедия: информационный обзор

По данным оперативного штаба, основным требованием террористов по-прежнему остается немедленное прекращение контртеррористической операции в Чечне и вывода всех федеральных войск с территории республики. Террористы, захватившие заложников в Москве, намерены ждать выполнения своих требований в течение недели.


По всей России введено особое положение, сообщает лента.ру. Усилить меры безопасности по всей стране, в частности, усилить охрану стратегически важных и наиболее уязвимых объектов, аэропортов и вокзалов, распорядился 24 октября глава МВД России Борис Грызлов. Как передает информационное агентство РБК, по приказу министра все части МВД и внутренних войск переведены на усиленный вариант несения службы и проведение мер по предотвращению проникновения боевиков из Чечни в другие регионы России. Напомним, эти меры принимаются в связи с захватом террористами здания Театрального центра в Москве, где в момент захвата находилась около 800 человек.


Добавим, что по сообщению РБК, в ночь на 24 октября глава Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев заявил журналистам, что в Москве взяты под особую охрану правительственные здания и важные объекты инфраструктуры. Тогда же столичная милиция была переведена на усиленный режим несения службы. В состояние повышенной боевой готовности приведены подразделения центра специального назначения ФСБ и Минобороны. Как заявил утром 24 октября информационному агентству \»Интерфакс\» мэр Москвы Юрий Лужков, в Москве взяты под усиленную охрану школы, детские сады и объекты жизнеобеспечения.


По последним данным телеканала \»Россия\», в здании Театрального центра на улице Мельникова (район Дубровка) террористы удерживают около 700 заложников. Их основным требованием является прекращение войны в Чечне. Переговоры с террористами, прервавшиеся в 02:00 24 октября, к 11:45 не возобновлялись. Однако в 11:10 террористы впустили в здание несколько тележурналистов с камерами.


Во всех крупных регионах России местные власти с самого утра собирают экстренные совещания, посвященные ситуации в Москве, где чеченские террористы взяли в заложники около 700 человек. По сообщению информационного агентства РИА \»Новости\», особые меры безопасности принимаются в Томской, Свердловской, Кемеровской, Пермской, Иркутской областях, а также в Приморском и Красноярском крае.


В администрации США полагают, что акция по захвату заложников в Москве может быть частью единой операции террористического подполья по дестабилизации обстановки в мире.\"\" Это событие стоит в одном ряду со взрывом дискотеки на индонезийском острове Бали и нападением на французский супертанкер у берегов Йемена. Об этом, как передает Newsru.com, сообщает информационное агентство Киодо Цусин.


Администрация, подтвердили источники агентства в государственном департаменте США, убеждена, что террористическая сеть \»Аль-Каида\» поддерживает тесные связи с чеченскими вооруженными формированиями и оказывает им финансовую помощь, сообщает ИТАР-ТАСС.


Сразу после захвата террористами заложников в Театральном центре в Москвек депутаты ГД высказали ПРЕСС-ЦЕНТРУ.РУ свое отношение к происходящему.


АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФРАКЦИИ \»ЛДПР\»:


Я считаю, что это — результат попустительства, прежде всего, московских властей. 10 лет Лужков — мэр, и он пустил сюда южный элемент. Город абсолютно расслабился. И это — результат политики, которая проводится. Конечно, надо принимать резкие меры, очень резкие, вплоть до превращения Кавказских гор в равнину. Технически это можно элементарно сделать. Мы давно это предлагали, еще 5 — 7 лет назад. Никаких переговоров, никаких разговоров, никаких этих самых. Это не 95-ый год, это не Будденовск. Все! Надо заканчивать эту лавочку! Как американцы. Как они ответили на взрывы 11 сентября? Ответили ударами по Афганистану. А что, мы не можем ответить так же?


ГЕННАДИЙ РАЙКОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ \»НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ\» : То, что происходит — это из рук вон выходящее событие. Дело в том, что на фоне благополучной чеченской операции, про которую говорят, что там проходят рядовые операции, банды передвигаются по все стране, банды передвигаются по столице.


Если в конечном, на эти вещи силовые органы не ответят просто чисткой Москвы, а Москва стала просто прибежищем для бандитов. Я не верю, что, правоохранительные органы, органы ФСБ об этом не знают, меры не принимают. Поэтому я думаю, что власти должны строжайшим образом спросить со всех правоохранительных органов. А вот то, что допускаются такие ситуации — это говорит о слабости власти в конечном счете, о каком-то сверх лояльном отношении к бандитам.


