Народ доверяет президенту, но доверяет ли президент народу?

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Зачем власть закручивает гайки

Американский журналист Кристофер Пала со страниц International Herald Tribune рассказывает об итогах опроса общественного мнения, который провел в Казахстане Международный Республиканский Институт, базирующийся в Вашингтоне. Итоги прошлогоднего опроса показали, что \»граждане этой быстро развивающейся бывшей советской республики оптимистически смотрят в будущее и поддерживают президента Нурсултана Назарбаева\». Стивен Никс, директор отдела Евразии института в телефонном интервью заявил: \»Опрос продемонстрировал, что казахстанцы доверяют президенту, который ведет страну в верном направлении\».

Приглашая западные нефтяные компании вкладывать миллиарды в огромные, но труднодоступные месторождения нефти, которые игнорировались при Советах, в прошлом инженер-металлург, который правит в Казахстане уже 15 лет, создал одну из наиболее эффективных экономик в бывшем Советском Союзе, — отмечается в публикации. — Немногое изменилось с тех пор. 65-летний Назарбаев, как ожидается, легко добьется переизбрания на очередной срок в ходе выборов, которые должны пройти в декабре\».

Тем не менее автор задается вопросом, ради чего же в таком случае полностью подконтрольный парламент штампует репрессивные законы, вводящие жесткий контроль, ограничивающие религиозные свободы и ставящие препоны неправительственным организациям, к которым относится и алматинский офис Республиканского Института. \»Ответ следует искать за границами Казахстана — в Кыргызстане, Украине и Грузии, где засидевшиеся гораздо менее популярные лидеры, контролировавшие коррумпированные режимы, были изгнаны после обвинений в фальсификации выборов\». Во всех трех случаях известно о роли НПО и свободной прессы.

Хоть популярность Назарбаева никогда не была низкой, власть в Казахстане не упускает ни одной возможности для того, чтобы достичь желаемого результата. Автор вспоминает о выборах 1991 г., когда президент получил 98,7 процентов голосов. А прошлой осенью на выборах, подвергшихся широкой критике за манипуляции, оппозиции досталось лишь одно место из 77.

Далее в статье речь идет о поправках в закон о выборах, запретивших демонстрации на время голосования и подсчета голосов, а именно с подобных демонстраций начинался крах режимов в Грузии, Украине и Кыргызстане. \»Другой закон, об экстремизме, — ограничивает религиозные и политические свободы. Он также вызвал международные протесты\». Что касается закона об НПО, то предлагаемые поправки могут поставить Казахстан на уровень находящихся под жестким контролем республик, таких, как Узбекистан, Туркменистан или Белоруссия. Даже сторонники Назарбаева сомневаются в эффективности таких мер. \»Это абсолютно не нужно, поскольку здесь нет никакого кризиса, — говорит Валентина Сиврюкова, президент Казахстанской Конфедерации Неправительственных Организаций. — Это только обратит людей против него\».

Автор напоминает о недавнем призыве Джорджа Сороса, который на недавней конференции в Алматы призвал президента Назарбаева изменить политический курс. Тогда Сорос заявил: \»Процветание наряду с политическими свободами обеспечит стабильность. Если президент сделает правильные шаги, его положение будет неприступным\». В свою очередь Назарбаев подчеркнул: \»Наша цель состоит в построении общества, которое уважает общепринятые стандарты западной демократии\».

Вот и получается, что, хоть народ и доверяет президенту, но ответного доверия нет. Иначе для чего нужны все новые ограничения на едва ли не все возможные формы гражданского самосознания: свободу слова и собраний, деятельность религиозных и общественных объединений и т.д. Впрочем, автор статьи в International Herald Tribune так и не дает ответа на вопрос, зачем в стабильной стране, население которой доверяет своему лидеру, принимать крайне жесткие законы, ставящие крест на гражданском обществе. Остается только предположить, что \»либерал\» в президенте все-таки скоро проснется (как это уже бывало), и драконовские меры будут смягчены. Больший либерализм, чем прежде, вряд ли подойдет Назарбаеву, поэтому лучший способ показать стремление к стандартам западной демократии — отменить акты, списанные с законов Туркменбаши. Только когда для этого подойдет время — до или после президентских выборов?

