Чтобы, потерявши, не плакать

В мире казахской прессы

У казахов есть старая поговорка, которая, несмотря ни на что, стареть никак не желает: \»Тоқал ешкi муйiз сүраймын деп қулағынан айрылыпты\», которую примерно можно перевести как \»комолая коза пожелала иметь рога, но тут же потеряла уши\». Это, может быть, и частный случай, на который вряд ли стоит обращать внимание: ну, не было у козы рогов, а теперь и ушей лишилась. Но дело то в том, что этот, так сказать, частный случай в реальной, нашей с вами, жизни имеет обыкновение повторяться так часто, что уже давно пора причислить приведенную выше поговорку к классике устного народного творчества. В частности, в этом нас еще раз убедили материалы казахской прессы, появившись на свет ну всего несколько дней назад.

Так, как только взяли в руки свежий номер (№19, 12.05.05г.) еженедельника \»Ана тiлi\», наш взгляд моментально наткнулся на заголовок-набат \»Нависла угроза над единственной оберегаемой нашей любовью школой\». По правде сказать, дрожь пробежала по телу: неужели мы имеем такую одну-единственную школу? Ведь способной детворы-то вон сколько. Но углубившись в чтение \»школьного\» текста, мы наконец-то поняли, что все другие учебные заведения остаются на месте. Кроме той, единственной, разумеется. В чем же тогда ее уникальность? Оказывается, материал этот являет собой открытое письмо ее двенадцати именитых выпускников (правда, не таких уж молодых) на имя \»министра науки и образования РК г-жи Б.Айтимовой и акима города Алматы г-на И.Тасмагамбетова\». И школа тоже не такая уж простая, а имеет высокий титул — в ней даровитые ученики со всей республики проходят углубленный курс изучения казахского (государственного!) языка и литературы. В этом смысле она остается пока что первой и единственной. К тому же, как выяснилось, она готовится (готовилась) торжественно отметить через два года свое славное 50-летие.

А загвоздка-то в том, что суровые дяди в лице строителей \»Элитстроя\» хотят убрать (в смысле — снести) этого без пяти минут юбиляра, не дав дожить ему до полувекового дня рождения. Причина? Да причина в том, что бывший аким Алматы г-н В.Храпунов и министр образования и науки г-н Ж.Кулекеев (тоже бывший), видать, прислушались к \»мнению некоторых людей\», что \»школа находится в зоне повышенной сейсмической опасности и ее конструкции не выдержат подземного толчка\», если, разумеется, таковой случится. И принято было решение передать школе здание Республиканского института усовершенствования учителей, находящееся неподалеку, практически совсем рядом. Но в бытность г-жи Ш.Беркимбаевой министром соответствующей отрасли школе было выделено из республиканского бюджета 39 млн. тенге, и она прошла капитальный ремонт. Ныне, как пишут авторы письма, она находится в прекрасном состоянии, в ней строятся новые бассейн и спортивный комплекс. А когда речь зашла о возможном землетрясении, соседняя школа №17 получила необходимые средства от города и были проведены работы по укреплению ее конструкции. Что же касается школы-интерната №2, то ее собираются сносить. На полном серьезе, между прочим. Как только закончится нынешний учебный год, школу снесут, и на ее месте планируется возвести элитный жилой дом. Институт же усовершенствования учителей, куда хотят переселить коллектив школы, по своим габаритам явно не рассчитан на количество людей, которым она располагает. Кроме того, общежитие для школьников выделяется в другом конце города и рассчитано всего на 160 человек (а их в интернате около 400).

Между тем школа считается одной из самых престижных в республике, и среди ее выпускников весьма высок процент тех, кто ежегодно поступает в вузы страны.

Одним словом, сквозной идеей письма является то, что, ломая школу, \»Элитстрой\» и те, кто стоит высоко над ним, волей-неволей поднимают руку на закон о языках, нарушают его. Так что вопрос уже приобретает политический характер.

