Жармахан Туякбай: “Нанести поражение нынешнему режиму”

Жармахан Айтбаевич, с момента учредительного собрания нового движения “За справедливый Казахстан” прошел месяц. Что конкретно сегодня делается, чтобы это движение принесло реальные результаты?

— Сейчас идет процесс организационного становления, оформляются документы для регистрации движения. Создаются филиалы на местах, готовится политическая платформа. Мы должны определиться, какие концептуальные позиции, в отличие от других общественных объединений, исповедует движение “За справедливый Казахстан”. До конца текущего месяца мы эту работу должны завершить. Кроме того, предстоит выработать стратегию и план тактических мероприятий на период предвыборной кампании. Вы же знаете, что это движение однозначно создано для того, чтобы нанести поражение нынешнему режиму на предстоящих президентских выборах.

Жармахан Айтбаевич, а ведь нет понятия “движение” в нашем законодательстве, каким тогда образом вы будете регистрировать это движение, в качестве чего?

— По закону это будет называться – общественное объединение “Блок демократических сил “За справедливый Казахстан”. А движением мы себя именуем, потому что рассчитываем на всенародную поддержку. С каждым днем к нам присоединяется все больше людей, тем более что спектр политических взглядов, ценностей, которые исповедуем, объективно очень широкий. Поэтому, разумеется, это движение.

Будет ли на базе этого движения создаваться партия?

— Нет. Сегодня мы такой задачи перед собой не ставим. Сейчас главное предназначение нашего общественного объединения — выдвижение единого кандидата на предстоящих президентских выборах и его согласованное продвижение. Мы собираемся бороться за достижение тех политических целей, которые поставило учредительное собрание движения. Это, прежде всего, изменение системы власти в нашей стране на принципах демократии и справедливости.

Выдвижение единого кандидата от вашего движения уже состоялось, и некоторые аналитики сочли это фальстартом. Как вы прокомментируете этот вывод?

— Во-первых, выдвижение единого кандидата еще не состоялось. Оно произойдет только после официального объявления президентских выборов. Пока же демократические силы заявили лишь о своем намерении выдвинуть единого кандидата, назвали его фамилию. Мы стремимся строго следовать закону, чтобы нас потом не обвинили, что мы досрочно начали предвыборную кампанию. Хотя, судя по всему, действующий президент свою предвыборную агитацию уже давно ведет, бросив на это все ресурсы государственного аппарата…

Одним из основных пунктов в работе координационного совета, который вы возглавляете, была подготовка проекта новой Конституции. Проект подготовлен, что дальше?

— Да, проект подготовлен. Сейчас мы завершаем обработку всех поступивших замечаний и предложений, и в ближайшее время, наверное, обсудим этот обширный материал на заседании президиума. Затем, видимо, проведем научно-практическую конференцию на эту тему с широким привлечением политиков и юристов. И уже потом опубликуем окончательный текст проекта. Лишь после этого мы можем с полным правом говорить о том, что выработали основу нашей политической платформы.

Буквально на днях Алихан Байменов выступил с заявлением, в котором предлагает 10 первоочередных мер, которые необходимо решить как власти, так и демократическим силам для урегулирования политической ситуации в стране. И в числе этих предложений есть предложение о созыве Конституционного совещания, как вы относитесь к этой идее?

— Во-первых, даже с правовой точки зрения идея созыва Конституционного совещания некорректна, потому что в действующем Основном Законе не предусмотрен такой институт. Во-вторых, Алихан Байменов предлагает внесение дополнений и изменений в Конституцию, мы же предлагаем принятие концептуально новой Конституции. И Конституционное совещание, с нашей точки зрения, должно собираться для принятия новой Конституции, а не для внесения поправок в действующую. В рамках же нынешнего правового поля для созыва этого совещания нет механизма.

Поддерживаете ли вы другое предложение Алихана Байменова о наложении вето на Закон “О выборах в РК”?

— Поддерживаю. Мы и до этого заявляли, что нельзя принимать этот закон, потому что он абсолютно антиконституционен и ущемляет права и свободы граждан.

А как вы прокомментируете то, что в соседней России буквально на днях г-н Путин внес предложение в парламент о том, что на период выборов партии не имеют права создавать блоки. Возможно, что такое повторится и у нас?

— В нашей стране все возможно. Может повториться в таком же виде, но, скорее всего, — в нашей специфической вариации.

Действия властей России и Казахстана синхронизированы?

— Не только синхронизированы, я считаю, наши президенты постоянно друг у друга учатся, как укреплять свою власть.

В отношении российского президента комментарии, наверное, некорректны. Но если конкретно отвечать на ваш вопрос, то скажу: все, что для нашего президента покажется эффективным для укрепления собственной власти, он обязательно возьмет на вооружение.

Можно ли говорить, что недавняя рокировка: Балиева-Жумабеков тоже является звеном этой цепи?

— Разумеется. Хотя самому факту этой рокировки не стоит придавать существенного значения. Не Балиева решала, и не Жумабеков будет решать, как проводить выборы, как использовать административный ресурс. От того, что они поменялись местами, ничего не изменится.

На днях в парламенте рассматривался вопрос, который, как ни странно, поддержало Министерство информации. Это предложение о праве предоставления прокурору приостанавливать деятельность СМИ. Это предложение внесли представители КНБ, правда, депутаты отказались с ходу его принять. Что вы об этом скажете?

— Я бы сказал, что там ставится вопрос не только о приостановлении деятельности СМИ. В этом законе предлагается приостановление прокурором деятельности и общественных объединений, в том числе политических партий. Это все звенья одной цепи, желание любыми способами добиться того, чтобы оппоненты сегодняшнего режима не могли реализовывать свое право — доводить до граждан нашей страны информацию о реалиях нашей жизни, разрушать коварные и опасные идеологические догмы. Только с этой целью прокурору предоставляются такие полномочия, которых он не имел даже в период тоталитарного советского режима. Вообще, то, что репрессивные органы стали активно укрепляться, стало заметно еще в начале 2000 года. И сейчас постоянно идет процесс дальнейшего укрепления карательной системы, предоставления новых полномочий прокуратуре, КНБ, МВД — в части гонения, запрещения, приостановления деятельности оппозиционных партий и движений. Даже доходит до того, и я это помню, что прокурору дали право приостанавливать судебное решение. Это вообще не идет ни в какие рамки. Нашу тенденцию скатывания к тоталитаризму, к полицейскому государству уже давно замечают и за рубежом, но самое главное — все это хорошо видят наши граждане. И какими окажутся последствия, трудно сказать.