Statoil становится новым игроком в казахстанском секторе Каспия

Норвежская энергетическая группа Statoil подписала договор о сотрудничестве с казахстанской государственной нефтяной компанией \»КазМунайГаз\» о разведке нефти и осуществлении проектов на Каспийском море. Об этом сообщает издающаяся в Норвегии на английском языке газета Aftenposten.

Это — важный первый шаг в установлении стратегического партнерства между нами и \»КазМунайГазом\» на Каспии\», — заявляет менеджер Statoil по Казахстану Эйнар Реттедаль. По словам представителя фирмы, стороны стремятся достичь соглашения по основным техническим и коммерческим условиям создания совместного предприятия на каспийском месторождении Абай до конца этого года. Однако в заявлении не приводятся детали возможной сделки.

Как говорится в публикации, Казахстан добывает около 1,3 миллиона баррелей нефти в день, но ставит цель войти в суперлигу нефтяных производителей сырья, планируя довести добычу до 3,5 миллиона баррелей в день к 2015 году. Каспийский шельф, содержащий огромные запасы, является ключевым элементом в достижении этой цели.

Между тем об амбициях Казахстана войти в число ведущих нефтяных держав заявил на минувшей неделе и министр энергетики Владимир Школьник. Страна надеется за десятилетие втрое увеличить добычу нефти, доведя ее экспорт, главным образом в Европу, до 130 миллионов тонн. По словам Школьника, которые приводит агентство France Press, общие объемы добычи достигнут 150 миллионов тонн, из которых большая часть будет экспортироваться в Европу, а 20 миллионов будут направлены на удовлетворение внутренних потребностей. С этим заявлением министр выступил перед журналистами в кулуарах Совещания ООН по энергетическим поставкам из каспийского региона в Женеве. \»Страна считается на Западе потенциальной альтернативой традиционным производителям на Ближнем Востоке\», — замечает корреспондент AFP.

Владимир Школьник пообещал предоставить иностранным компаниям возможность участвовать в освоении нефтяных запасов каспийского шельфа. \»Часть блоков будет разрабатываться совместно с нашей национальной нефтегазовой компанией. Часть блоков будет выставлена на открытый тендер. Эта процедура, я надеюсь, начнется в следующем году\», — обнадежил зарубежные фирмы министр.

Он подтвердил, что высокие цены на нефть стали экономическим благом для его страны, но правительство очень рассчитывает на стабильность рынков: \»Нам нужны достаточно стабильные в долгосрочном плане цены на нефть. Это более приемлемо для нас, потому что в таком случае мы сможем планировать нашу финансовую инвестиционную политику и будущие инвестиции\».

Продолжит тему еще одно сообщение. Глобальным перспективам углеводородного сектора посвящен ежегодный доклад \»Энергия мира 2005\», опубликованный компанией British Petroleum. Как сообщает ВВС, аналитики констатируют значительный рост производства нефти на фоне отсутствия открытий крупных месторождений. За прошлый год лидером в росте нефтедобычи стал Ирак, где прирост составил 51 %. Отмечены и некоторые другие страны: \»Быстро, на 41% в год растет и добыча в Экваториальной Гвинее, иллюстрируя возросший интерес к нефтяным месторождениям Африки. В два раза быстрее растет добыча и в Казахстане\». Заметен и вклад России, добывшей в прошлом году сырья на 8,9 % больше, чем в предыдущем. Больше качают черного золота и страны ОПЕК. Зато падает добыча в США, Норвегии и Британии.

Самый примечательный вывод экспертов заключается в том, что мировое производство нефти в 2004 году почти на четверть опережало по темпам роста потребление. \»За год мир стал добывать нефти на 4,5% больше (80,2 млн. баррелей в день), а потреблять — на 3,4% больше (80,7 млн. баррелей)\». Это подтверждает мнение о том, что \»нефти добывается в мире достаточно и что рекордно высокие цены на нее определяются отсутствием нефтеперерабатывающих мощностей\». И действительно, в прошлом году нефтеперерабатывающие мощности в мире выросли всего на 0,8%, что в четыре раза отстает от роста потребления.

