Кыргызстан. Тандем Бакиев — Кулов обеспечит им победу на выборах, или Почему объединились основные кандидаты?

Подписанное 12 мая 2005 года Соглашение между основными кандидатами на пост президента Кыргызстана Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым практически обеспечивает им победу на выборах главы государства. Прежнее противостояние “северного” Кулова и “южного” Бакиева могло привести не только к гражданской войне, но и к победе “третьего кандидата”.

Руководствуясь высшими интересами народа и государства, мы с Курманбеком Бакиевым взяли на себя ответственность за обеспечение стабильности и мира в стране. Объединив свои усилия, мы намерены совместно работать на благо народа”, — говорит Феликс Кулов.

И.о. президента Курманбек Бакиев прокомментировал подписание соглашения как заботу о единстве Кыргызстана. “Мы объединились с Феликсом Куловым во имя единства Кыргызстана, ради стабильности. Если будет стабильность в Кыргызстане, то будет и экономический рост”, — заявил во время своего выступления в Кыргызско-Российском (Славянском) университете Курманбек Бакиев.

Согласно подписанному Соглашению, в случае победы на президентских выборах Курманбека Бакиева он будет добиваться, чтобы парламент одобрил кандидатуру Кулова на пост премьер-министра. “Это не юридический, а именно политический документ. Конечно, слово политика ничего не стоит, но я дал слово мужчины”, — отметил и.о. президента.

Политическая общественность Кыргызстана в целом положительно отнеслась к объединению двух основных кандидатов. Лидер Социал-демократической партии Кыргызстана Алмаз Атамбаев на 7-м съезде партии 14 мая 2005 года, выступая с докладом о сложившейся политической ситуации в стране, в частности о соглашении Бакиев — Кулов, заявил, что тандем принесет стабильность в страну. “Думаю, вместе им будет легче работать для стабилизации республики. Решение о создании тандема “Бакиев — Кулов” считаю самым правильным. Для обеспечения успеха этого тандема я снимаю свою кандидатуру с предвыборных гонок. Для меня важно сейчас не кресло, а мир в стране”, — сказал Алмаз Атамбаев.

О намерении выйти из президентского марафона в пользу тандема заявил и врач-нарколог Женишбек Назаралиев, который до этого успел пройти официальную регистрацию в ЦИК и принять участие в экзамене на знание государственного языка. Уже 16 мая 2005 года Женишбек Назаралиев объявил о снятии своей кандидатуры с предвыборной борьбы за пост президента ради предотвращения конфликта между “севером” и “югом”. Как отметил врач, он сам не является представителем “ни севера, ни юга”.

Партия справедливости и прогресса приветствовала договоренность между Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым. “Партия справедливости и прогресса оценивает этот шаг как проявление политической мудрости и ответственности за судьбу страны и за будущее народа Кыргызстана. Впервые после событий 24 марта открываются реальные возможности для укрепления единства и сплоченности народа Кыргызстана, восстановления демократии, динамичного развития экономики, реализации права каждого кыргызстанца на достойную жизнь”, — подчеркнул Муратбек Иманалиев.

Между тем ряд политологов усматривают в объединении Бакиева и Кулова не только заботу о стране, но и опасения обоих проиграть президентские выборы. Проигрыш может произойти не только по территориальному признаку, но и по ряду объективных факторов. Среди них и работа участников тандема на государственных должностях.

После президентских выборов 2000 года и отставки правительства во главе с Амангельды Муралиевым кандидатура Курманбека Бакиева наряду с Амангельды Муралиевым и министром национальной безопасности Таштемиром Айтбаевым рассматривалась как одна из возможных на пост премьера.

21 декабря 2000 г. президент Аскар Акаев до процедуры открытого голосования по кандидатуре премьер-министра предложил депутатам собрания народных представителей Жогорку Кенеша на тайное рейтинговое голосование две кандидатуры – Курманбека Бакиева и бывшего премьер-министра Амангельды Муралиева. Победителем стал Бакиев, после чего президент официально представил его кандидатуру, она и была утверждена большинством голосов.