Поэтому мы — сторонники жестких мер. И пока не будут наказаны преступники, все это будет продолжаться, будет продолжаться беспредел. Это вызывает глубокое возмущение!


НИКОЛАЙ ХАРИТОНОВ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ : У меня все время было какое-то нехорошее предчувствие, все время в каком-то ожидании был. Я даже в кругу своих товарищей предполагал, что если не в столице, то в каком-либо другом серьезном городе могут это сотворить, либо на границе с Казахстаном, Кыргизстаном, там, где стыкуются границы — ничего, никакой охраны нет. Но произошло это именно в столице нашей Родины. Это для того,. чтобы привлечь внимание… в советское время, КГБ доказал свою эффективность во всех направлениях, будь то борьба с экономическими преступлениями, с уголовщиной, со шпионажем и многим другим. А сейчас мы истинных чекистов потеряли! А теперь вот придется расхлебывать ни один год!


ВИКТОР ПОХМЕЛКИН — ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ: Надо разобраться с ситуацией. Это могут быть звенья самых разных цепей, которые сошлись в одной точке. . В любом случае — это следствие той неразумной и явно затянувшейся войны, которую вел Федеральная власть. Она дает и будет давать такие отголоски. То, что случилось — очень тревожный и явный сигнал, что войну надо прекращать и искать мирные пути решения чеченской проблемы.


Вадим Гасанов, обозреватель Пресс-центра.ру, считает, что в любом случае — это крупнейший провал российской власти вообще, а также высшего политического руководства и спецслужб и армии — в частности. Сравнить по дерзости это можно только с захватом Басаевым Буденновска.


Далее журналист приходит к таким выводам — это полученные обществом доказательства полной беспомощности силовых структур армии. Буквально недавно все стали свидетелями беспрепятственного прохода отряда Гелаева из Грузии в Чечню и его дальнейшего рейда по Чечне. Гелаев, как и предсказывал глава Чечни Кадыров, был выпущен из мешка. Кроме того, точно так же, как и во время похода Басаева, совершенно очевидно, что подобные акты не могут осуществляться без хорошей поддержки в самих силовых структурах. Как минимум речь идет о \»крыше\», купленной за деньги. Но совершенно не исключены факты прямого предательства.


В любом случае, знаменитая продажность московской милиции явно сыграла в теракте в Москве свою роль. Наконец, очевидно, что Президент Путин стал заложником собственных предвыборных амбиций, сделав заложниками 700 человек в Театральном Центре, а по большому счету — всех нас.


Придя к власти на волне второй чеченской кампании, Путин впоследствии утратил темп и позволил перерасти войне в вялотекущую. Федеральные силы полностью утратили инициативу. Они сами убаюкались собственными заявлениями о полном разгроме террористов. Новых идей, свежих мыслей и политической воли относительно Чечни у власти просто нет.


В программе \»Радиус\» Русской службы Би-би-си ситуацию обсуждали научный сотрудник института востоковедения Дмитрий Макаров и главный редактор газеты \»Спецназ России\» Ассоциации ветеранов спецподразделения антитеррора \»Альфа\» Павел Евдокимов.


Павел Евдокимов: \»Угрозы взорвать здание вполне осуществимы, — говорит он. — Международный опыт показывает: \»наука и техника\» терроризма зашли так далеко, что количество взрывчатки на квадратный сантиметр возрастает настолько, насколько возрастает ее убойная сила. И даже если взрывчатки на каждом из захватчиков не так много, то количество людей — и тех, и других — таково, что в случае взрыва число жертв будет очень большим\».


По мнению Дмитрия Макарова, все происходящее — это акция смертников, запланированная с единственной целью — громко заявить о себе и попытаться повторить ход Басаева 95-го года. Дмитрий Макаров полагает, что в последние годы экстремистски настроенные сепаратисты оказались в тупике.


В связи с захватом заложников в московском театральном центре президент России Владимир Путин отменил свою встречу с Герхардом Шредером и рабочую поездку в Португалию, сообщает ИТАР-ТАСС.


