Заметки о ходе прошедших выборов глазами наблюдателя

Последние выборы в маслихаты стали очередным фарсом на политической арене страны. Прежде всего, это конечно, отказ ОБСЕ участвовать в наблюдении за выборами. Со стороны международной организации этот отказ можно было принять двояко как невмешательство во внутренние дела страны и как очередное признание недемократичности характера предстоящих выборов. Со стороны ОБСЕ этот шаг был продиктован рядом объективных обстоятельств, прежде всего, изменениями в политике Европарламента по отношению к Казахстану, принятие последней резолюции Европарламентом, лояльностью этого института к политической ситуации в стране.


Гораздо менее интересным оказался сам ход проведения выборов. Как очевидец событий, могу немного рассказать о нем. Эти выборы были, пожалуй, самыми пассивными в истории Казахстана. Население отнеслось с равнодушием к необходимости выполнить свой долг избирателя, поэтому до обеда в избирательной кабине побывали лишь считанное количество избирателей. Это является неоспоримым доказательством огромного недоверия населения к властям, в первую очередь, к политике местных органов власти.


Какие же меры принимались избирательными комиссиями для выполнения плана сбора голосов:


— во-первых, значительная часть голосов была собрана благодаря активности самой избирательной комиссии, которая бойко ездила с выездными урнами и проводила голосования, как правило, семейные, на дому,


— во-вторых, подтасовки результатов голосования, избиркомовцы просто объективно были вынуждены нарушать закон для того, чтобы хоть кого-то избрали, и для того, чтобы выборы на данном участке были признаны окружной комиссией действительными,


— но в некоторых случаях сам факт подтасовки результатов скорее навредил самим избиркомовцам, в порыве рвения они перестарались и вынуждены были признать необходимость проведения повторного голосования.


Действительно, ведь кто мог дать гарантию в том, как и сколько избирательных бюллетеней были кинуто в урну. А подделывать можно было по-всякому, выдавать бюллетени по пригласительным листкам без наличия удостоверения, это самое безобидное и самое распространенное нарушение, причем некоторые наблюдатели его порой даже не замечали, затем организовать голосование среди своих подчиненных, но не членов комиссии, ведь кто из наблюдателей был лично знаком со штатом заведения, в котором проводились выборы, отмечая их как избирателей, не пришедших на выборы, и подделывая подписи.


О, на такие ухищрения способны, пожалуй, только несчастные избиркомовцы, которые вынуждены лавировать между акиматом, окружной избирательной комиссией и наблюдателями, ведь кому захочется в очередной раз торчать с 5 часов утра до следующего утра на избирательном участке. И самое последнее, избиркомовцы выдавали по несколько бюллетеней одному “избирателю”, буквально по 4-5 шт., ну кто бы заметил, весь спектакль был сыгран блестяще.


Финальной сценой стал подсчет голосов в восемь часов, окружив небольшой стол, избиркомовцы в нашем окружении стали распаковывать избирательные урны. Делали они это слаженно, чувствовалась подготовка, молча, с чувством выполненного долга, затем медленно начали подсчитывать бюллетени избирателей. Закончив подсчет, каждый молча передавал результаты секретарю, который, как самый опытный, разбирался в складывавшейся картине. Затем был дан окончательный ответ наблюдателям. Какова же была настоящая картина голосования, не узнает уже никто, даже Центризбирком.


Вообще, девиз избирательной комиссии можно охарактеризовать в двух словах – “Ловкость рук и никакого мошенничества”, а Центризбиркома – “Граждане, да здравствует демократия”.


Если ли бы можно было провести тренинги по ходу состоявшихся выборов, как это было на обучающих семинарах, то они прошли бы под названием “Много шума из ничего”. Ведь на самом-то деле, что бы ни говорили газеты и официальные органы, самого голосования не было. По действующему закону “О выборах” эти выборы можно было признать как “не состоявшиеся”.


Самым печальным является то, что закон нарушили в очередной раз, и сделали это как само собой разумеющееся. Ведь пока никто не отменял его положения о том, что Казахстан является страной с избирательной системой абсолютного большинства, т.е. выборы могут быть признаны состоявшимися только при наличии 50% голосов избирателей от общей численности избирателей. На деле, в лучшем случае, по официальным данным Центризбиркома, явка избирателей на участках составила лишь немногим 20-30% избирателей.