Аналитиков беспокоит тот факт, что в последние годы не растут общемировые резервы нефти. Фактически за 10 лет не было совершено открытий существенных месторождений, в то время как \»между 1984 и 1994 годами объем общемировых запасов нефти вырос на треть\». Подсчеты показывают, что \»при нынешних объемах добычи и ценах нефти в мире хватит на 40 лет\». Впрочем, это лишь усредненный срок.

Если обратиться к показателям отдельных стран, то выясняется, что, в частности, у России нефти остается чуть больше, чем на 21 год. Репортер замечает, что \»из бывших соседей по СССР россияне могут завидовать казахам: в Казахстане при больших объемах запасов и относительно небольшой пока добыче, нефти остается на 83 года\». Что касается других ведущих игроков на мировом рынке, то у Саудовской Аравии нефти остается на 42 года, а у Ирана — на 89 лет.

Япония не хочет быть аутсайдером в битве за ресурсы

Asia Times спешит назвать Центральную Азию \»полем битвы за нефть между Китаем и Японией\». Страна Восходящего солнца все больше теряет свои позиции на Ближнем Востоке и в других нефтеносных регионах на фоне растущих аппетитов и амбиций Пекина. В статье дан обстоятельный анализ взаимоотношений двух азиатских гигантов, конкурирующих в борьбе за поставки сырья на все сжимающемся рынке углеводородов. Мы остановимся лишь на той части публикации, где речь идет о каспийском регионе.

Как и ближневосточные страны, государства Центральной Азии, которые получили независимость после распада бывшего Советского Союза, стали объектом игры за влияние между странами, конкурирующими в борьбе за ресурсы, — отмечается в статье. — Согласно оценкам, нефтяные запасы стран каспийского бассейна составляют от 70 до 200 миллиардов баррелей. Страны-импортеры нефти уделяют большое внимание Казахстану, который наращивает свою нефтедобычу. Нефть с месторождения Тенгиз на севере Каспийского моря главным образом экспортируется по трубопроводу, построенному Каспийским Трубопроводным Консорциумом, в российский Новороссийск, расположенный на побережье Черного моря\».

Далее речь идет о том, что российское правительство, крупнейший акционер консорциума, дало согласие на запрос Казахстана увеличить втрое его экспорт, но из-за необходимости решения ряда технологических проблем на увеличение мощностей потребуется определенное время. Это заставляет задумываться над новыми маршрутами своих поставок. В мае Казахстан заявил об интересе к экспорту сырья по лоббируемой Соединенными Штатами линии Баку-Тбилиси-Джейхан, \»первому нефтепроводу в каспийском регионе, который не пролегает по территории России\».

В спор между США и Россией пытается вмешаться Китай, крайне заинтересованный в гарантиях нефтяных поставок. В настоящее время Китай строит трубопровод протяженностью в 3 тысячи километров из Казахстана в Синьцзян.

Не остается в стороне и Япония, — отмечается в публикации, — Японские компании участвуют в освоении казахстанского месторождения Кашаган, которое является крупнейшим нефтяным месторождением, открытым за последние 30 лет в мире. Начало промышленной добычи намечено на 2008 год. Япония также участвовала в строительстве трубопровода БТД, и этот проект считается отвечающим национальным интересам Японии\».

Asia Times напоминает о любопытной дипломатической истории. В прошлом году министр иностранных дел Японии Иорико Кавагучи посетила четыре страны Центральной Азии. Хотя она заявляла о создании единого центральноазиатского рынка ради поддержки региональной стабильности, в Китае эту поездку расценили как визит в поисках ресурсов. Китайский еженедельник Global Times тогда откликнулся на визит статьей под заголовком \»Поиск политической поддержки с видом на нефть\». В ответ высокопоставленный официальный представитель министерства иностранных дел Японии заметил, что визит не получил широкого освещения в его стране, однако Китай как конкурент отдал ему должное.

