Туристическая ярмарка: жалкое зрелище Ташкента

Открывшаяся в столице Узбекистана девятая по счету Международная ярмарка TITF-2003 стала именоваться “Туризм и путешествия”, хотя в “далёком” 1994 году называлась более броско: “Туризм на Великом Шелковом пути”

Видимо, с туризмом на этой древнейшей магистрали не очень-то и хорошо, раз организаторы выставки – компания “Итеса-Осие” (которая является дочерней компанией британской ITE Group PLC) решила сменить вывеску. Свидетельством того, что этот “форум”, которому почему-то придают статус центральноазиатский, все меньше и меньше привлекает туроператоров из заморских стран и даже родного отечества является факт уменьшающегося числа участников. Если в 1994 году на Первой ярмарке в Ташкент прибыло более 150 фирм и предприятий из 35 стран мира, то на сегодняшней присутствовало, согласно пресс-релизу организатора, 45 из 15 стран. Динамика явно не в пользу тезиса о том, что ярмарка привлекает все больший интерес.


— Остались только профессионалы, которые хотят работать на центральноазиатском туристском рынке, продвигают свой турпродукт и рекламируют достопримечательности Узбекистана, — сказала Нигора Хасанова, руководитель “Итесы-Осие”.


Оправдание жалкое и неубедительное. Потому что экспозиционеров, то есть тех, кто реально присутствовал на TITF’2003, было значительно меньше. Их было легко пересчитать даже тем, кто знает счет только до двадцати. Некоторые стенды вообще были пустыми, например, под вывеской Iran Touring&Tourism Org. Of Khorasan никого не было. Одиноко сидел и откровенно скучал какой-то молодой человек в будке под надписью 7 South — Seychelles, видимо, не понимая, а что он здесь делает. Через час после открытия появились люди у египетского стенда, которые в спешном порядке стали приклеивать рекламные листы: судя по всему, они-то не очень и готовились к ярмарке.


Вполне возможно из-за того, что Ташкентская выставка турпродуктов не столь привлекательное место для “съезда” профессионалов, хотя организатор уверял, что прибудут 8 тысяч специалистов из различных стран мира. Можно ли считать таковыми тех, кто бродил по павильону № 1 Республиканского торгово-выставочного предприятия “Узэкспоцентр” и выпрашивал сувенирчики, рекламные проспекты. Что-то мало напоминали профессионалов персоны, которые просто стояли на проходах и вели светские беседы, словно выставка – это место тусовки посторонних. Старушки носились от стенда к стенду и интересовались, как им бесплатно посетить закордонию.


Хотя следует признать, были и специалисты, и организаторы туров, то есть те, кто создает и продает свой турпродукт. Однако уж очень скромно выглядели они на TITF’2003. Обычно ярмарку сами туроператоры называют не иначе как “междусобойчик”. Это что-то вроде туристской мастурбации: сам себя выставляешь и удовлетворяешь. Но эффекта внешнего от этого мало. Нет покупателей, хотя продавцов – море. Нет соглашений, а значит, нет туристов. Следует добавить, что организаторы пытались разбавить жалкое зрелище помпезным открытием с участием танцевального ансамбля, узбекских чинов среднего полета и послов иностранных держав. Посмотрев по сторонам и ничего интересного не найдя, вскоре покинул павильон Посол ФРГ Мартин Хеккер. Вслед за ним потянулись другие иностранные гости.


Хотя на ярмарке присутствовали перевозчики – “Бритиш Аэровейс” и “Узбекистон хаво йуллари”, однако это не показатель международного туристского интереса. Проигнорировали мероприятие такие авиакомпании, как “Трансаэро”, “Аэрофлот”, “Украинские линии”, “Туркиш хава йуллари”, “Иранские линии”, “Домодедовские линии” и другие, чьи представительства аккредитованы в Узбекистане и чьи воздушные суда осуществляют полеты в Ташкент. Некоторые из них ранее принимали участие в ярмарке, но потом осознали, что это – пустая трата денег и времени. Стенд “Бритиш Аэровейс” призывал посетителей принять участие в лотерее, в которой разыгрывались два авиабилета до Лондона, но при этом сотрудники компании требовали предъявить личную визитку. Без этой маленькой картонной бумажки нечего было мечтать об авиатурне в Великобританию. А поскольку не все присутствующие обзавелись визитками, то и число участников лотереи, естественно, не соответствовало количеству желающих и присутствующих. Кстати, за зданием павильона томились в ожидании разрешения сотни молодых людей, видимо, студенты, которые пришли сюда или в надежде получить бесплатную путевку за границу, или сувенирчик, или просто побродить по залу и поглазеть на скромно обставленные стенды.


Весьма тонким по объему (раньше – толще) был каталог, который начинался с обращения Генерального секретаря Всемирной туристской организации Франческо Франжиалли, мол, TITF’2003 — это масштабное международное мероприятие, являющееся важным событием для Узбекистана. Видимо, он сам редко посещает республику и имеет, скорее всего, смутное представление, что такое Ташкентская ярмарка, раз пишет бред. Впрочем, чиновник такого ранга и должен отписываться высокопарными фразами. Мои знакомые туроператоры из Кыргызстана и Казахстана еще на прошлой выставке признались, что более примитивного “сборища” они не видели, и в будущем не намерены пускать средства на чепуху.


Зато организаторы объявили (в письменной форме) официальный вечерний прием, посвященный открытию выставки. Вход, как было написано в программе выставки черными жирными буквами, строго по специальным пригласительным билетам. Кто удостоился такого счастья – неизвестно. Впрочем, на узкую тусовку приглашают только тех, кто пускает пыль в глаза и громко кричит на всех перекрестках планеты: у нас все хорошо, узбекский туризм – самый туристический! Впрочем, и во время форума был отдельный столик для VIP-персон, скрытый за жалюзи от посторонних глаз.


Кстати, о специфике узбекского туризма… Об этом информировал журналистскую братию заместитель председателя национальной компании “Узбектуризм” Азим Абдуллаев, заявив, что объем национального туризма составляет 100 млрд. сумов в год (это более $100 млн.), но при этом отметил, что точных цифр никто не даст, потому что нет методики расчетов. Даже узбекский Госкомстат в затруднении, ведь туризмом занимаются все, кому не лень, со слов А.Абдуллаева, даже министерство водного и сельского хозяйства. При таком обилии нетрудно сбиться со счета и запутаться в числовых значениях. Неизвестно и точно, а сколько людей посещает Узбекистан. У различных ведомств своя статистика, которая не дает общей и точной картины. Хотя по некоторым данным из полуофициальных источников, дается такая оценка, по которой говорят: в Узбекистан с каждым годом едет все больше иностранцев.


Зато приватизация в туристской отрасли идет полным ходом. На сегодняшний день 98% всех объектов “Узбектуризма” разгосударствлены, а до конца 2003 года в распоряжении компании останется только 3-5 предприятий. Весьма радужные перспективы у частного сектора. Особенно, когда в Ташкенте как грибы вырастают новые гостиницы с числом звезд не менее четырех. А вот как заполнять их туристами — никто не говорит, хотя, как говорилось выше, их как собак нерезаных. Это общая головная боль, медикаментозные способы лечения которого бесполезны. Впрочем, и хирургия здесь бессильна.


Единственно приятным ощущением 21 октября была не сама выставка, а отреставрированный павильон “Узэкспоцентра”, в котором, если честно сказать, можно было провести более солидное мероприятие международного масштаба, чем TITF’2003. Надеюсь, что директор РТВЦ Бахтияр Ирматов продумает это.