Казахстан без возрождения религии титульной нации – все равно, что семья без старшего брата

“Теория заговора” газеты “Караван”


“Новое поколение” помещает материал, повествующий о намерении правительства “снизить влияние “теневой экономики” на легальный сектор”. Как сообщает газета, “на сегодня в Казахстане в тень уходят около 5,5 млрд. долларов. Причем эта цифра приблизительная и не учитывает одну из важнейших составляющих ненаблюдаемой экономики – контрабанды, наркобизнеса, проституции, нелегального производства и сбыта продукции”.


“Ассанди-таймс” продолжает публиковать критические материалы по работе Национального фонда. На этот раз представители оппозиции отвечали на вопрос, как бы они использовали средства НФ, если бы имели такую возможность. В частности, член инициативного комитета НП ДВК Петр Своик сказал, что больше “ни копейки” не стал тратить из него, поручив работать в режиме ожидания, пока накопленные средства не понадобятся. Оппозиционер считает, что их “достаточно для компенсации и страховки любых колебаний мировой конъюнктуры”.


В “Караване” Андрей Шухов публикует ответ на реакцию “чиновничества” и “оппозиционной тусовки”, полученную на свою недавнюю статью в защиту Геннадия Бендицкого. “Особенно интересно было угадать, как отзовутся оба полюса, от которых мы, вместе со всем казахстанским народонаселением, страшно далеки, — чиновничество и оппозиционная тусовка. Увы, как пелось в старой песенке – “не солгали предчувствия мне”: как предполагали, так они и отреагировали. Первые — мужественным молчанием, вторые — очередной теорией заговора. Все как полагается”. Г-н Шухов сравнил первых и вторых соответственно с глупым и умным пингвинами, один из которых “робко прячет”, а второй – “смело достает”. Так что от автора статьи досталось и той, и другой группам, причем в весьма нелицеприятной форме.


Дуванов может вернуться в колонию по собственному желанию


“Правозащитники заявляют, что алматинские клиники отказывают Сергею Дуванову в медицинской помощи”, – сообщает “Панорама”. Ссылаясь на представителей Казахстанского Бюро по правам человека, газета пишет, что “…и после того, как Дуванова все же выпустили из колонии, злоключения не закончились. Медицинская клиника, с которой была заранее достигнута договоренность о госпитализации, в последний момент отказалась его принимать. Так же поступили и еще несколько клиник. Г-н Жовтис при этом заметил, что “пошел слух, будто есть указание для алматинских больниц и клиник не помещать его, от кого – понятно. Намекали все, что это Комитет национальной безопасности. Однако после того как руководство КМБПЧ связалось с руководством КНБ, выяснилось, что это не так”.


Однако Жемис Турмагамбетова “резко критиковала врачей, отказавших журналисту в госпитализации, заметив, что, в принципе, “это можно преследовать по закону, потому что это – неоказание помощи, оставление в беспомощном состоянии, за что можно преследовать в уголовном порядке”.


“Ассанди-таймс” публикует заявление самого С.Дуванова, но уже по другому поводу. Журналист не желает, чтобы его переход на спецпоселение воспринимался как “уступка со стороны казахстанских властей в ответ на требования ОБСЕ, Европарламента и Госдепа США” освободить его.


“Ослабление режима моего содержания нельзя рассматривать как результат усилий, какие предпринимались и предпринимаются и ОБСЕ, и Европарламентом, и Госдепом. Все эти усилия, выражавшиеся в неоднократных просьбах пересмотра моего дела, остались без внимания со стороны казахстанских властей. Если называть вещи своими именами (без дипломатических прикрас), то Астана попросту наплевала на эти обращения, – считает С.Дуванов. Напоминая о том, что переход на колонию-поселение “является вполне обоснованным и продиктован исключительно юридическими нормами”, журналист пишет: “Я не хотел бы быть разменной монетой в нечестной игре казахстанских властей и в этой связи, если это все же произойдет, оставляю за собой право подать заявление о своем возврате в колонию общего режима”.


Разделил – властвуй!