Между тем пока среди всех стран Азии абсолютным фаворитом в торгово-экономическом сотрудничестве с Казахстаном остается Китай. Об этом свидетельствуют данные, которые публикует пекинское издание People\’s Daily (англоязычный вариант главной газеты КНР \»Жэньминь Жибао\»). По данным министерства торговли Китая, с 1992 по 2004 гг. объемы китайско-казахстанской торговли выросли в 12 раз и достигли почти 4,5 миллиардов долларов США в 2004 г. против 368 миллионов долларов в 1992 г.

Министерство констатирует быстрое развитие двустороннего экономического сотрудничества двух стран с 1991 г., когда Китай установил дипломатические отношения с Казахстаном. Между двумя странами подписан ряд соглашений по экономическому сотрудничеству, а также учреждена совместная комиссия на уровне вице-премьеров. За первые пять месяцев этого года объем двусторонней торговли составил 2,27 миллиардов долларов, что на 25,5 процентов больше аналогичных показателей прошлого года.

В 2004 г. объем двусторонней торговли вырос на 36,6 процентов и достиг 4,498 миллиардов долларов. Китайский экспорт составил 2,2 миллиарда долларов, а импорт — 2,28 миллиардов. Главным образом Китай поставляет в Казахстан текстильные изделия и товары повседневного спроса, в то время как импортирует сталь, металлическую руду, нефть и нефтепродукты.

До конца 2004 г. Китай инвестировал в Казахстан в общей сложности 1,8 миллиардов долларов, главным образом в нефтедобычу, сельскохозяйственное производство и торговлю. Всего в Казахстане работает более 2 тысяч китайских компаний.

Еще одна статья экспорта — дети

Американская газета Christian Science Monitor (перевод статьи на сайте InoPressa.ru) приводит данные об усыновлении американцами детей из других государств. Только в прошлом году американцы усыновили около 23 тысячи детей в разных странах. Оказывается, Казахстан, и без того не самая густонаселенная и переживающая не лучшие в демографическом плане времена страна, входит в число лидеров по этому показателю. Ссылаясь на информацию Государственного департамента США, издание публикует следующий список.

10 стран, откуда сироты попадают в США:

1. Китай — 7044

2. Россия — 5865

3. Гватемала — 3264

4. Корея — 1716

5. Казахстан — 826

6. Украина — 723

7. Индия — 406

8. Гаити — 356

9. Эфиопия — 289

10. Колумбия — 287

В России время от времени раздаются голоса против такого массового усыновления детей иностранцами: \»Екатерина Лахова, председатель комитета Государственной думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи, заявила на этой неделе в одной из радиопрограмм, что система усыновления в России такова, что выгоднее \»продавать\» детей иностранцам, чем искать подходящих родителей на родине\». И это дает определенные результаты, в частности, была отменена аккредитация \»по крайней мере десяти из 80 агентств по международным усыновлениям в России, и, возможно, меч навис над многими другими\».

Однако ситуация вряд ли кардинально изменится без законодательных мер. \»Иностранцы, которые усыновляют детей через аккредитованные агентства, обычно платят около 20 тыс. долларов, оплачивают дорожные, юридические расходы и услуги переводчика. По словам одного эксперта, агентство обычно делает пожертвование в детский дом, из которого забирают ребенка, но не наличными. Финансовые затраты иностранцев – одно из ключевых противоречий, так как усыновление по российским законам должно быть бесплатным\». Пока усыновление остается крайне выгодным бизнесом, преодолеть коррупцию и нарушения вряд ли удастся.

Хотя в статье речь идет о России, но есть все основания экстраполировать ситуацию и на Казахстан. Удивительно, откуда сотни американцев, скорее всего прежде и не слышавшие о нашей стране, узнают о наличии сирот, отправляются за тысячи километров от своей родины и возвращаются уже с усыновленными детьми. Судя по всему, речь идет о баснословных барышах, которые достаются фирмам-посредникам. Однако следят ли власти Казахстана за судьбами детей за океаном? Впрочем, надо признать, для многих обитателей наших детдомов поездка за рубеж остается сказочной мечтой. Проблема в том, что и казахстанцы могли бы усыновлять детей, не сталкиваясь с изматывающими бюрократическими процедурами и взятками.