И еще вот что. К своему пятидесятилетию школа, оказывается, намеревалась довести количество учащихся до тысячи человек. Но реальность говорит о том, что она может потерять не только здание, но и имеющееся количество учеников. Вот и спрашивается, неужто рога нужны для того, чтобы отрезать козе уши? \»Имеющие уши да услышат\», — таков лейтмотив материала, обращенный в первую очередь к ушам тех, от кого зависит судьба многострадальной школы.

Практически на такой же вывод наталкивает и заявление депутата мажилиса и председателя общественного движения \»Государственный язык\» М.Шаханова (там же). По его словам, в городе Астане республиканские газеты продаются в основном лишь в трех-четырех местах — в здании Главпочтамта, на железнодорожном вокзале и в аэропорту… И то они поступают с большим опозданием — иногда через неделю, и в ограниченном количестве.

Автора волнует судьба государственного языка в тот период, когда будут введены в действие механизмы электронного правительства. Если ситуация при обыкновенном \»нашем\» продолжает оставаться такой никудышной, то в будущем не придется ли нам опять расстаться с ушами? Но ведь без рогов тоже нельзя, не правда ли?

Более умеренную позицию занимает другой депутат мажилиса К.Сагадиев — он против создания языковой полиции и считает, что достаточно иметь языковую инспекцию, относительно предложения А.Айталы, что депутаты казахской национальности обязаны владеть казахским, которое было отклонено большинством голосов депутатов, К.Сагадиев утверждает, что этого недостаточно: надо, чтобы его знал каждый депутат. Наверное, до его ушей не дошли еще тревожные слухи о незавидной судьбе вышеозначенной школы, а то уважаемый избранник народа более осторожно взял бы быка (или козу, по поговорке) за рога. Во имя сохранения тех же ушей, конечно. Правда, он говорит, что такая идиллия с госязыком наступит \»через несколько лет\». А пока же весь сыр-бор разгорается по поводу сохранения учебного заведения, где готовят лучших знатоков казахского. Вот такое расстояние между желанием и действительностью. Да будут же услышаны душераздирающие крики возможных жертв из той школы весьма оптимистически настроенным депутатом парламента, желающим через несколько лет увидеть казахскоговорящего русскоязычного коллегу. Вот такие рога и нас устраивают. Ибо не хотим, чтобы все время нам драли уши. Но, как говорится, поживем — увидим. И услышим, наверное.

Как уверяет нас газета \»Жас Алаш\», такое же дранье ушей, только еще в более хлестком виде, устроил недавно г-н М.Мухамбетжан, под чьим предводительством шымкентская молодежь атаковала лидеров движения \»За справедливый Казахстан\». Эти противоправные действия государственного предприятия \»Молодежный центр\» и бывшего фронтовика, прошедшего Афган, возмутили и самих участников той войны. В \»Жас Алаше\» (№55, 12.05.05г.) лидеры организации ветеранов выступили с заявлением, в котором потребовали от властей найти и наказать организаторов \»разбойного нападения\» и призвали своих братьев по оружию поостеречься от использования их имен в таких неблаговидных делах. Поломались ли после этого рога у не в меру ретивых антиоппозиционеров из Шымкента, пока неизвестно, но у них точно возникли проблемы со слухом — они упорно отмалчиваются. В лучшем случае они в лице своего шефа М.Мухамбетжана уклоняются от ответа на прямые вопросы, задававшиеся на пресс-конференции в Алматы (\»ЖА\», тот же номер).

\»Тех, кто был вместе с бесчинствующими хулиганами, Алматы принял с суровым лицом\» — так называется материал, посвященный этой пресс-конференции. Вывод: ничем нельзя оправдать подобные хулиганские методы борьбы с инакомыслящими, даже если она предпринята во имя демонстрации своей верности президенту РК. \»Хотели как лучше, а получилось как всегда\» (один из бывших премьер-министров РФ); \»Ақымақ достан ақылды дұшпан артық\» (\»Умный враг лучше, чем глупый друг\») — казахская пословица, не потерявшая поныне, подобно рогам и ушам, свою актуальность.