В феврале 2001 г. Курманбек Бакиев подписал с премьер-министром Узбекистана Уткиром Султановым секретный “Меморандум об урегулировании правовых основ делимитации государственной границы между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан”, в соответствии с которым предусматривалось соединение находящегося внутри Кыргызстана узбекского анклава Сох с основной территорией Узбекистана. Соединение предполагалось провести путем обмена кыргызской территории “вдоль реки Сох в обход кыргызских населенных пунктов с адекватной компенсацией в пользу Кыргызстана”.

Группа депутатов Жогорку Кенеша, в основном с юга страны, устроила настоящий допрос с пристрастием явившемуся в парламент для объяснений премьер-министру Курманбеку Бакиеву. Премьера забросали вопросами и потребовали отставки руководителя, “который тайно торгует кыргызской землей”. Депутат тогдашнего законодательного собрания Жогорку Кенеша Адахан Мадумаров, а сегодня один из и.о. вице-премьер-министров Кыргызстана, зачитал вслух соответствующие статьи Конституции, согласно которым любое изменение границ государства и вопросы его административно-территориального устройства являются прерогативой парламента. Он заявил, что и глава государства, и глава правительства не имеют полномочий на подписание подобных меморандумов. Исходя из того, что меморандум не прошел одобрение в парламенте, он считался недействительным.

Тогдашний премьер-министр Курманбек Бакиев признал превышение своих полномочий, объяснив это сложной энергетической обстановкой в Кыргызстане, проблемами с подачей узбекского газа в Бишкек и Чуйскую область. Как сообщал web-сайт www.iwpr.net, в конце февраля 2001 года в Бишкек с рабочим визитом прибыл премьер-министр Узбекистана Уткир Султанов для обсуждения со своим кыргызским коллегой двусторонних водно-энергетических проблем. К тому времени уже в течение месяца газ из Узбекистана поступал на север Кыргызстана в сильно сократившемся объеме. Кыргызской стороне пришлось резко увеличить сброс воды из стратегически важного Токтогульского водохранилища — для компенсации возникшего дефицита электроэнергии в Бишкеке, являющемся крупнейшим потребителем узбекского газа.

Эта вынужденная мера кыргызской стороны поставила под угрозу неурожая и многомиллионные убытки узбекское хлопководство. Учитывая, что Кыргызстан скапливал воду для хлопковых плантаций Узбекистана, сброс в зимнее время влаги мог привести к неурожаю и убыткам осенью. Спешный приезд в кыргызскую столицу официальной делегации соседнего государства, причем по инициативе узбекской стороны, и уверенная, твердая позиция кыргызского премьера на двусторонних переговорах получили одобрение не только политического истеблишмента, но и широкой общественности и были расценены, как маленькая, но очень показательная победа над большим соседом.

По словам премьер-министра Курманбека Бакиева, когда переговоры подходили к концу и пора было прощаться, узбекская делегация неожиданно предложила обсудить меморандум по вопросам уточнения границ. “Раз высокие гости попросили, я не счел возможным отказать им в этом. К тому же я подумал, что правительственные эксперты, очевидно, предварительно согласовали этот вопрос”, — пояснял тогда Курманбек Бакиев. Он утверждал, что ни президент, ни узбекская делегация не оказывали на него давления.

Публикация сведений о меморандуме в кыргызской прессе сопровождалась резкой критикой в адрес премьер-министра. В результате обмена Узбекистан мог бы получить контроль над водными ресурсами реки Сох, отдав взамен бесполезную горную местность, а Баткенская область могла сама оказаться анклавом. Подписание секретного меморандума Курманбеком Бакиевым впервые сгустило тучи над его политической карьерой. Сегодня жители стратегически важной для Курманбека Бакиева Баткенской области, которая “благодаря” его политическому провалу могла быть изолирована, с нетерпением ожидают выборов. Есть вероятность того, что этот регион, да и ряд других областей, для тандема будут одними из самых трудных на предстоящих выборах.