“Ассанди-таймс” в постоянной рубрике “по слухам, но авторитетно” сообщает, что “процесс монополизации банковского сектора страны родственниками и приближенными президента приближается к своему завершению”. Так, по информации газеты, акциями одного из крупнейших банков страны владеет Булат Утемуратов: “как сообщает наш источник в Банке “ТуранАлем”, именно Булат Джамитович владеет немалым пакетом голосующих акций БТА, отобранных у бывшего олигарха Мухтара Аблязова. Кстати, косвенным подтверждением этих слов будет смена в скором времени председателя этого банка. Если Кайрат Сатылганов в ближайшее время появится в Банке “ТуранАлем”, это будет означать, что “выдавленный” Тимуром Кулибаевым из “Народного банка Казахстана” Булат Утемуратов получил-таки контроль над БТА”.


“АТ” резюмирует, что “сегодня Тимур Кулибаев имеет блокирующий пакет акций в “Казкоммерцбанке” и контролирует “Народный банк Казахстана”. Булат Утемуратов будет контролировать Банк “ТуранАлем”. То есть три ведущих банка, в совокупности “составляющих” две трети банковской системы страны, оказываются под непосредственным контролем Семьи. А это в нашем государстве при приближающихся парламентских, а затем еще и президентских выборах что-то да значит!..”. С последним доводом, конечно, трудно не согласиться. Если описываемое “АТ” реально, тогда будущие выборы обещают быть не только “горячим”, но и дорогим удовольствием, но при этом с деньгами проблем не будет.


“Эпоха” также пишет о кадровых и иных изменениях в “Народном банке Казахстана” — наследнике Сбербанка СССР, “откровенно провалившим акцию по выплате компенсации по вкладам населения в Сбербанке”, вызвавшим “в буквальном смысле всенародное возмущение своим решением ввести с 1 января ежемесячную плату в 50 тенге за обслуживание счетов физических лиц”.


Как пишет газета, “…в журналистской среде уже начали распространяться слухи о возможной национализации этого банка, что, кстати, было бы довольно логичным шагом”.


По предположению “Эпохи”, место председателя правления другого банка – БТА — может занять женщина, и вот почему: “теперь во главе двух крупнейших банков страны – “Народного” и “Казкоммерцбанка” — стоят женщины с довольно неплохой деловой репутацией и к тому же весьма симпатичные. На этом фоне гендерным диссонансом выглядит сегодня еще один ведущий банк – “ТуранАлем”, в котором верховодят исключительно мужчины. Теперь журналисты не исключают, что после очередного вызова на “ковер” к главе государства Ержана Татишева, руководителя Банка “ТуранАлем”, и здесь могут произойти кадровые изменения в пользу прекрасного пола”.


Время отдавать долги


Журналист “Нового поколения” Талгат Калиев вместе с тремя миллионами мусульман всего мира отправляется в Мекку, чтобы выполнить одну из заповедей Корана, стать кажы и осветить Хадж в своей газете. Материалы корреспондента “НП” будет публиковать в следующих номерах.


“А поддержать людей, сказать им доброе слово напутствия – это уже не обязанность, а стремление души”, – пишет “Страна и мир”. – И вот такое стремление мы увидели на торжественных проводах группы казахстанцев (около 320 человек), отправляющихся в Мекку для совершения Хаджа”. Газета отмечает, что в проводах участвовали представители партии “Отан” и ЗАО “Алматыкурылыс”, которые пожелали паломникам доброго пути.


“Деловая неделя” накануне хаджа размышляет о взаимоотношениях государства, религии и общества: “накануне хаджа, священного долга каждого мусульманина, вновь поднимаются вопросы, связанные с исламом и политикой, проводимой на региональном, местном, так и на глобальном уровне – основными “мировыми игроками”. Несмотря на декларативное разделение религии и политики (или, чего греха таить, терроризма и ислама), на бытовом уровне процесс демонизации мусульманства продолжается. И это может иметь самые неприятные последствия не только для религии, но и для казахстанского общества, нуждающегося в духовном наставничестве”.


По мнению “ДН”, “…именно от авторитета духовных лидеров всей нации, в число которых входят у нас не только религиозные лидеры – мусульманские, православные, иудейские, но и национальные, представленные в известном совещательном органе при президенте страны, зависит, каким будет лицо Казахстана, будет ли у него привлекательная “национальная (гражданская) идея”. И в этом смысле одна из центральных ролей должна быть отведена духовному возрождению религии титульной нации, так как без ответственного и убежденного старшего брата в казахстанской семье народов трудно будет когда-нибудь построить тот “дом”, в котором будет тепло и уютно любому человеку”.