Политический терроризм

Освещение иракского кризиса в большинстве случаев реализуется весьма однобоко и чрезвычайно заполитизированно…

Освещение иракского кризиса, как показывает практика этих дней, в большинстве случаев реализуется весьма однобоко и чрезвычайно заполитизированно, с позиций интересов той или иной страны (групп стран). И зачастую такой подход затушевывает ту реальную опасность, которая исходит из сущности политико-террористического режима Саддама Хусейна.


Оснований характеризовать политику Саддама и его клики как государственный политический терроризм предостаточно (геноцид собственного народа, открытая агрессия против соседей, отсутствие элементарных прав и свобод, игнорирование воли между народного сообщества и пр, об этом написано достаточно). Для нас важнее осознание того, в чем именно кроется опасность, как для народа Ирака, так и для международного сообщества со стороны режима Саддама. На мой взгляд, такая опасность состоит в том, что если деятельность подобных режимов не встречает отпора со стороны международного сообщества, то начинается коррозия всей системы международных связей, региональной и глобальной безопасности. Различие в подходах к иракской проблеме уже вызвало доминирование в международной политике конфронтационных методов в ущерб консолидирующим методам. В общественном мнении во всем мире распространяется нетерпимость, снижается уровень региональной и глобальной стабильности. Осуществляемая Саддамом политика привела к тому, что сам терроризм все более воспринимался как допустимый и даже наиболее предпочтительный метод достижения цели. Доминирующим мотивом гражданской жизни в Ираке стал страх, а это лучший фон для сохранения у руля власти Саддама и его клики.


Восприятие государственного политического и идеологического терроризма как единичной части спектра системы международных отношений означает начало конца этой системы.


Ведь политическая цель Саддама — сохранение режима, чего бы это не стоило, и для достижения этой цели никакие законы и нормы для него не писаны. Именно поэтому режим распространяет такие идеи и доктрины, которые направлены на пропаганду, и, в конечном счете, на сохранение тоталитарного правления Саддама. Суть этого режима заключается в произволе и насилии, геноциде по национальному или религиозному признаку, ликвидации возможности свободного распространения и обмена идей и, наконец, в невозможности самому иракскому обществу легально трансформировать режим.


Основной причиной, приведшей Саддама к политическому терроризму, являются им же инициированные социально-политические, экономические кризисы и конфликты, как внутри страны, так и в регионе в целом. Ухудшение экономического положения населения, постоянное падение уровня жизни, производства и пр., с одной стороны, и безмерная роскошь дворцов Саддама, многомиллионные счета его и его окружения, с другой, составляют социально-экономические факторы политического терроризма режима С.Хусейна.


Однако ведущую роль в детерминации политического терроризма Саддама (как и всей его политической преступности) занимают политические причины. Как известно, народ Ирака волей режима отлучен от участия в открытой политической деятельности, Саддам разработал целую систему репрессий по отношению к оппозиционным партиям и движениям, целенаправленно разжигал национальную рознь, подавлял права курдов на севере, шиитов на юге-востоке страны. К этим факторам можно отнести и развязывание войны с Ираном и Кувейтом, поощрение терроризма на уровне государственной политики Ирака.


Хотя международное уголовное законодательство не предусматривает ответственности за политический терроризм, необходимость предпринятия каких-то радикальных шагов по изменению ситуации была очевидной. Требования разоружения Ирака мировым сообществом были приняты почти единогласно.


Но в реализации этих требований мнения разошлись, как расходились политические и экономические интересы многих государств в ближневосточном регионе. Между тем на необходимость радикального изменения политической системы иракского общества нельзя закрывать глаза. Ибо при сохранении существующей политической системы возможны наиболее острые и вредоносные (по своему содержанию) политические конфликты, влекущие за собой и повлекшие уже совершение наиболее тяжких политических преступлений, в том числе и актов политического международного терроризма.


Одним из существенных признаков тоталитарного режима Саддама является не только полное отсутствие политических свобод, не только превращение людей в рабочий материал для амбиций вождя, но прежде всего недопущение никакой трансформации по воле иракского общества.


Вот почему демократия вправе и обязана противостоять организованным попыткам усилить и распространить политический терроризм Саддама. В глобальной войне против терроризма не должно быть двойных стандартов.


Получено по электронной почте


atabaev@aport.ru