Если Курманбека Бакиева в стремлении победить на выборах тянет его прошлое, то его соратника по тандему Феликса Кулова не только прошлое, но и настоящее. Прошлое Феликса Кулова, прежде всего, связано с его неудачной политической деятельностью. Парламентские выборы в феврале 2000 года для ставшей достаточно влиятельной силой партии “Арнамыс”, лидером которой был “железный” Феликс, стали провальными.

Оппозиция объявила, что результаты в большинстве случаев сфальсифицированы. Феликс Кулов тогда заявил, что, несмотря на поражение, не откажется от участия в борьбе за кресло президента. Однако власть посчитала, что превратившийся уже в культовую личность за свои оппозиционные взгляды отставной генерал становится чересчур опасным для Белого дома.

В марте 2000 года Кулов был арестован следователями национальной безопасности и обвинен в злоупотреблении служебным положением в бытность председателем МНБ. Но в августе 2000 года суд вынес оправдательный приговор Феликсу Кулову, и опальный генерал намеревался побороться на выборах за пост президента, однако сошел с дистанции, отказавшись сдавать обязательный экзамен на знание кыргызского языка.

Несмотря на обстоятельства, Феликс Кулов незадолго до выборов создал тандем с депутатом Омурбеком Текебаевым, что стало для всех сенсацией, поскольку оба политика совершенно не подходили друг другу по многим позициям. Однако шансы и возможности действующего президента оказались посильнее. Штаб Аскара Акаева повсеместно использовал в предвыборной гонке госорганы и активно раскручивал главного кандидата практически во всех СМИ. Президента во время приездов в Бишкек поддержали его коллеги по СНГ Ислам Каримов и Владимир Путин. Все это в итоге помогло выиграть выборы Аскару Акаеву.

Феликс Кулов признал итоги выборов и объявил, что готов сотрудничать с новой властью, за что подвергся критике бывших союзников. Однако похуже моральных оскорблений от соратников по оппозиции оказались всплывшие в уголовном деле на Кулова новые обстоятельства. Бишкекский гарнизонный военный суд вновь рассмотрел пакет прежних обвинений и осудил оппозиционера на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кулова лишили генеральского звания и всех наград.

Сегодня, перед очередными выборами президента, несмотря на ряд оправдательных приговоров и поддержки жителей северных регионов страны, Феликс Кулов все еще уязвим перед Государственной комиссией по языку. Если в 2000 году он отказался сдавать экзамен на знание государственного языка, и это было расценено как выпад в адрес власти, то в 2005 году повторение подобного поступка могло бы вызвать недопонимание в обществе.

Выдвигая себя в качестве кандидата в президенты, Феликс Кулов был убежден, что с божьей помощью ему удастся пройти испытание. Но многочисленные выступления генерала после освобождения перед общественностью, в СМИ, на похоронах своего соратника Усена Кудайбергенова, где в большей своей части присутствовали кыргызскоязычные граждане, были на русском языке. Это дало понять многим, что у Кулова остались проблемы с кыргызским языком. В случае несдачи обязательного экзамена, а это было очевидно, Феликс Кулов серьезно подорвал бы свою политическую репутацию.

Другим немаловажным аспектом сближения Феликса Кулова с Курманбеком Бакиевым стало его тюремное заключение. Последние пять лет генерал проводил в местах не столь отдаленных и практически не участвовал в общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Это, в свою очередь, привело к потере ощущения реальности и чувства времени. Кыргызстан резко менялся практически во всех отношениях, и, несмотря на информированность Кулова о ситуации в стране, его неучастие сделало свое “черное” дело.

Свое заявление о выбывании из президентской гонки Феликс Кулов объяснил необходимостью стабилизации ситуации, недопустимости раскола в стране и событиями в соседнем Узбекистане. Однако, по мнению ряда журналистов и политологов, непонятно, как события в Андижане могли повлиять на решение Кулова, так как Соглашение между Куловым и Бакиевым было подписано 12 мая, а события в Узбекистане начались 13 мая. Главные причины все-таки заключаются в его проблемах с госязыком, ориентацией на русскоязычное население и отсутствием реальной поддержки на юге страны.