Обозреватель АРИ.ру Глеб Щербатов дал свои комментарии к происходящему:


Удивительная логика у южных мстителей: Москвой рулят столь же небритые ребята, как и они; Россией правят вообще как правило разные нерусские мальчики и девочки; войну в Чечне развязала имеено вся эта нерусская публика, причем в своих личных интересах. Далее – все эти инородческие твари все вместе, сообща угнетают русский народ, кровь нашу пьют, владеют всей собственностью; во имя их интересов гибнут русские парни в Чечне. Так за что же теперь еще и РУССКИХ заложников захватывать, что мы – мясо какое то идоложертвенное для шашлыка? Не менее удивительная логика и у русского народа: доколе все эти издевательства над собой мы будем терпеть?”.


“В заключении же хочется выразить свои соболезнования Владимиру Владимировичу. Заждались его сортиры то – с 1999 года ждали, пока он там кого то мочить начнет. Вот, не дождались – сами пожаловали. Так что пусть Владимир Владимирович дерзает – ему и швабру в руки, хотя на наш взгляд тут уже нужен другой шанцевый инструмент, что то типа совковой лопаты”, пишет обозреватель АРИ.ру. Глеб Щербатов.


Корреспондент Русской службы Би-би-си взял интервью у независимого военного обозревателя Павла Фельгенгауэра.


П.Ф.: Я не думаю, что нынешнее руководство России, Кремль, президент Путин, помня, что произошло в 1995 в Буденовске с Басаевым, захотят повторить то же самое. Если бы хотели действительно вести переговоры, — а переговоров ведь недостаточно, надо еще и договариваться, — делали бы, наверное, это раньше, а не сейчас, когда, в общем-то, и переговариваться, похоже, особо не с кем, поскольку даже чеченский президент Аслан Масхадов в последнее время, так сказать, сомкнул ряды с религиозными экстремистами, и сейчас официально даже Вашингтон советует вести Москве с ним переговоры. Так что я не думаю, что они могут сейчас начаться в результате этой осады в центре Москвы.


Чеченцы сейчас в такой ситуации, что терять им нечего и отступать особо некуда. Т.е. то же самое примерно, что было летом 1995 года, когда были эти события в Буденовске. Так что я думаю, они будут идти до конца в данном случае.


Бывший замсекретаря Совбеза РФ Борис Березовский считает лучшим шагом послать на переговоры с террористами Ивана Рыбкина, передает \»Эхо Москвы\». По мнению Березовского, это позволило бы решить проблему, потому что Рыбкину \»чеченцы доверяют\», он \»ни разу не обманул\» и всегда проводил \»жесткую прямую политику\». \»Если бы он пришел в этот зал и сказал: я беру на себя ответственность за то, что мы начнем мирные переговоры, сто процентов не было бы ни одной жертвы\», сообщает Грани.ру.


\»Девять ответов на вопросы войны и мира\» Хож-Ахмед Нухаев для \»Полярной звезды\» : \»Для России всегда было очевидно, что без завоевания Кавказа ей не получить контроля над Каспийским и Черноморским пространством, а потому — российско-чеченская война для российских политиков всегда имела сугубо геополитический характер, тогда как для нохчи — \»людей Ноя\» (в Коране — Нух, в Библии — Ноах), как издревле на своем языке называют себя \»чеченцы\», отстаивающих свою веру и традиции первых отцов, она всегда носила сакральный характер. В то время, как для одной стороны это были вопросы интересов государства, политики, повседневности, для другой — это вопросы \»интересов\» нации, религии, вечности.\»( август 2002г.).


Захватом террористами заложников в Москве — это тщательно спланированная акция. Как передает корреспондент “Росбалта”, об этом заявил сегодня утром Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По мнению Миронова, действия террористов наводят на мысль, что у них еще что-то заготовлено. “Это не борцы за свободу Чечни. Их действия нанесли колоссальный вред начавшемуся процессу переговоров. Это агония террористов, так как население Чечни их уже не поддерживает”.


“Цель террористов в Москве — посеять панику и устроить информационную провокацию”, — считает полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Как заявил он сегодня журналистам в Нижнем Новгороде, “сейчас самая главная задача — это освободить заложников и спасти жизнь людей, вторая задача — не поддаться на провокации террористов”, сообщает “Росбалт”.