Театр абсурда на узбекском государственном телевидении

До сих пор узбекские власти не ответили на заявление группы сотрудников международного телеканала ТВ-4 Гостелерадиокомпании Узбекистана, обратившихся к госсоветнику президента Х.Султанову в июле этого года с письмом о невыносимой ситуации на телевидении в связи с непрекращающейся практикой цензуры.


В своем письме они проинформировали госсоветника о беспрецедентном случае срыва в телеэфире ток-шоу «Короче говоря», в котором известные узбекские деятели искусства подвергли резкой критике работу Гостелерадиокомпании. Трансляция ток-шоу на первой же минуте была резко прервана в эфире 5 июля этого года.


Сотрудники телевидения просили Султанова принять меры по пресечению фактов нарушений закона “О СМИ”, в котором говорится о недопустимости цензуры и полного снятия с эфира материала.


Зарегистрировав свое заявление в канцелярии аппарата президента 10 июля этого года, работники ТВ-4 ожидали официального ответа в течение месяца. Однако ответ не последовал ни через один, ни через два месяца и, видимо, уже не последует никогда. Как выяснилось, госсоветник переслал заявление обратно в Узтелерадиокомпанию непосредственно к директору ТВ-4 А.Шойимову с пометкой: «Разберитесь со своими сотрудниками».


Так что надеяться на изменение ситуации на узбекском ТВ все еще не приходиться…


Руководство Гостелерадиокомпании продолжает практику цензуры как телепрограмм собственного производства, так и ретранслируемых передач российских каналов. В частности, фильтруется информационная программа «Вести», которая каждый день записывается со спутника, а затем подвергается перемонтажу в случае наличия какой-либо информации об Узбекистане или негативной информации о стратегических союзниках нашей страны.


Зампредседатель Узтелерадиокомпании Узбекистана Н. Махмудов единолично решает, что можно, а что нельзя смотреть узбекскому зрителю. Например, он запрещает транслировать в узбекском телеэфире аналитические общественно-политические ток-шоу первого канала российского телевидения “Основной инстинкт” и “Времена”, очевидно, опасаясь за наш народ, который может научиться выражать свои мысли свободно.


Ежедневный перемонтаж художественных фильмов, которые записываются с центральных российских каналов, требует многочасовой работы дорогих аппаратных и ассистентов режиссеров. По указанию председателя Узтелерадиокомпании А.Кучимова и руководителя киноредакции телевидения Д.Шамса эта практика доведена до абсурда. Например, в французских художественных фильмах вырезаются слова «революция», «наша революция». Это один из ярких показателей уровня свободомыслия, разрешенного нашим телезрителям, и показатель планки страха у руководства государственного телевидения.


К счастью, узбекские зрители выработали иммунитет против рафинированного и абсурдного отечественного телевидения, предпочитая смотреть кабельное телевидение, транслирующее российские каналы. Однако и здесь начались нарушения Закона и Права. В середине этого месяца подписчики кабельных студий Ташкента не обнаружили в сетке вещания популярный канал ТВЦ. Как выяснилось, в одном из своих информационных выпусков ТВЦ показал сюжет об Узбекистане. На следующий день в ЗАО «Ассоциация кабельного телевидения» поступило указание «сверху» отключить этот канал. Агентство печати и информации и Агентство связи и информатизации республики не взяли на себя ответственность за это противоправное указание…


Когда, наконец, наши руководители и ответственные лица поймут, что подобными «силовыми» методами и порой абсурдными действиями невозможно остановить естественный процесс демократизации нашего общества.