На таком мрачноватом фоне весьма громогласно звучит \»Гуманистический манифест\», написанный, как говорится, ярким слогом потенциальным создателем гуманистической партии Казахстана аксакалом М.Уразаем. Правда, манифест пока что носит сугубо теоретический характер и содержит в основном жесткую критику \»брюхоголовых\», грубо нарушающих принципы подлинного гуманизма. Автор манифеста исходит из того, что все этносы равноправны и каждый из них имеет право на счастливую созидательную жизнь. Если какой-либо крупный этнос угнетает другой, более малочисленный, то это противоречит принципам гуманизма и должно осуждаться мировым сообществом. В эпоху гуманизма люди изъясняются между собой при помощи гумана — общемирового языка, содержащего элементы всех существующих языков, потому и понятного всем. Но это не мешает развитию отдельных языков. Войны чужды природе гуманизма, и они будут повсеместно запрещены. О будущих поколениях, об их судьбе заботится всемирный парламент. И все это приведет к тому, что гуманисты одержат победу над \»брюхоголовыми\» эгоистами. (Сказанное относится и к людям, и к этносам.)

Вот таким образом разворачивает свои мысли почтенный аксакал. Только жаль, что мы пока практически ежедневно становимся свидетелями того, как \»брюхоголовые\» режут уши тем, кто запрашивает рога. Но, как говорят французы, \»Le roi est mort, nive le roi\» (\»Король умер, да здравствует король\»). Видите ли, коммунистический манифест ушел в историю, и ему на смену пришел гуманистический, что со-о-всем неплохо. Ведь революции сперва рождаются в головах людей. Лишь бы они были мирными, бархатными и, разумеется, гуманистическими.

Еженедельник \»Туркестан\» (№19, 12.05.05г.) открывается заметкой Е.Капкызы \»Қазақ па, казак па?\» (\»Казах или казак?\») по поводу эпатажного заявления группы граждан республики о переименовании Казахстана в Казакстан. Не переборщили ли, ребята? — таково сомнение автора, адресованное сторонникам данного названия.

Мы бы со своей стороны добавили, что, несмотря на желание авторов заявления поддержать известный президентский тезис о казахстанской нации, тут они все же допускают смешивание понятий \»гражданская принадлежность\» и \»этнос\». Ведь Казахстан, даже не будучи переименованным, прекрасно выполняет свою миссию — все его граждане являются казахстанцами. Так что тут можно потерять не только уши, но и лицо. А куда же годится коза без рогов и без ушей, а казах (казак) — без лица? Пожалейте же нас, господа идентификаторы, и оставьте за нами право иметь свое лицо, не теряющееся в едином союзе других лиц. Ведь и в Америке не кануло в Лету понятие \»американец европейского, китайского и т.д. происхождения\»). Так что для меня один из авторов заявления, мой друг поэт Арон Атабек останется казахстанцем казахского, а семиреченский атаман Геннадий Беляков — казахстанцем русско-казахского происхождения. Единство же наше проявляется в нашей гражданской принадлежности к единому государству — Казахстану.

В том же номере \»Туркестана\» есть еще один не менее интересный материал \»Есть ли у казахов личности, достойные называться достоянием нации?\» Газета же \»Айкын\» предлагает читателям размышление Б.Тлеухана \»Деятельность депутата Бекболата для казахов приносит больше пользы, чем деятельность певца Бекболата\» (\»Айкын\», 11.05.05г.).

Правда, можно было поспорить как с депутатом, так и с певцом Тлеуханом. Но, к счастью, казах тут сумел сохранить и тот, и другой компонент своего достоинства, самое главное, лицо свое. А те, кто имеет лицо, достойны уважения. Потому что они сохранили и уши.

Мы же пока постоянно теряем рога вместе с ушами. И потерявши, плачем…

P.S. Когда заканчивал обзор, по телевидению передали, что возбуждено уголовное дело в отношении хулиганов, нападавших на лидеров движения \»За справедливый Казахстан\». Рога ребята приобретут точно, но сохранят ли они уши? Нешуточный, так сказать вопрос.