Зачем Алматы свободная экономическая зона?

Источник: газета "Начнем с понедельника"

Жаль, нет под рукой глобуса, а то интересно было бы проверить: если проткнуть его насквозь прямо через кружок с надписью Алмтаы, в какой противоположной точке выйдешь, не сильно ли далеко от Бермудского треугольника?


Какая здесь связь – об этом чуть позже, а вообще-то я к тому, что уже не первый раз наши власти публично оглашают планы превращения Южной столицы в финансовую Мекку всей Евразии и ее окрестностей.


Первый раз, помнится, такой амбициозной идеей порадовал общественность аким В.Храпунов пару лет назад. Но тогда звонкая затея дальше слов не продвинулась. И вот второй заход, теперь уже в исполнении первого вице-премьера Г.Марченко. Недавний алматинец на совещании в акимате по прежнему месту жительства порадовал бывших земляков: «В настоящее время правительству Казахстана совместно со специально созданной рабочей группой необходимо выработать предложения по дальнейшему развитию Алматы как финансового центра не только для Казахстана и Центральной Азии, но и охватывающего страны СНГ, Ближнего Востока и Западный Китай».


На сегодняшний день, подчеркнул Григорий Марченко, Алматы «объективно является финансовым центром» Казахстана, поскольку именно здесь аккумулируется основной объем финансовых средств, заключается большее количество крупных сделок и сконцентрированы почти все финансовые институты страны.


Вместе с тем он считает «достаточно важным» принятие в ближайшее время «более эффективных мер» по дальнейшему развитию Алматы как сильного, конкурентоспособного финансового центра. «Особую актуальность» этому вопросу, по его мнению, придает предстоящая в Казахстане в 2007 году либерализация валютного режима, предусматривающая полную конвертируемость тенге по капитальному счету, что, по его данным, предоставит казахстанцам право свободно инвестировать свои средства за рубеж.


«Нам же, правительству, надо работать на опережение и создавать такие условия, чтобы деньги вкладывались внутри страны, а не утекали за границу, в частности, в Россию или Западный Китай, где развиваются большие рынки», — заявил Григорий Марченко, в связи с чем, отметил он далее, и предполагается создание особой СЭЗ.


Предполагается, что указанная СЭЗ будет занимать небольшую площадь на территории Алматы, в границах которой будут располагаться, в частности, таможенная структура, экономический суд, а также административные здания.


При этом в данной зоне, отметил Григорий Марченко, должен действовать «достаточно благоприятный» налоговый режим с целью привлечения «большего количества инвесторов».


Вместе с тем Григорий Марченко не исключил, что данная СЭЗ может начать действовать с 2005 года, когда, по его словам, в Казахстане будет введен весь комплекс новых структурных мер, в частности, в области жилищного строительства, налогообложения, здравоохранения, образования, в системе социальной защиты, а также создано электронное правительство и легализована «теневая» экономика.


Ну вот, все это замечательно, впечатляет и радует, особенно перспектива, что уже с 2005 года (то есть ровно через 9 месяцев, как положено) в Казахстане родятся двойняшки: электронное правительство и легализованная теневая экономика. Поистине, первый вице-премьер слов на ветер не бросает!


Но все же, давайте попробуем понять: а что, собственно говоря, полезного будет производить СЭЗ города Алматы?


Понятно, что “небольшая площадь” в черте города, где разместятся такие “производственные мощности”, как таможенная структура, экономический суд и административные здания, будет производить только один товар – деньги. Причем движущей силой производства денег из денег будут те налоговые льготы, которые Государство Казахстан даст этой “небольшой территории”. Другими словами, алматинская СЭЗ – это как бы такая искусственно устраиваемая государством финансовая воронка, втягивающая в себя “лишние” деньги из ближнего или дальнего экономического пространства.


Для того чтобы …


А, в самом деле, для чего Государству Казахстан такой дополнительный “втягиватель” денег? Понятно, что такой вопрос не возникает у тех, кому повезет разместиться на этой “небольшой территории”. Ее обитатели будут, конечно, счастливы. Но Государству-то от этого какая польза, ради чего оно, Государство, идет на налоговые льготы, то есть на бюджетные жертвы?


Допустим, чтобы стянуть побольше денег про запас, на случай непредвиденных обстоятельств. Но уже сейчас в золотовалютных резервах Нацбанка собрано более 5,5 миллиардов долларов, а активы Национального фонда превысили $3,5 миллиарда. Кроме того, в накопительной пенсионной системе собрано более 350 млрд. тенге, или свыше $2,3 миллиарда в эквиваленте. И с этими-то деньгами Правительство не знает, что делать. Куда еще копить?


Есть такой международный критерий величины валютных резервов государства: считается, что запас должен быть достаточным для покрытия трехмесячного объема национального импорта, максимум – шести месяцев. В прошлом году импорт составил $8326,9 млн., то есть просто так, без отдачи, хранимой валюты в стране уже сейчас собрано больше 400% от необходимого запаса.


Тогда, может быть, финансовую СЭЗ с налоговыми преференциями государство для того и создает, чтобы полезно инвестировать накопившиеся в стране “лишние” деньги куда-нибудь за границу?


На это мы скажем, что, во-первых, во внутренней экономике никаких “лишних” денег нет, наоборот, — остро не хватает. А во-вторых (несмотря на “во-первых”), Государство Казахстан на самом деле является щедрым инвестором дальнего зарубежья, и канал отправки денег за границу, действительно, начинается в Алматы, но никакой новой Свободной Экономической зоны для него не требуется. Поскольку на другом конце этого канала такая СЭЗ уже есть … Бермудские острова называется.


В этом смысле Алматы уже и сейчас является таким втягивающим раструбом для валютно-экспортных ресурсов страны, которые потом бесследно растворяются на другом конце света — в Бермудском треугольнике.


Вот статистика: при упомянутом импорте экспорт составил $12900,4 млн., то есть положительное сальдо получилось величиной $3573,5 млн. 2002 году было $2,7 млрд.), ну и где же эти деньги?


Но тогда, может быть, смысл создания алматинской СЭЗ обратный: через нее начать втягивать обратно в страну внешние валютные ресурсы, которые потом инвестировать в национальную экономику и социальное развитие?


Очень хотелось бы в это верить, и кое-какие пассажи первого вице-премьера, например, насчет того, чтобы деньги вкладывались внутри страны, а не утекали за границу, дают основания на это надеяться.


Но в таком случае проблема, опять-таки, решается отнюдь не через создание финансовой СЭЗ. А через переход к реальной конвертируемости национальной валюты – тенге. Это – как технологический минимум, плюс, само собой, политические реформы, без которых ни инвестиционной, ни социально-экономической стабильности в стране не будет.


Впрочем, оставим пока политику. Что же касается чистой экономики, то либерализация валютного режима тоже присутствует в речах финансовых руководителей. Раньше ее твердо обещали к 2005 и 2006 году, а теперь, оказывается, она уже фигурирует как “предстоящая в 2007 году”.


Почему же так нескоро, и при том так точно: именно в 2007 году?


Давайте мы этот вопрос оставим пока открытым…


Курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”.


«Начнем с понедельника», 26.02.04.